+
A
—
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет подал нехороший пример
Отправляя страну в полуторамесячный период нерабочих дней, Путин подчеркнул: ни сокращения зарплат, ни тем более увольнений в это время быть не должно. Однако на деле все оказалось не так. Зарплаты, как на собственном опыте убедились многие, посыпались сразу, а там начались и увольнения. К примеру, недавно о массовых сокращениях, начатых во время пандемии коронавируса, в «МК» сообщили из Санкт-Петербургского государственном аграрного университета.
— На очередном заседании Ученого совета СпбГАУ при утверждении штатного расписания на 2020-2021 учебный год было принято решение о сокращении 51 преподавательской ставки из имеющихся 284. А поскольку все эти ставки заняты, то до трети преподавателей вскоре покинут университет,- ужасаются педагоги.
Масштабы увольнений и в самом деле выглядят устрашающе. Даже если на улице окажется не каждый третий, а каждый пятый преподаватель, это и в добрые времена — трагедия. А тут, в условиях пандемии, «когда не то чтобы найти другую работу, но даже зайти в университет совершенно невозможно, вдруг принимают такое решение! И вдобавок говорят, что, если в ходе приемной кампании будет набрано недостаточно студентов, будут новые увольнения! Впрочем, пережившим увольнения также придется несладко. Для того чтобы не потерять работу и право на проживание, им придется перейти на 0,5 ставки, а то и меньше, что приведет к снижению дохода преподавателей!»- вздыхают в вузе.
Возмутило преподавателей и другое — условия крайней закрытости и келейности, в которых принималось судьбоносное для многих решение: «
— Все это известно коллективу лишь со слов руководителей подразделений. Об этом важнейшем решении никого из преподавателей не проинформировали, хотя все решения Ученого совета должны быть вывешены на сайте университета. И очень похоже, что время пандемии, когда в университете никого из преподавателей нет, было выбрано не случайно — чтобы провернуть все без лишнего шума,- не сомневаются в вузе.
Более того. О настоящем решении не были поставлены в известность даже профсоюзные организации университета. Так, по словам лидера местной профячейки «Университетская солидарность» Ирины Трушкиной, о предстоящем сокращении штатных единиц профессорско-преподавательского состава ей стало известно только со слов членов Ученого совета университета. И это отсутствие информации заставило людей заподозрить руководство вуза в нечестной игре.
— Есть основания считать, что «оптимизация», под флагом которой готовятся сокращения, лишь предлог,- говорят преподаватели.- В общежитиях для сотрудников администрация СпбГАУ резервирует места для тех, кто вот-вот переедет в Царское село (там располагается вуз — «МК».) из ставропольского вуза нашего новоявленного временно исполняющего обязанности ректора. А это значит, что освобожденные преподавателями места не «соптимизируют», а вскоре займут другие люди — бывшие коллеги ректора по его прежнему месту работы. Уже сейчас в университете работают и проживают в общежитии вуза сотрудники, приехавшие по приглашению врио ректора из Ставрополя. Всего же с момента своего назначения он потребовал уволиться «по собственному желанию» 14 сотрудников, а на их места были приняты бывшие сотрудники ставропольского Государственного аграрного университета и еще непонятно кто! Сейчас есть выговоры и замечания еще у 10 сотрудников вуза, так что скоро количество уволенных «по собственному желанию» вырастет. Врио ректора уже поставил перед отделом кадров задачу перевести всех сотрудников на срочные контракты до года. Это приведет к тому, что каждый из нас будет больше озабочен тем, чтобы остаться на своей должности и не потерять место проживания, а не об образовательном процессе!
Возмущенные преподаватели вуза и представители общественности готовят открытое обращение президенту России: «Общее мнение всех, кто неравнодушен к судьбе вуза: предпринимать такие шаги, как массовые увольнения в период пандемии недопустимо!»- подчеркивают они. Вопрос о допустимости происходящего в условиях пандемии мы переадресовали учредителю СпбГАУ — Министерству сельского хозяйства. И получили такой ответ:
«В данный момент в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете организована работа, предусматривающая приведение в соответствие соотношения профессорско-преподавательского состава и контингента обучающихся, а также удельного веса работников административно-управленческого и вспомогательного персонала к общей численности работников».
При этом, как уверяют в министерстве, «сокращение работников, для которых университет является основным местом работы, не планируется. Мероприятия могут затронуть только внешних совместителей, число которых в настоящее время составляет 72 человека. Работникам, замещающим такие ставки, будет предложено перейти с их согласия на меньшие доли ставок с возможностью принять более активное участие в реализации проектов программы развития университета. В университете разрабатывается новая система мотивации труда работников, основанная на объективных показателях их эффективности, закрепленных в трудовом контракте. Она позволит оценить качество работы и вклад каждого преподавателя в развитие университета. Запланированные вузом мероприятия дают широкие возможности профессорско-преподавательскому составу реализовать свой педагогический, научный и творческий потенциал и получать достойную зарплату».
Звучит все это убедительно. Вот только на деле, сообщили «МК» преподаватели, в «обсуждается новый проект штатного расписания администратино-хозяйственной части, где вводятся дополнительные инженерно-технические должности. А зачем? Не будет студентов, не будет преподавателей, но будет администрация?”- задаются они резонным вопросом.
ДЕРЕВНЯ ДВОРИКИ /Владимирская область/, 14 июля. / ТАСС/. Задача повышения зарплат преподавательского состава в вузах до 200% от средней по региону остается среди приоритетов. Это подчеркнул сегодня президент России Владимир Путин отвечая на вопросы участников форума «Территория смыслов на Клязьме». «У нас есть планы развития образования высшей школы, вы знаете о них и определенный год мы должны выйти на определенный уровень — до 200%, по сравнению со средней заработной платой в регионе. Мы к этому будем стремиться», — сказал президент, напомнив, что эта задача ставилась в одном из его «Майских указов». Путин признал, что в современных условиях это непросто будет сделать, «но в приоритетах (это) остается».
При этом глава государства отметил, отвечая на вопрос о зарплатах в вузах, что ему эта тема знакома. «Если вы когда-нибудь обращали внимание на мою биографию, вы заметили, что я тоже работал в университете, был помощником ректора Санкт-Петербургского университета. И как живет преподавательское сообщество, университетское я знаю не по наслешке», — сказал глава государства, добавив, что хоть он в той сфере работал немного, но определенные представления у него есть.
Что же касается текущих зарплат преподавателей, президент согласился, что «конечно, хотелось бы и больше». При этом он прокомментировал слова автора вопроса о том, что сотрудникам вузов приходится искать дополнительные заработки — это значит, что все-таки возможность заработать есть». «Хотелось бы, конечно, чтобы официальная — не официальная, а основная — зарплата была побольше. Мы будем к этому стремиться», — еще раз напомнил Путин о планах по ежегодному повышению уровня доходов сотрудников университетов. Между тем, глава государства подчеркнул, что вопрос в том, что это повышение не должно «выстреливать» на рынке труда по сравнению с другими видами деятельности, «чтобы не было перекосов». Также Путин указал на необходимость оптимизации работы высшей школы. Президент обратил внимание, что часть сотрудников вузов занимается преподаванием, а часть обслуживанием, а также и на другие проблемы, решение которых может отвлекать средства от повышения уровня зарплат в учебных заведениях. Глава государства отметил, что при переходе на новые формы оплаты труда и управления процессом в области среднего образования удается существенно поднять и уровень зарплаты преподавательского состава.
Развитие дистанционного образования
Власти РФ будет поддерживать развитие дистанционного образования, пообещал Путин. «Конечно-конечно, — сказал президент, отвечая на вопрос, будут ли власти поддерживать дистанционное образование. — Считаю, что это очень важно и обязательно будем поддерживать».
Президент напомнил, что в свое время был инициатором компьютеризации сельских школ именно с целью повышения доступности образования в отдаленных и малонаселенных пунктах. При этом он отметил, что власти исходят из необходимости максимально сохранять наличие малых школ в удаленных уголках страны, но «дистанционное образование крайне важно для такой страны, как наша».
В среду во время «Правительственного часа» в Госдуме глава Минобрнауки Михаил Котюков ответил на просьбу депутатов разобраться с реальным уровнем зарплат в вузах — по данным законодателей, разрыв в доходах управленцев и их подчиненных составляет десятки раз.
«Зарплатный» вопрос для депутатов станет одним из основных перед рассмотрением нового бюджета на трехлетку. Открывая накануне осеннюю сессию, глава нижней палаты Вячеслав Володин поставил цель — разобраться с проблемой средних зарплат работников образования и здравоохранения. И только с учетом этого принимать основной финансовый документ. Дело в том, что сейчас зарплата может рассчитываться с учетом доходов управленческого персонала. И в результате, сказал председатель ГД, рядовой педагог или врач получает недостаточные средства.
Ситуация в высшей школе — в том же ключе. Заработная плата в вузах, в соответствии с поручением президента, должна быть не ниже двукратной по региону. И этот показатель, как рассказал Котюков, уже достигнут.
Но ведь средняя зарплата по вузу — это как средняя температура по больнице, заметили в Госдуме.
— Как вы знаете, в некоторых высших учебных заведениях ректоры получают очень высокую заработную плату — в десятки раз выше, чем кандидаты наук, доценты, — заявил Вячеслав Володин.
Он напомнил, что «все обсуждают заработные платы министров, депутатов». «Но у наших коллег из высшей школы у многих в десятки раз они выше», — заметил парламентарий.
Глава нижней палаты призвал проанализировать зарплаты преподавательского состава — тех, кто непосредственно участвует в проведении занятий. И рассчитать этот показатель без учета доходов ректоров вузов, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедрами. Если преподавательские зарплаты на деле окажутся ниже целевого уровня, то необходимо будет принять решение.
При этом в Госдуме не призывают к бездумной «уравниловке». Если ученый много делает для страны, то высокий уровень дохода, конечно, обоснован, заметил председатель нижней палаты.
— Кто-то если из них изобрел то, что продвигает страну и прогресс, тоже обоснованно. Но отрываться от коллектива не нужно, — резюмировал Володин.
Надо еще и доходы научных сотрудников «посчитать», чтобы получить реальную картину, добавил депутат от КПРФ Олег Смолин.
Михаил Котюков пообещал подготовить и представить депутатам соответствующую информацию.
Мало того, он согласился с необходимостью совершенствовать систему оплаты ректорского корпуса. Речь как раз о сокращении разрыва в зарплатах. Этот процесс уже начался.
— Мы обновляем ту нормативную базу, которая существует, и устанавливаем те ограничения, которые давно были. То есть не более чем, в среднем, в восемь раз зарплата ректора должна превышать среднюю в коллективе, — сообщил министр.
Кадровый вопрос высшей школы и науки в целом глава Минобрнауки и депутаты обсуждали, конечно, не только в этом разрезе — Котюков рассказал о планах по расширению программы грантов для молодых ученых и других способах поддержки. «Правительством принято решение об увеличении в два раза премий молодым ученым. И это решение будет реализовано в самое ближайшее время», — рассказал, в частности, министр.
В целом ситуация с «утечкой мозгов» меняется уже сейчас, констатировал Котюков. А именно, «количество людей, которые приехали в Россию, приехали работать в науке, превышает число тех, кто уезжает». И приоритетные направления науки уже сегодня имеют долю молодых сотрудников, близкую к 50%.
Депутаты побеспокоились за кадры старшего возраста — не приведут ли попытки привлечения молодежи в науку к сокращению опытных сотрудников? Работы точно хватит всем, заверил Котюков. Ведь в новейшей истории наука, по его словам, впервые отнесена к национальным целям — надо войти в пятерку наиболее передовых стран мира. Амбициозная задача требует существенного увеличения количества российских исследователей — в ближайшие годы стоит задача не только удержать нынешние кадры, но и подготовить и привлечь в науку дополнительно 35 тысяч человек.
Отношение к дистанционной сдаче экзаменов
Как указывают авторы опроса, подавляющее большинство (87,1%) преподавателей в летнюю сессию 2020 года принимали экзамены полностью дистанционно. Больше половины (66,8%) опрошенных назвали такие условия приема экзаменов и отслеживания успеваемости «неудобными» или «скорее неудобными». Больше четверти педагогов (31%) оценили сложившиеся условия оценки знаний студентов «удобными» или «скорее удобными».
Читайте на РБК Pro
Исследователи отмечают прямую взаимосвязь между отношением преподавателя к дистанционке и оценкой изменений в приеме экзаменов. «Выделяются группы тех, кто положительно оценивает переход к онлайн-технологиям и называет процедуру проведения экзаменов в текущих условиях удобной (34,3%) и скорее удобной (36,6%), а также тех, кто рассматривает нынешнюю форму аттестации как неудобную и с недоверием относится к цифровизации учебного процесса (52,2%)», — говорится в исследовании.
Минобрнауки обяжет носить маски в вузах в новом учебном году
Каждый второй преподаватель (51,2%) полностью или скорее согласился с высокой распространенностью плагиата, списывания или другим академическим мошенничеством на экзамене, который лично принимал. Чаще других такой ответ давали преподаватели из Северо-Кавказского (61,9%), Южного (58,6%) и Сибирского (54,4%) федеральных округов. Эти же регионы находятся по результатам опроса в тройке лидеров противников онлайн-формата обучения в вузах.
Одновременно с этим 49,6% опрошенных педагогов согласились с предложенным авторами утверждением о том, что в нынешнюю сессию они поставили больше хороших либо отличных оценок студентам, а 40,5% такое улучшение успеваемости опровергли.
Связи между положительными или отрицательными оценками и ощущением фальсификаций на экзаменах, исходя из данных, нет, пояснил РБК автор исследования, руководитель методологии социальных исследований РАНХиГС Дмитрий Рогозин. «Мы можем лишь фиксировать неуверенность и сомнения у части преподавателей в возможности адекватно оценить успеваемость дистанционно. Но в целом оценки довольно позитивны, что скорее указывает на то, что адаптация к дистанционному формату в столь драматической ситуации пандемии прошла вполне успешно», — добавил он.
Ректор Московского педагогического университета (преподаватели вуза также принимали участие в опросе) Игорь Реморенко считает ответы касательно оценок, выставленных студентам, недостатком анкетного опроса. «Авторам следовало развести в анкете оценивание экзаменов в сессию и защиту выпускных работ. Преподаватели, например, нашего вуза, отвечали и про одно, и про второе, без специального объяснения тут трудно разобраться», — считает он.
Качество обучения и загруженность преподавателей
В период с начала пандемии и переходом на дистанционное образование и до конца учебного года произошло изменение в отношении педагогов к онлайн-формату: 34,4% в июле против 27,9% в апреле назвали такой формат удобным и комфортным. Тем не менее доля противоположных высказываний остается на высоком уровне — 62,5% против 67,2% в июле и апреле соответственно.
47% респондентов в июле относились к переводу учебного процесса в онлайн отрицательно, 20% — положительно, и чуть больше четверти педагогов (29,2%) высказались нейтрально. Однако, по версии авторов опроса, преподаватели стали «более вдумчиво и менее эмоционально рассматривать происходящее».
Кремль ответил на слова ректора ВШЭ о риске обеднения среднего класса
Наибольшее неприятие формата исследователи отмечают у преподавателей искусства и культуры (63,8%), математики (56,9%), сельского хозяйства (52,4%), естественных наук (52,3%). Лояльно к дистанционке относятся педагоги по компьютерным наукам (60,4% положительно или нейтрально), образование (57% положительно или нейтрально), обороне и безопасности (52,1% положительно или нейтрально).
Более половины перешедших на удаленку россиян оказались ею недовольны
«Наверное, в каких-то случаях без прямой помощи со стороны государства не обойтись. Мы тоже будем к этому готовиться и соответствующую поддержку вам окажем», — сказал Путин
Премьер-министр РФ проводит встречу с ректорами российских вузов
Государство готово оказать помощь вузам в деле повышения зарплат профессорско-преподавательскому составу с 1 сентября 2012 года до среднего уровня по региону, сообщил премьер-министр Владимир Путин. Об этом он заявил во вторник, 14 февраля, на встрече с ректорами российских вузов.
«Наверное, в каких-то случаях без прямой помощи со стороны государства не обойтись. Мы тоже будем к этому готовиться и соответствующую поддержку вам окажем», — сказал глава правительства.
Он добавил, что дополнительные расходы потребуются также для увеличения зарплат ассистентам и другому персоналу. «Об этом обо всем надо подумать», — сказал Путин.
Путин еще раз обратил внимание Минобрнауки и министерств, имеющих подведомственные вузы, на необходимость обеспечить увеличение зарплат преподавателям вузов в указанные сроки. «Я вас прошу это сделать и это абсолютно реализуемая задача», — сказал премьер.
Путин также отметил, что есть проблема с большим разрывом зарплат у руководства вузов и у преподавателей. По его словам, зарплата может отличаться в 10-15 раз только за счет федеральных средств.
Премьер считает, что особая ответственность и нагрузка, которую несет руководство вузов, требует дополнительной оплаты, но разрыв не должен быть столь большим. Кроме того, ректор вуза может получать дополнительные доходы, например гонорары за выпущенные книги, научные гранты и тому подобное, добавил он, передает РИА Новости.
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Президент России Владимир Путин заявил, что необходимо увеличить число бюджетных мест в вузах уже в 2020 году. Об этом глава государства рассказал на совещании по ситуации в системе образования, трансляцию которого вел телеканал РБК.
Путин отметил, что в послании Федеральному собранию предлагал ежегодно увеличивать количество подобных мест начиная с 2021 года. По его словам, это должно коснуться приоритетных направлений развития экономики, а также социальной сферы, а отдавать бюджетные места нужно преимущественно региональным вузам.
«Считаю, что мы должны пойти на такой шаг уже в текущем году и выделить дополнительные бюджетные места, чтобы не менее 60% выпускников школ смогли претендовать на бесплатное обучение в высших учебных заведениях», — сказал он.
Путин назвал вбросами сообщения про переход на дистанционное образование
Президент заявил, что сложившаяся ситуация с коронавирусом «не повод пересматривать и задирать» цены за обучение в вузах. Он попросил руководство вузов внимательно и взвешенно рассматривать ситуацию каждого студента, у которого появились проблемы с оплатой образования, и предлагать эффективные механизмы поддержки людей.
Основной стратегией для достижения амбициозных целей стало привлечение в Россию иностранных преподавателей и студентов. Ожидалось, что иностранные ученые помогут университетам увеличить количество публикаций в международных научных журналах, а также познакомят российских студентов с международной академической культурой и новым стилем преподавания.
Хотя целевые ориентиры интернационализации были установлены для всех российских университетов, лишь 21 из них получили федеральное финансирование на эти цели.
В этих университетах были созданы специальные международные офисы для работы с иностранными учеными и студентами. Для создания более привлекательных условий для иностранных преподавателей некоторые университеты ввели западные механизмы найма. В частности, в Высшей школе экономики были введены постоянные профессорские позиции без ограничения срока найма (tenure).
На первый взгляд, проект 5-100 выглядит успешным. Согласно вебсайту проекта, начиная с 2012 года доля иностранных преподавателей в общей численности работников российских университетов увеличилась более чем в пять раз. Университеты рапортуют о создании сотен новых долгосрочных и краткосрочных преподавательских позиций для иностранных ученых.
Однако, как показало проведенное мною исследование, привлечение иностранных преподавателей приводит к возникновению проблемы внутренней «разделенности» принимающих университетов. А это, в свою очередь, снижает эффективность усилий по реформированию высшего образования в России.
Кто и почему приезжает работать в Россию?
Большинство иностранных преподавателей концентрируется в Москве и Санкт-Петербурге. При этом значительное число работает также в университетах Тюмени, Томска и Дальнего Востока, финансируемых программой 5-100.
Иностранные ученые, приезжающие в Россию, различаются как по опыту преподавания, так и по срокам заключенных контрактов. Те, кто только что получил докторскую степень (PhD), чаще приезжают по долгосрочному контракту, тогда как более опытные профессора чаще работают по краткосрочным договорам, заключаемым иногда всего на несколько недель. Есть и докторанты, работающие над своими диссертациями и надеющиеся получить в России дополнительный исследовательский и преподавательский опыт.
В 2017 году я провела 8 интервью с иностранными преподавателями, работающими в разных российских университетах по контрактам от одного года до трех лет.
Они приехали в Россию в период с 2014 по 2017 год — на ранних этапах проекта 5-100. Мои респонденты преподавали в основном в университетах Москвы и Санкт-Петербурга. Более половины из них представляли университеты, финансируемые проектом 5-100. Большинство специализировались на гуманитарных науках и приехали из Соединенных Штатов и Европы, включая Италию и Израиль. Знание русского языка никому из них не требовалось, поскольку большинство международных программ ведется на английском языке.
Поскольку российские университеты обещали иностранцам уровень заработной платы, сопоставимый с зарплатой в американских университетах до уплаты налогов, а стоимость жизни в большинстве российских городов значительно ниже, чем в американских, это делало работу в России финансово привлекательной — особенно для молодых ученых, которые испытывают трудности в поисках работы на высококонкурентных западных академических рынках.
Особые условия работы
Университеты создают приглашенным преподавателям условия, которые существенно отличаются от условий работы российских коллег.
По словам молодого ученого, работавшего в Москве, начинающий иностранный преподаватель может заработать в российском университете столько же, сколько «лучший российский преподаватель» в том же университете по той же специальности. Зарплаты могут быть сопоставимы, если российский коллега будет публиковать хотя бы одну статью в год в рецензируемом англоязычном журнале. Другой мой собеседник утверждал, что его российским коллегам платят гораздо меньше, примерно одну пятую от его зарплаты. В любом случае, неравенство очевидно, и это создает напряженность в отношениях иностранных и российских коллег.
В дополнение к неравенству в зарплате существует серьезное неравенство в лекционной нагрузке. У большинства иностранцев она составляет 1:1 — они обязаны преподавать по одному курсу в осеннем и весеннем семестрах. Для сравнения, российские лекторы имеют, как правило, нагрузку 4:4.
Низкая нагрузка обеспечивается иностранным преподавателям для того, чтобы те имели возможность уделять больше времени работе над публикациями. Как отметил один из респондентов, это специально обсуждалось во время интервью в процессе рекрутирования.
Американские профессора, с которыми я разговаривала, отмечали, что даже с учетом дополнительных занятий со студентами, которые они проводили в университетах бесплатно, их учебная нагрузка в России была существенно меньше, чем во время их первой работы в Соединенных Штатах.
Чрезмерный акцент на публикации вызывает беспокойство у иностранных преподавателей, поскольку это искажает приоритеты их работы в России. По признанию одного из моих собеседников, создается впечатление, что публикации в западных журналах — «единственное, о чем заботятся принимающие университеты», а вовсе не педагогика или развитие новой академической культуры.
Университетская бюрократия
Sohu Times of India MilliyetСобеседники говорили о сложностях, которые они испытывали при взаимодействии с университетской бюрократией. Многие были шокированы количеством документов, которые им нужно было заполнить, чтобы получить зарплату, а также ограничениями, налагаемыми на время, проводимое вне России — оно официально считалось нерабочим временем. Некоторые респонденты жаловались, как сложно учитывать разделение времени на отпуск, проводимый дома, и различные академические мероприятия — конференции и другие формы академической деятельности. Эта проблема была особенно характерна для ВШЭ.
Общее мнение респондентов — засилье бюрократии мешает университетам создавать среду, способствующую процветанию академической свободы и интеллектуальной культуры. Акцент на рейтингах также отрицательно сказывается на создании интеллектуальной культуры российского университетского образования.
Мой собеседник, приехавший в Россию из Европы, отметил, что интерес к росту публикаций и изменений в преподавании в российских университетах продиктован стремлением не столько создать новую академическую культуру, сколько продвинуться по шкале рейтинга. Это делает российские университеты скорее «бизнес-ориентированными» структурами. Это отличает их от многих западных университетов с более глубокими традициями интеллектуальной жизни.
«Разделенный университет»
Неравенство условий работы создает у российских преподавателей ощущение несправедливости и подрывает идею коллегиальности, которая фактически приносится в жертву престижу, связанному с наличием на кафедре иностранных преподавателей.
Мои респонденты отмечали напряженность в отношениях с российскими коллегами не только из-за различий в нагрузке и зарплате. Не менее существенными являются различия подходов и философии преподавания.
Иностранные преподаватели говорили о сопротивлении принимающих университетов «западной» манере преподавания, которую отличает интерактивный подход и эгалитарные отношения со студентами. Местные преподаватели-ветераны не спешили расставаться с более привычными для них стандартизованными моделями обучения, для которых характерен иерархический подход, догматизм и отсутствие критического анализа информации.
Напряженность внутри принимающих университетов усиливалась еще и потому, что они — как участники программы 5-100 — оказались объектом особо пристального внимания со стороны проверяющих инстанций и в рамках общенационального мониторинга качества образования. Наряду с напряженностью в университетской среде некоторые зарубежные ученые упоминали об открытых антизападных настроениях за пределами стен своего университета.
Студенты также не везде приветствуют форматы преподавания, используемые иностранными профессорами. По словам одного моего респондента в Санкт-Петербурге, его студенты больше привыкли к формату лекций, а не семинаров. По его мнению, доминирование лекций в преподавании гуманитарных дисциплин сказывается на неспособности большинства студентов грамотно использовать критическую аргументацию в своих работах.
Чтобы изменить ситуацию, необходимо «переобучение» студентов в новой образовательной парадигме. При этом преподаватель отметил, что его студенты были открыты к изменениям и хорошо воспринимали новые образовательные подходы.
* * *
Привлекая иностранных преподавателей, российские университеты получают шанс не только поднять индексы цитирования и увеличить количество публикаций в международных журналах, но и формировать международную академическую культуру и новые подходы к преподаванию. Хотелось бы надеяться, что и после завершения проекта 5-100 университеты не потеряют интерес к этой долгосрочной задаче, без решения которой невозможно кардинально улучшить эффективность российского высшего образования.
Виктория Пардини — сотрудник Института Кеннана при Международном центре Вудро Вильсона.
Данный материал публикуется Центром независимых социальных исследований на сайте Eurasianet.org в рамках информационного сотрудничества. Представленные в тексте мнения, оценки и выводы могут не совпадать с позицией редакции Eurasianet.org.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Безопасность | Glassdoor
Мы получаем подозрительную информацию от вас или от вашего лица
интернет сеть. Пожалуйста, помогите нам сохранить Glassdoor в безопасности, подтвердив, что вы
реальный человек. Приносим свои извинения за неудобства. Если вы продолжаете видеть это
сообщение, пожалуйста, напишите
чтобы сообщить нам, что у вас проблемы.
Новый помощник Glassdoor sécurisée
Nous avons reçu des activités подозрительно отдает предпочтение
возобновить интернет.Aidez-nous é préserver la securité de Glassdoor en vérifiant
Que vous êtes une vraie personne. Простите за неудобство. Si Vous
продолжить сообщение, отправить посланника по электронной почте
Изысканный информер.
Unterstützen Sie un beim Schutz von Glassdoor
Wir haben einige verdächtige Aktivitäten von Ihnen oder jemandem, der in Ihrem
Интернет-Netzwerk angemeldet ist, festgestellt. Битте Хелфен Sie uns Glassdoor zu
schützen, Indem Sie bestätigen, dass Sie ein Mensch und kein Bot sind.Wir entschuldigen
uns für die Unannehmlichkeiten. Вен Дизе Мелдунг Вайтерхин Эршайн, Сенден Си Битте
Eine E-Mail
.
Безопасность | Glassdoor
Мы получаем подозрительную информацию от вас или от вашего лица
интернет сеть. Пожалуйста, помогите нам сохранить Glassdoor в безопасности, подтвердив, что вы
реальный человек. Приносим свои извинения за неудобства. Если вы продолжаете видеть это
сообщение, пожалуйста, напишите
чтобы сообщить нам, что у вас проблемы.
Новый помощник Glassdoor sécurisée
Nous avons reçu des activités подозрительно отдает предпочтение
возобновить интернет.Aidez-nous é préserver la securité de Glassdoor en vérifiant
Que vous êtes une vraie personne. Простите за неудобство. Si Vous
продолжить сообщение, отправить посланника по электронной почте
Изысканный информер.
Unterstützen Sie un beim Schutz von Glassdoor
Wir haben einige verdächtige Aktivitäten von Ihnen oder jemandem, der in Ihrem
Интернет-Netzwerk angemeldet ist, festgestellt. Битте Хелфен Sie uns Glassdoor zu
schützen, Indem Sie bestätigen, dass Sie ein Mensch und kein Bot sind.Wir entschuldigen
uns für die Unannehmlichkeiten. Вен Дизе Мелдунг Вайтерхин Эршайн, Сенден Си Битте
Eine E-Mail
.
Безопасность | Glassdoor
Мы получаем подозрительную информацию от вас или от вашего лица
интернет сеть. Пожалуйста, помогите нам сохранить Glassdoor в безопасности, подтвердив, что вы
реальный человек. Приносим свои извинения за неудобства. Если вы продолжаете видеть это
сообщение, пожалуйста, напишите
чтобы сообщить нам, что у вас проблемы.
Новый помощник Glassdoor sécurisée
Nous avons reçu des activités подозрительно отдает предпочтение
возобновить интернет.Aidez-nous é préserver la securité de Glassdoor en vérifiant
Que vous êtes une vraie personne. Простите за неудобство. Si Vous
продолжить сообщение, отправить посланника по электронной почте
Изысканный информер.
Unterstützen Sie un beim Schutz von Glassdoor
Wir haben einige verdächtige Aktivitäten von Ihnen oder jemandem, der in Ihrem
Интернет-Netzwerk angemeldet ist, festgestellt. Битте Хелфен Sie uns Glassdoor zu
schützen, Indem Sie bestätigen, dass Sie ein Mensch und kein Bot sind.Wir entschuldigen
uns für die Unannehmlichkeiten. Вен Дизе Мелдунг Вайтерхин Эршайн, Сенден Си Битте
Eine E-Mail
.