Виды плана текста: Что такое план текста и как его правильно составить

Содержание

Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Виды плана. (Сокращение текста)

Слайд 1

Виды плана как один из способов информационной переработки текста. Русский язык. 10 класс

Слайд 2

План — основные компоненты содержания текста, представленные в чётких и кратких формулировках. Простой план включает название значительных частей текста. Сложный план включает названия значительных частей текста, а также их смысловых компонентов.

Слайд 3

Планы бывают нескольких типов: 1. Вопросный 2. Назывной 3. Тезисный 4. План – опорная схема

Слайд 4

Вопросный план. Записывается в формате вопросов к тексту, каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не предложения с частицей ли, например: Как… Сколько… Когда… Почему… и т.д.

Слайд 5

Тезисный план. План из тезисов глагольного строя, например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим.

Слайд 6

Назывной план. План из тезисов номинативного строя, например: Использование млекопитающими и птицами неслышимых звуковых сигналов.

Слайд 7

План – опорная схема. Состоит из опорных слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада.

Слайд 8

Работа с текстом. 1) Всего труднее заставить человека поверить в факт, факт его существования. 2) Не то чтобы он не чувствовал, что существует: он чувствует своё дыхание, своё тепло, иногда и чужое, он носит своё тело, в нём проходят мысли, он работает – вещь рождается у него под руками. Но на сколько вёрст в окружности существует он, на сколько лет? Смотря кто. Есть диаметр сознания. Интерес к прошлому одновременен с интересом к будущему. Человек из записной книжки Чехова взглянул в окно на похороны: вот ты умер, тебя хоронить несут, а я завтракать пойду. Этот человек, конечно, может сказать о будущем: вот ты не родился ещё, у тебя нет фамилии, а я сейчас завтракать пойду. 3) Я думаю, что три четверти людей, так или иначе образованных, до сих пор обходятся тем фактом, что Солнце движется вокруг Земли. Все, или по крайней мере многие, учили в школе, что Земля движется вокруг Солнца, но из этого знания до сих пор как-то ничего не получилось.

Слайд 9

4) Знание – знанием, а сознание — сознанием: средний интеллигент ходит, честно говоря, с сознанием того, что Солнце всходит и заходит. Ему нечего делать с таким громоздким и совсем не очевидным фактом, что Земля движется… 5) Там, где кончается документ, там я начинаю. 6) Представление о том, что вся жизнь документирована, ни на чём не основано : бывают годы без документов. Кроме того, есть такие документы: регистрируется состояние здоровья жены и детей, а сам человек отсутствует. И потом сам человек – сколько он скрывает, как иногда похожи его письма на торопливые отписки! Человек не говорит главного, а затем, что он считает главным, есть ещё более главное. Ну и приходится заняться его делами и говорить за него, приходится обходиться самыми малыми документами. Важные вещи проявляются иногда в мимолетных , не очень внушительных формах. Даже большие движения – чем они сначала проявляются на поверхности? Там, на глубине, меняются отношения, а на поверхности – рябь или даже – всё как бывало… 7) Нужен пункт, лежащий вне, для того, чтобы проверять то, что пишешь. Это странное признание. Нужен умный завиток ковра или шкаф бычьей внешности, зашедший в комнату из другого измерения, попавший сюда из другого географического пласта. Он нужен как свидетель, как оценщик, как метроном. Он – неясное присутствие собеседника, читателя. Он крепкий, рыжий , не жалуется, молчит, посматривает на меня. У него есть свои качества, которые я уважаю. 8) И я не уважаю качеств знакомого, застрявшего в комнате, когда я работаю, по вежливости или навязчивости и старающегося не шуметь и не смотреть на меня. Пишут как любят – без свидетелей. (Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция : Избранные труды. М.: Аграф, 2002. с 208-218)

Слайд 10

Задания к тексту. 1. Выберите из предложенных заголовков максимально, на ваш взгляд, отражающий тему: «Секреты писательского ремесла»; «Как надо работать над книгой»; «Как мы пишем».

Слайд 11

2. Обоснуйте выбор заголовка.

Слайд 12

3. Поделите текст на смысловые части.

Слайд 13

4. Выпишите ключевые слова (словосочетания).

Слайд 14

5. Сформулируйте вопросы, которые можно было бы задать к каждой части текста (вопросный план).

Слайд 15

6. Составьте назывной план.

Слайд 16

7. Сократите текст, исключив информацию, которая является вспомогательной или оценочной.

Слайд 17

Ответы на вопросы. 4. Ключевые слова (словосочетания). Факт существования; интерес к прошлому, интерес к будущему. Солнце движется вокруг Земли; знание – знанием, а сознание – сознанием. Где кончается документ; человек отсутствует; заняться его делами и говорить за него? Проверять то, что пишешь; неясное присутствие собеседника; пишут как любят.

Слайд 18

5. Вопросный план. 1. Как человек осознаёт факт своего существования? 2. Почему знание иногда остаётся только знанием? 3. Когда возникает необходимость говорить за человека? 4. Как можно проверить то, о чём ты пишешь?

Слайд 19

6. Назывной план. Факт существования человека. Знание о движении Земли вокруг Солнца. Представление о жизни человека по документам. Неясное присутствие собеседника.

Слайд 20

Сокращённый текст

Слайд 21

Итог урока. Любой текст содержит главную и вспомогательную информацию, существуют способы информационной переработки текста, среди которых есть такие композиционные формы, как план. При «сжатии» текста важно сохранить содержательно-концептуальную информацию.

Конспект урока по родному (русскому) языку «План текста. Виды плана»

Родной язык 14.04.2020 Классная работа

План текста, виды плана

  1. Прочитай информацию и запомни её.

План – это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и (или) основную мысль. План очень коротко передает основное содержание текста.

Чтобы составить план, нужно:

  1. Прочитать текст. Обрати внимание на то, как он простроен:

о чём говорится в начале?

— какие события описаны дальше?

— как заканчивается текст?

  1. Разделить текст на смысловые части (эпизоды) – смену эпизодов определяет таких повествовательных компонентов: место действия, время действия, смена персонажей (достаточно изменения одного из них).

  2. Выделить главное в каждой части, отметив самое главное в части.

  3. Перечитать выделенный предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Побери к ним заголовки.

  4. Записать заголовок к каждой части.

  5. Проверить, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-то важное.

  6. Опираясь на план, пересказать текст.

ПОМНИ! Названия пунктов могут быть сформулированы по-разному:

  1. Как вопрос (Как появился колобок?)

  2. Как повествовательное предложение (Колобок появился.)

  3. Как ключевые фразы из текста, отражающие главную мысль («По амбарам помела, по сусекам поскребла»)

Обрати внимание! Я привела примеры названий одной части из сказки «Колобок». Речь в каждом названии идёт об одном и том же, но сформулировано по-разному.

Пример

Собака-грибник

 На лестнице я встретил маленького щенка и принёс его домой.

 Я дал ему кличку Майка и стал его обучать. Недели через три она прыгала через обруч, стояла на лапках.

 Прошло лето, за тем и осень пришла. В лесу появились грибы. Я часто ходил в лес с Майкой. В лесу она бегала за птицами, резвилась.

 Стал я обучать Майку находить грибы. Заметив грибы, она громко лаяла.  За восемь лет Майка была моей помощницей  по сбору грибов.

по А. Рыжкову

План:

Рассмотрим три вида плана:

1.Как я встретил щенка?

2.Как я обучал Майку?

3.Где я гулял с собакой?

4.Чем помогал мне Майка в лесу?

1. Встреча со щенком.
2. Обучение Майка.
3. Мои прогулки по лесу с собакой.
4. Мой помощник по сбору грибов.

1. «Я встретил маленького щенка…»

2. «Я стал его обучать».

3. «Я часто ходил в лес с Майкой».

4. «Майка была моей помощницей по сбору грибов».

2. Прочитай текст и выбери из списка те пункты плана , которые относятся к данному тексту. Запиши в тетрадь название текста и его план.

Чиж

Весёлая, добрая птичка. И название у неё ласковое: чиж, чижик.

В хвойных лесах устраивают птички свои маленькие уютные гнездышки. В них выводят на свет крошечных чижат.

А осенью собираются в большие стаи и улетают на юг. Но ненадолго. Уже в начале весны к звонкой весенней капели присоединяется весёлый голос чижа.

Здравствуй, чижик! Добро пожаловать!

 План

1. Весёлая, добрая птичка.

2. Как живут чижи.

3. Маленькие уютные гнездышки.

4. Осень.

5. Здравствуй, чижик!

6. Чиж — родственник воробья.

3. Определи порядок следования частей текста по плану и запиши полученный текст.

Золотая осень

Потом они набрали разных листьев и вернулись домой.

Лес был сказочным. Он оделся в яркий наряд. От жёлтых листьев он казался золотым.

Подул лёгкий ветерок. Листья закружились в дружном хороводе. Началась пора листопада. Дети долго любовались красотой природы.

Стоял ясный день. Дети пошли на экскурсию в лес. Солнце светило ярко. Небо было голубое. Стая журавлей косяком тянулась к югу.

План:

1.Стоял ясный день.

2.Сказочный лес.

3.Листья в хороводе.

4.Домой.

Урок русского языка на тему «Виды плана» (2 класс)

Тема: «Виды плана»

Цель:

Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с различными видами плана, учить делить текст на смысловые части, определять микротемы, составлять картинный, цитатный, мимический планы.

Развивающая: способствовать развитию мышления, речи, памяти, внимания, умению анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, желание преодолевать трудности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с текстом, картинки к ,

тексту.

Ход урока

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1.Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

2.- Представьте себе солнечный денёк. Вы гуляете по саду. И вдруг!.. прекрасный цветок гвоздики, как красный огонёк «горит» в цветнике.

(Слайд 1)

— Что вы почувствовали?

— Вам захотелось показать его кому-то?

— Как позвать своих друзей?

-С какой интонацией произнесёте эти слова?

— Прочитайте об этом стихотворение:

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонёк?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

Екатерина Серова.

— Каким тоном будете читать это стихотворение? (Радостным)

— Каким тоном прочитаете первое предложение? (Приглашаем посмотреть цветок, порадоваться)

— Второе? (Радостно-вопросительным тоном)

— Последнее? (С восхищением)

— Прочитайте выразительно.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(Слайд 2)

1.Продолжи логическую цепочку: «звук», «слог», «слово», «предложение», …(текст).

2. — Как Вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

-Что вы знаем знаете о тексте? (на доске появляется схема-

— предложения в тексте связаны по смыслу.

— к тексту можно придумать заглавие.

— к тексту можно составить план)

— А какой план мы умеем составлять? (Словесный).

Что значит словесный? (пункты плана составлены своими словами)

III.Выявление места и причины затруднения Выявление места и причины затруднения

— А как вы думаете, есть ли другие виды плана?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

— Сформулируйте тему нашего занятия.(ВИДЫ ПЛАНА тема на доске).

— Какую цель поставим перед собой? ( познакомиться с различными видами плана) .

-А задачу? (сравнить виды плана)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёзка)

(Слайд 3)

— Кто знает как называется березовый лес ?

(Еще раз нажать)(березовая роща , березняк)

— Какие это слова береза, березовая роща, березняк? (родственные или однокоренные)

— Со стародавних времен на Руси почитали березу. А год у славян год начинался не зимой, а весной, и встречали его не елью, а березой. И по сей день самым известным деревом и символом нашей страны считается береза. Но береза не только красивое, но и полезное дерево.

— Чем оно полезно? (чистый воздух, лечит от болезней, поит полезным соком, в березовой роще много грибов, ягод)

А что мы можем хорошего сделать для деревьев? (беречь, не ломать, сажать новые деревья)

Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь ее. Поэтому наша русская березка нуждается в охране.

Посмотрите на картинку.

— Предположите, как это будет связано с темой нашего урока.

V.Реализация построенного проекта

-Перед вами на партах лежат части одного текста. Когда я их разрезала они перепутались. Ваша задача прочитать тексты на отдельных листочках и составить один текст.

-Какова тема этого текста?

— Озаглавьте его.(Русские берёзы, открываю запись на доске)

— Выделите в каждой части главную мысль

(записываю поочередно запись на доске)

План.

1. Берёзовая роща ранней весной.

2. Берёзовая роща летом.

3. Берёзовый лес ранней осенью.

VI. Физминутка.

Скороговорка. Зимним утром от мороза

На заре звенят морозы.

(быстро проговорить, протопать, прохлопать)

1) картинный план

-Какие картинки можно нарисовать к данному тексту?

-Выберите из данных картинок подходящие к каждой части текста. (проверка, слайды)

Вывод: мы составили план к тексту. Пунктами этого плана являются картинки.

— Как можно назвать такой план? (картинный)

(Слайд 4)

2) цитатный план

-Можно ли к каждой картинке найти предложения из текста.

— Как называются такие предложения? (цитаты)

— Выберите из текста цитаты к каждой картинке.

(Читают выбранные цитаты, подписываем картинки цитатами)

(Слайд 4)

Цитатный план.

1. « Зелёной нежной дымкой покрываются лесные опушки».

2. « Тёплый ветер шелестит над головой зелёной листвою».

3. «Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвою».

Вывод: такие предложения из текста называются цитатами, а план, составленный из цитат, называется цитатным.

VII.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Что у них общего?(оба отражают содержание текста, передают самое главное в тексте в определённой последовательности)

— Чем отличаются?(выражены разными средствами: картинкой или отрывком текста, цитатой)

— Прочитайте план, который мы составили первым.

— Чем он похож на цитатный? (тема выражена словами, записаны предложениями)

— Но можно назвать его цитатным? Почему?

(пункты, предложения плана взяты не из текста, а составлены нами)

— Да, это обычный словесный план, состоящий из повествовательных предложений.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— С какими видами плана мы познакомились?

— А теперь составим очень необычный план, который поможет нам проследить не только события сказки, но и то, как меняется настроение действующих лиц сказки.

— Понравилась ли вам сказка? Чем?

-О чём эта сказка?

-Чему она учит?

-Назовите действующих лиц сказки.

— Кого из героев можно назвать друзьями? Почему?

— Кто вам несимпатичен? Почему?

— Куда отправились друзья жарким днём? (гулять)

— Как вы думаете, какое у них было настроение?

(превосходное, они были довольны прогулкой)

— Покажите, какое у них было выражение лиц? (ученик, у кого лучше получилось изобразить, показывает всем, после открывается слайд)

— Почему друзья отказались купаться?

-Как вы думаете, им купаться хотелось?

-Каким же тоном они ответили Лягушонку?

-Что выражали их лица? (Огорчение).

— Покажите. (слайд — огорчение)

— Что ответил друзьям Лягушонок? Как?

-Можно ли назвать его смех добрым?

-Почему друзья обиделись на него?

— Как бы вы поступили на месте Лягушонка?

— Покажите, как смеялся Лягушонок? (злой смех)

-Как обиделись друзья? (обида)

— Что придумали Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок? -Покажите, как они думали.(задумчивость)

— Что увидел Лягушонок, когда высунул из воды голову? -Покажите, как он удивился. (удивление, открывается слайд)

— Посмотрите на доску и скажите, что мы составили? (план)

— Как мы его составили, с помощью чего? (мимики)

— Такой план называется мимическим.

(Слайд 5)

— Самый трудный вопрос!

— Как вы думаете, к любому тексту можно составить мимический план? (нет)

— К тексту какого типа можно составить ( к повествованию)

— О чём может быть этот текст? ( о событиях, приключениях, где смеются, огорчаются, переживают, т.е. они испытывают разные чувства)

Давайте еще раз прочитаем какие виды плана мы с вами сегодня рассмотрели.

Виды плана: (Слайд 6)

1. Словесный.

2. Картинный.

3. Цитатный.

4. Мимический.

IX.Включение в систему знаний и повторение.

Задание: соединить слова из левого столбика со словами из правого столбика.(проверка)

X.Рефлексия учебной деятельности на уроке

hello_html_47373403.jpg

XI. Итог урока

— С чем мы сегодня познакомились на уроке?

— Какие виды плана вы узнали?

— Что у них общего?

— Чем отличаются?

— Для чего нужно уметь составлять план?

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

Текстоведение. Сложный план текста

Администрация Новоазовской общеобразовательной школы I-III ст. №2

Конспект урока по русскому языку

в 5 классе

на тему: «План текста простой и развернутый»

Составитель: Цебенко Татьяна Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Новоазовск 2016 год

Тема: « План текста простой и развернутый »

Цель: Познакомить учащихся с понятием развернутый план текста, видами планов текста, обобщить знания о признаках текста, его составных частях, типах текстов.

Задачи:

Образовательная:

-учить анализировать выбор языковых средств, в зависимости от основной цели автора;

-научить детей составлять развернутый и простой план текста.

Развивающая:

-формировать умения составлять собственные тексты разных типов;

-формировать умение логично выражать свои мысли.

Воспитательная:

-развивать орфографическую зоркость при объяснение изученных орфограмм;

-воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность.

Ресурсы и оборудование: учебник Ладыженская 5 класс, карточки с заданием, тексты разных типов.

Этапы урока, время.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД.

Методы, средства и приёмы.

Организационный

(2 минуты)

-Добрый день ребята! Садитесь, пожалуйста. Проверьте, всё ли у вас лежит на партах.

Приветствуют учителя, садятся на свои места. Готовятся к уроку.

Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Актуализация знаний

(5-7 минут)

-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и классная работа.

-Давайте с вами проведем орфографическую минутку. На доске написано стихотворение, вам нужно прочитать его и выписать слова с буквосочетаниями чк/чн.

-Заканчиваем, давайте проверим какие слова вы выписали.

-Теперь, давайте сделаем звуко-буквенный разбор слова ёлочки. Кто хочет разобрать это слово на доске?

( вызываю одного из учеников к доске) — Все остальные выполняют в тетрадях.

-Давайте проверим.

-Молодцы

Дети прописывают число и классная работа в тетрадях.

Под деревцем грибочки растут в лесу на кочке.
Колючие ёлочки берегут иголочки.
Поёт сверчок, скрипит смычок.
А ларчик просто открывался, если на ключ не запирался…
Кочни капустки зелены и хрустки…
Сварщик свечку поджигал, от усталости ворчал…

-Дети совместно с учителем проверяют задание.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя;

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Словесный метод;

Вопросно-ответная форма работы.

Самоопределение к деятельности

(5-7 минут)

Теперь, у нас с вами будет работа в парах. Я раздам вам карточки с текстом, вам нужно прочитать его и соединить линиями названия частей текста с его частями, а затем восстановить последовательность событий.

-Но прежде, чем мы с вами приступим выполнять эту работу, давайте вспомним правила работы в парах.

-Приступаем к работе.

-Как вы распределили порядок?

-Правильно!

-Составьте и запишите к данному тексту план.

-Давайте проверим какой план вы составили.

-Ребята , кто мне может сказать ,что такое текст?

-Верно. С какой целью он может быть составлен?

— О каких типах текста идёт речь?, смотрим на доску.

1. Повествуется (рассказывается) о чем-либо, излагается материал во временной последовательности.

2. Для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий.

3. Имеет определенную структуру: 1) Тезис (утверждение!) ; 2) Доказательства этого утверждения; 3)Вывод.

-Из каких основных частей состоит текст?

-Правильно!

-Как вы думаете, о чем сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

-Нужно прислушиваться друг к другу. Работать нужно без ошибок. Уважать чужие ошибки и правильно поправлять их.

-Текст-это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу.

— Повествование.

— Описание.

-Рассуждение.

Вступление, основная часть, заключение.

-О типах текста и планах текста.

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; Умение осуществлять продуктивное взаимодействия с одноклассниками; Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать свое мнение;

Умение работать в парах.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя.

Объяснение, беседа, чтение молча, наглядность.

Работа по теме урока

(5-10 минут)

Ребята, работаем по карточке. Прочитайте этот текст про себя.

-С какой целью создан этот текст?

-Какова основная мысль текста?

-К какому типу вы его отнесете?

-Теперь, нам нужно составить развернутый план текста. Как вы понимаете, что значит развернутый план текста?

-Ребята ,если простой план мы составляли по пунктам 1,2,3 и т.д, то развернутый план или еще его называют сложным планом нужно составлять по такой схеме:

( показываю карточку, где расписано как нужно составлять развернутый план)

-Давайте сейчас вместе попробуем составить развернутый план текста.

(коллективная работа). Для начала прочитаем этот текст.

-Теперь будем работать по плану, который у нас с вами на карточке.

(составляем совместно развернутый план текста)

Дети читают текст.

Дети высказывают свои мысли.

Дети выполняют задание.

Работа с раздаточным материалом

Текст «Капля в море» по

Г. Цыферову

Вступление:

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Основная часть:

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море.

Заключение:

Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают.

Развёрнутый план – это план, в котором каждый пункт разбивается на подпункты.

Развернутый план текста «Капля в море»:

I Вступление. Случай на море

    1. Домик на ножках.

II Основная часть. Черепашьи слёзы

2.1. Утром – плачет.

2.2. Закатилось солнышко – плачет.

2.3. Погасли звёзды – плачет.

III Заключение. Настоящая причина слёз черепахи

3.1. Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Личностные УУД:

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Развитие внимания, самостоятельности.

Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах.

Коммуникативные УУД:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Беседа, обсуждения, составление плана текстов, объяснение, работа с книгой.

Физкультминутка

( 2-3 минуты)

Встаем со своих мест и повторяем за мной (показываю упражнения).

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя.

Закрепление изученного материала

(5 минут)

Работа с раздаточным материалом.

Текст повествование

Текст описание

Текст рассуждение

Ученики работают в группах. Составляют сложный план к текстам.

Кто сажает лес?

        За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились  дубки. Еще совсем маленькие, всего три листочка торчат из земли.

        А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает.

        А кто?

        Долго не мог угадать.

        Однажды осенью шел я с охоты, смотрю – мимо меня низко-низко пролетела сойка.

        Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидал ли кто?  И потом полетела к реке.

        Я подошел к пню, а между корнями в ямке лежит два желудя: сойка спрятала их на зиму.

        Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастает.

Текст.

        Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы.

Текст

Ты помнишь сказку о буре с солнцем? Ехал в степи всадник. Буря с солнцем поспорили: кто сильнее и сможет с него шапку снять? Буря рвала, трепала, с коня сбила. Но не одолела. Натянул всадник шапку на самые уши, клещами рви – не сорвешь. А солнце к пригрело, так всадник сначала сбил шапку на затылок, а там и вовсе снял да еще и песню затянул про доброе солнышко.

        Поверишь ли, я эту сказочку на десять ладов слыхал на разных языках да в разных землях. Все знают, что сила в уме да в добре, в насилии же – слабость, да смерть – разорение. Однако же клонит к насилию. Легче насильничать: ломать – не строить. Если б мудрости со слов учились, давно бы все мудрые были.

Личностные УУД:

Умение выполнять в срок задание.

Обсуждение, беседа, чтение молча

Рефлексия

(5 минут)

Работа с упражнениями учебника (определение типов текстов).

Личностные УУД:

Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Обсуждение

Подведение итогов урока

(3 минуты)

-Что такое текст?

-С какой целью он может быть создан?

-С какими типами мы познакомились?

-Сегодня хорошо работали на уроке…

Дети отвечают на вопросы учителя. Совместно подводят итоги урока.

Познавательные УУД:

Умение находить главное в изучаемом; умение кратко оформлять высказывание.

Регулятивные УУД:

Умение воспринимать речь учителя.

Беседа (совместное подведение итогов).

Памятка «Как составить простой план текста»

План текста – это последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста. Для того, чтобы составить качественный план, необходимо опираться на основные правила.
Как составить план:

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

• Вопросный

• Назывной

• Тезисный

• План – опорная схема

• Комбинированный

Как правильно составить каждый из них?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).

Например:

— Кого поймали в море?

— О чем плакала пойманная черепаха ?

— Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например :

— В море поймали черепаху.

— Пойманная черепаха все время плачет.

— Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например :

— Пойманная черепаха.

— Черепашьи слезы.

— Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

Например :

-Черепаха

— Слёзы.

— Соль из воды.

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например :

— Кого поймали в море ?

-Пойманная черепаха все время плачет.

— Настоящая причина слёз черепахи.

Как составлять сложный план •

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал

2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Развёрнутый план – это план, в котором каждый пункт разбивается на подпункты.

Развернутый план текста «Капля в море»:

I Вступление. Случай на море

    1. Домик на ножках.

II Основная часть. Черепашьи слёзы

2.1. Утром – плачет.

2.2. Закатилось солнышко – плачет.

2.3. Погасли звёзды – плачет.

III Заключение. Настоящая причина слёз черепахи

3.1. Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Текст.

Кто сажает лес?

За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились дубки. Еще совсем маленькие, всего три листочка торчат из земли.

А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает.

А кто?

Долго не мог угадать.

Однажды осенью шел я с охоты, смотрю – мимо меня низко-низко пролетела сойка.

Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидал ли кто? И потом полетела к реке.

Я подошел к пню, а между корнями в ямке лежит два желудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастает.

Текст.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы.

Текст

Ты помнишь сказку о буре с солнцем? Ехал в степи всадник. Буря с солнцем поспорили: кто сильнее и сможет с него шапку снять? Буря рвала, трепала, с коня сбила. Но не одолела. Натянул всадник шапку на самые уши, клещами рви – не сорвешь. А солнце к пригрело, так всадник сначала сбил шапку на затылок, а там и вовсе снял да еще и песню затянул про доброе солнышко.

Поверишь ли, я эту сказочку на десять ладов слыхал на разных языках да в разных землях. Все знают, что сила в уме да в добре, в насилии же – слабость, да смерть – разорение. Однако же клонит к насилию. Легче насильничать: ломать – не строить. Если б мудрости со слов учились, давно бы все мудрые были.

Урок 4. Логичность и структура текста

логичность и структура текстаМы уже неоднократно говорили о том, что основными требованиями, предъявляемыми к любым текстам, являются логичность и структурированность. В этом уроке мы собираемся объяснить, что же это значит и как этого достичь.

Когда о тексте говорят, что он логичен, то обычно это не связано с логикой в прямом смысле. Безусловно, никакой текст не должен нарушать логических законов и правил рассуждения, однако в данном случае речь идёт немного о другом. Текст логичен, если все его части связаны между собой и выстраиваются в ясную последовательную демонстрацию основной идеи. Они складываются в связную историю. Хотя на первый взгляд кажется, что выполнить это требование просто, на практике выясняется, что это совсем не так. Многим авторам свойственны постоянные перескакивания с одной мысли на другую, длинные отступления, не связанные с основной темой, перемешивание в одном абзаце своих аргументов, контраргументов, критики и выводов, отсутствие вступления или заключения. Всё это примеры нелогичности.

Содержание

  1. План текста
  2. Структура
  3. Связность текста
  4. Проверочный тест

Главная проблема с требованием логичности и структурированности состоит в том, что зачастую автору сложно посмотреть на свой текст глазами читателя. Автор разобрался со своей темой, он в ней хорошо ориентируется, он продумал разные шаги, поэтому многие вещи кажутся ему очевидными, само собой разумеющимися, а потому логичными и не требующими никаких разъяснений. Читатель, в свою очередь, с темой пока не знаком, ему неизвестны основные идеи автора, ему ничего не кажется очевидным и логичным, если это не разъяснено должным образом, и более того, у него чаще всего нет времени и желания разбираться с непонятным для него текстом. Поэтому для автора полезно умение отстраняться от своего текста и смотреть на него так, как будто это чужой текст. Понятно, что это умение непросто в себе развить. Всем сложно непредвзято относиться к своей собственной работе. Идеально, если на финальной стадии работы с текстом, вы можете кого-нибудь попросить его прочитать и прокомментировать. Если вы не можете или не хотите сделать этого, то используйте следующий приём: после того, как вы закончили текст, отложите его на неделю или хотя бы на несколько дней, а потом прочитайте его заново – вы сразу увидите слабые и нелогичные части.

План текста

В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли. План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.

1

Первый тип плана – диалектический.

Он построен по принципу «тезис–антитезис–синтез». Подобный план хорош, если рассматриваемая вами проблема не имеет однозначного решения и вызывает широкую дискуссию. Обычно это социально-политические темы: например, смертная казнь, эвтаназия, аборты, слежка за гражданами своей страны в целях всеобщей безопасности и т.д. Тезис представляет собой позитивный ответ на заявленную проблему, в этой части приводятся аргументы за. Антитезис соответственно – это негативный ответ, здесь рассматриваются контраргументы. Синтез – это не просто смешение первых двух частей. Речь идёт о том, чтобы найти некоторую третью перспективу рассмотрения, иной угол зрения, который позволит взглянуть на заявленную тему поверх двух очевидных оппозиций.

2

Второй тип плана – аналитический.

Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.

3

Третий тип плана – исторический.

Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.

4

Последний тип плана – тематический.

Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.

Структура текста

Структура текста

Структура текста – это его внутреннее устройство, сочленение его частей. Она определяется выбранным стилем и жанром. У сонетов одна структура, у федеральных законов – другая, у научных статей – третья. К сожалению, описать все возможные виды структур текста нельзя, поэтому мы поговорим только об одном наиболее распространённом трехчастном виде структуры, характерном для научных, публицистических и некоторых официально-деловых текстов.

Как явствует из названия, трёхчастная структура подразумевает, что текст состоит из трёх частей, а именно: введения, основной части и заключения. Каждая часть по-своему важна и отсутствие хотя бы одной из них делает текст неполноценным. Чтобы понять значение каждой из этих частей, представьте текст в виде человеческого тела: голова – это введение, туловище – это основная часть, конечности – это заключение. Если лишить человека какой-то из этих частей, то он либо умрёт, либо будет инвалидом, то же самое происходит и с текстом. Рассмотрим подробнее функции каждой части.

Введение

Введение – очень важная часть текста. Именно по введению читатель определяет, стоит ли продолжить чтение текста или нет. Поэтому написанию введения нужно уделить особое внимание. Как это ни парадоксально звучит, написание введения лучше оставить напоследок. Дело в том, что часто при работе над текстом появляются новые неожиданные идеи, смещается фокус рассмотрения, меняется изначально задуманная структура. Если написать введение в самом начале, то с большой вероятностью его придётся переписывать, а выполнять одну и ту же работу дважды нецелесообразно. Поэтому лучше всего сначала ограничиться небольшим тезисным планом введения, который просто поможет вам структурировать ваши мысли, а в конце превратить этот план в полноценный текст.

Основная цель введения – поймать читателя на крючок, сделать так, чтобы он захотел читать ваш текст дальше. Следовательно, во введении необходимо показать, почему выбранная вами тема важна и стоит тщательного рассмотрения, а ваши мысли по её поводу интересны и оригинальны. Исходя из этих задач, вы должны включить во введение четыре компонента: «фразу-приманку», презентацию темы, её анализ и объяснение проблемы, и, наконец, план работы. «Фраза-приманка» должна привлечь читателя и помочь ненавязчиво перейти к рассматриваемой теме. Это может быть исторический факт, цитата, анекдот, распространённое мнение, стереотип и т.д. Этой фразой вы вводите читателя в контекст вашей работы. Далее вы должны объявить тему. Презентация темы не является просто повторением заглавия. Нужно так её перефразировать, чтобы затем естественно перейти к её анализу. Анализ темы должен показать, почему тема проблематична, почему о ней стоит писать и читать. В соответствии с выявленной проблемой разрабатывается план работы. Когда вы анонсируете план, не обязательно говорить: «В первой главе мы рассмотрим то-то. Во второй главе мы проанализируем то-то». Лучше сделать анонс плана менее формальным: «Я начну рассмотрение с того-то, чтобы на его основе перейти к анализу того-то».

Основная часть

В основной части вы излагаете основной материал, ваши мысли, идеи, аргументы, отвечаете на возможную критику, проводите анализ, делаете промежуточные выводы и т.д. Поскольку содержание основной части зависит от вашей темы и жанра, дать какие-то конкретные советы довольно сложно. Поэтому мы остановимся всего лишь на нескольких формальных требованиях.

Во-первых, помните, что основная часть – это большая часть работы. Она не может быть по объёму меньше введения и заключения. Во-вторых, идеально, если основная часть включает от двух до четырёх глав. Если основная часть слита в одну единственную длинную главу, это говорит о том, что автор плохо разобрался с материалом и своими мыслями и не может их должным образом структурировать. Если глав больше четырёх, это опять же говорит о том, что автор плохо поработал с материалом и не смог отделить главное от второстепенного. К тому же это создаёт эффект калейдоскопичности текста, когда он распадается на отдельные несвязанные между собой части. Безусловно, это правило не действует, если вы пишете учебник «История России. IX-XXI века». Здесь вряд ли можно ограничиться четырьмя главами. В-третьих, старайтесь, чтобы главы были примерно одинаковыми по объёму. Грубо говоря, если в одной главе двадцать страниц, а в другой всего лишь пять, то материал структурирован плохо – такого дисбаланса быть не должно. Наконец, не забывайте, что главы могут делиться на параграфы и обязаны делиться на абзацы. При этом абзац, параграф и глава имеют одинаковую структуру: сначала вы заявляете тему, затем проводите анализ примеров, аргументов и т.д., в конце делаете вывод и вставляете «связку», которая помогает перейти к следующей теме. При этом соблюдайте правило «одна глава/параграф/абзац – один предмет/тема/идея». Это, с одной стороны, поможет избежать повторений, а с другой – перегруженности отдельных частей материалом.

Заключение

Заключение – это раздел текста, в котором в первую очередь делаются выводы. Написанием заключения ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе текст будет казаться неоконченным, а ваша позиция не будет до конца ясна. Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления.

Названия и заголовки

Названия и заголовки – это тоже полноценная часть текста, причём очень значимая. Многие читатели при выборе книги ориентируются именно на заголовок и названия глав. Соответственно, если название является скучным или непонятным, а главы вообще не имеют названия, то велик шанс, что читатель пройдёт мимо такого текста. При составлении заголовков важно помнить, что они должны отражать основное содержание вашего текста, главы или параграфа. Читателю должно быть понятно, о чём вы собираетесь писать. Помимо этого заголовки показывают структуру текста и логику изложения. Они позволяют и самому автору, и читателю оценить, как части текста соотносятся между собой, следуют ли они одна из другой или нет.

Безусловно, придумать хорошие заголовки сложно. Хотя они должны быть довольно полными и понятными, плохо, если они являются очень длинными. Если вы не пишете диссертацию по лазерной физике, где название работы вполне может занимать три-четыре строки, длинный заголовок будет выглядеть громоздко. Поэтому нужно стараться сделать их как можно более лаконичными. Для этой цели можно активно пользоваться сочетанием заголовков и подзаголовков. Текст смотрится более выигрышно, если он имеет короткое, яркое, запоминающееся название и чуть более длинный, описательный, разъясняющий подзаголовок. Так вы убьёте двух зайцев одним выстрелом: привлечёте читателя и в то же время дадите ему знать, о чём пойдёт речь.

Связность текста

Логичность текста достигается не только за счёт правильной организации его частей, но и за счёт связности предложений между собой. Текст является связным, если предложения последовательно вытекают одно из другого. В таком случае читатель скользит по тексту как по спокойной реке. Если связность отсутствует, то создаётся эффект рублености текста. Читатель спотыкается на каждом предложении, потому что не понимает, как оно соотносится с предыдущим. Связность создаётся с помощью нескольких приёмов.

1. Порядок слов в предложении

В русском языке, как известно, свободный или, что более верно, гибкий порядок слов. Эта особенность позволяет формулировать предложения таким образом, что они образуют единое синтаксическое целое. Это значит, что каждое предложение сообразуется с предшествующим и последующим контекстом. Например, а) Мы собрались в гостиной. Папа принёс подарки, и мы кинулись их разбирать; б) Под ёлкой лежала куча подарков. Их принёс Дед Мороз. Я знаю, он существует!; в) Мы долго ждали подарки от бабушки. Наконец-то они у нас! Принёс их наш старый почтальон. В первом и во втором случаях порядок слов прямой, а во втором и третьем он изменён, поскольку важна информация о том, кто принёс подарки и каким образом они оказались у нас. Также читайте статью об актуальном членении предложения в нашем блоге.

2. Простые и сложные предложения

Необходимо сохранять баланс при употреблении простых и сложных предложений. Много простых предложений подряд дробят текст на кусочки и нарушают течение мысли. В то же время чересчур сложные предложения запутывают читателя, и он также теряет основную мысль. Например, три простых предложения У нас был сосед. Он жил в квартире напротив. В юности он много путешествовал лучше объединить в одно сложное Сосед, который жил в квартире напротив, в юности много путешествовал или в одно простое Сосед, живший в квартире напротив, в юности много путешествовал. Слишком усложнённое предложение, как «Мы поехали к друзьям, которые жили в Переделкино, где стоят старые дачи, в которых когда-то жили писатели, которые были популярны в советские годы«, лучше разделить на несколько простых Мы поехали к друзьям в Переделкино. Там стоят старые дачи писателей, которые были популярны в советское время.

3. Слова и обороты связи

Слова и обороты связи – это союзы, наречия, существительные, глаголы и словосочетания, показывающие, в каком отношении находятся части одного предложения или различные предложения. Обороты связи очень важны, так как без них зачастую непонятен смысл текста. В качестве примера приведём следующие предложения: «Юля красивая. У неё плохой характер«. Совершенно неясно, что именно хотел сказать автор. Подставляя разные обороты связи, этим двум предложениям можно придать совершенно различный смысл: Юля красивая, но у неё плохой характер; Юля красивая, поэтому у неё плохой характер, Несмотря на то что Юля красивая, у неё плохой характер и т.д.

Для удобства мы приведём таблицу с основными оборотами связи, имеющими то или иное значение.










Противопоставление

Напротив, наоборот, с одной стороны и с другой стороны, в противоположность, хотя, несмотря на то что, правда, вместо того чтобы, но, впрочем, а, однако, зато, вопреки тому что, не столько…, сколько…, невзирая на то что, независимо от того что, противоречие, антитеза

Причина и следствие

Потому что, поэтому, следовательно, вследствие того что, ибо, так как, благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, оттого что, отсюда вытекает/следует, в результате, поскольку, вот почему, итак, таким образом, так, значит, в заключение, согласно тому что, сообразуясь с тем что, по этой причине

Цель

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, стой целью что, ради того чтобы

Перечисление

Во-первых, во-вторых, в-третьих, вначале, затем, далее, наконец, прежде всего, потом, теперь, в то же время, в конце концов

Условие

Если, если бы, при условии что, коль скоро, раз, в случае если, когда

Дополнение

Между прочим, кроме того, в дополнение, плюс, к тому же, сверх того, кстати, к слову сказать, и, в равной мере, ко всему прочему, помимо того, что касается, вдобавок, а также, не только…, но и…

Пример

В частности, например, к примеру, в качестве примера/иллюстрации, другими словами, иначе говоря, что называется, а именно, представьте себе, вообразите следующую ситуацию

Выделение

Главное, основное, повторяю, подчёркиваю, особенно, действительно, в первую очередь, прежде всего, в сущности, по сути

Сравнение

Словно, так же, как, вроде того как, подобно тому как, точно, будто

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Структура текстаКсения Галанина

4 типа планов — определение, практика, объяснение на примерах

4 типа планов, которые менеджеры создают и применяют для управления бизнес-операциями, мониторинга и контроля деятельности организации для достижения поставленных целей.

Типы планов:

  1. Иерархические планы,
  2. Постоянные планы,
  3. Одноразовые планы и
  4. Планы на случай непредвиденных обстоятельств.

1. Иерархические планы

Эти планы составлены на трех основных иерархических уровнях, а именно: институциональном, управленческом и техническом.

Планы на этих 3 уровнях:

  • Стратегический
  • Административный и
  • Оперативный соответственно.

Стратегический план

Стратегический план обычно включает планирование на высшем институциональном уровне организации. Стратегические планы определяют долгосрочное видение организации и то, как организация намеревается воплотить свое видение в жизнь.

Вкратце, стратегическое планирование — это определение основных долгосрочных целей предприятия, а также принятие планов действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Стратегии не пытаются точно описать, как предприятие должно достичь своих целей, поскольку это задача бесчисленных основных и второстепенных вспомогательных программ.

Но они создают основу для руководства, связи и действия.

Административный или промежуточный план

Административное или промежуточное планирование осуществляется на уровне среднего менеджмента.

Это конус для распределения организационных ресурсов и координации внутренних подразделений организации.Это также процесс определения вклада, который подразделения могут сделать с выделенными ресурсами.

Операционный план

Наконец, операционное планирование — это процесс определения того, как конкретные задачи могут быть лучше всего выполнены вовремя с использованием имеющихся ресурсов.

Это также делается для повседневной работы организации. Таким образом, многие операционные планы предназначены для управления работой технического ядра организации.

2.Постоянные планы

Постоянные планы составляются для решения проблем, с которыми менеджеры сталкиваются постоянно.

Например, менеджеры могут довольно часто сталкиваться с проблемой опозданий.

Таким образом, менеджеры могут разработать постоянный план, который будет выполняться автоматически каждый раз, когда сотрудник опаздывает на работу. Такой постоянный план можно назвать стандартной операционной процедурой (СОП).

Миссия или цель, стратегии, политики, процедуры, правила — одни из наиболее распространенных постоянных планов.

Миссия или цель

Миссия или цель, часто используемые взаимозаменяемо, определяют основную задачу организации, для которой она создана.

Например, миссия университета — дать высшее образование.

Миссия швейной фабрики — производить и продавать готовую одежду и так далее.

Стратегия

Стратегия — это еще один тип широкого постоянного плана, который помогает определить основные долгосрочные цели предприятия, а также принять меры и распределить ресурсы, необходимые для достижения этих целей. .

Политики

Политики в большинстве случаев представляют собой постоянные планы. Политики содержат рекомендации для повторяющихся действий.

Они определяют область или устанавливают пределы, в которых должны приниматься решения, и гарантируют, что решение будет соответствовать цели и способствовать ее достижению.

Политики — это типы планов, которые дают лицам, принимающим решения, некоторую свободу действий при выполнении плана.

Иначе разницы между политиками и правилами не будет.

Политики должны допускать некоторую свободу действий. Политики помогают решать проблемы до того, как они превращаются в проблемы, и избавляют от необходимости анализировать одну и ту же ситуацию каждый раз, когда она возникает.

Позволяет менеджерам делегировать полномочия и при этом сохранять контроль над подчиненными в этом вопросе.

Существует много типов политик.

Примеры встречаются в политике найма только инженеров с университетским образованием, продвижения по службе изнутри, поощрения системы предложений сотрудников для повышения эффективности организации, установления конкурентоспособных цен и т. Д.

Некоторые политики могут возникать на основе обычных и общих способов поведения в организации.

Некоторые из них вводятся в действие устными или письменными заявлениями.

Например, в организации может существовать политика, которая «за исключением символических подарков очень номинальной стоимости или рекламной стоимости, ни один сотрудник не должен принимать подарки от любого поставщика».

Такие формальные правила обычно записываются в руководствах компании или правилах для сотрудников.

Политика является средством поощрения осмотрительности и инициативы, но в определенных пределах.Объем свободы действий обычно зависит от политики и занимаемой должности и полномочий в организации.

Поскольку политики носят общий характер, они содержат указания относительно того, как сотрудники будут выполнять свою работу.

Хотя политики предоставляют менеджерам некоторую гибкость в подходе к различным организационным проблемам, эта общность снова делает политику довольно расплывчатой.

Контроль становится трудным, когда люди начинают иначе интерпретировать значение и цель политики.

Правила

Правила Как и политики, правила — это постоянные планы, направляющие действия. В правилах конкретно указывается, что сотрудники должны делать или не делать.

Например, кампания против курения, начатая некоторыми организациями, поддерживается некоторыми организационными правилами. В отличие от политик, правила не позволяют осуществлять личное усмотрение.

Вместо этого правила определяют, какие действия будут предприняты (или не предприняты) и какое поведение разрешено или нет.С другой стороны, политики говорят людям, как думать о решениях, которые необходимо принять в отношении действий.

Процедуры

Процедуры Подобно правилам, процедуры представляют собой постоянные планы, которые направляют действия, а не предположения.

Это планы, устанавливающие требуемый метод ведения будущей деятельности.

Процедуры устанавливают обычные способы выполнения определенных действий, таких как наем клерка, повышение по службе, получение ссуды в банке.

Основная характеристика процедуры состоит в том, что она представляет собой хронологическую последовательность событий.

Он определяет последовательность шагов, которые необходимо предпринять для выполнения задачи. Определенная серия шагов, которые необходимо предпринять для поступления на программу MBA АУБ, является примером процедуры.

3. Одноразовые планы

Одноразовые планы подготавливаются для единичных или уникальных ситуаций или проблем и обычно отменяются или заменяются после одного использования.

Обычно используются четыре типа одноразовых планов. Это —

  1. целей / задач,
  2. программ,
  3. проектов,
  4. бюджетов.

Цели или задачи

Цели или задачи, часто взаимозаменяемые, — это цели, на которые направлена ​​деятельность.

Они представляют собой не только конечную точку планирования, но и конечную цель, на которую направлены все другие управленческие функции.

Цели устанавливаются на определенный период, и поэтому одна и та же цель не повторяется год за годом, месяц за месяцем или день за днем.

Цели или задачи делятся на 3 типа.

Программы

Программы — это планы действий, которые выполняются в надлежащей последовательности в соответствии с целями, политиками и процедурами.

Таким образом, программа устанавливает основные шаги, которые необходимо предпринять для достижения цели, и устанавливает приблизительные временные рамки для ее выполнения.

Программы обычно финансируются из бюджета.

Программа может быть основной или второстепенной, а также долгосрочной, среднесрочной или краткосрочной. Поскольку после выполнения своей задачи он не используется в той же форме, он относится к категории одноразового плана.

Проекты

Проект — это конкретная работа, которую необходимо выполнить в связи с общей программой. Итак, отдельный шаг в программе настраивается как проект.

У проекта есть четкая цель и четкое завершение.

«Проекты имеют те же характеристики, что и программы, но, как правило, они более узкие и менее сложные. Часто проекты создаются для поддержки или дополнения программы ».

Бюджеты

Бюджет — это заявление об ожидаемых результатах, выраженное в числовом выражении.Иногда ее называют нумерованной программой и чаще всего выражают в денежных единицах, например рупиях, евро, долларах и т. Д.

Они также могут быть выражены в любых измеримых единицах, таких как час, метрическая тонна и т. Д. охватывает конкретный период времени, и по его окончании создается новый бюджет. Это не только инструмент планирования, но и инструмент контроля.

4. Планы на случай непредвиденных обстоятельств

Как мы уже знаем, процесс планирования основан на определенных предположениях о том, что может произойти в среде организации.

Планы на случай непредвиденных обстоятельств составлены для ситуаций, которые могут возникнуть, если эти предположения окажутся неверными.

Таким образом, планирование действий на случай непредвиденных обстоятельств — это разработка альтернативных способов действий, которые необходимо предпринять, если события нарушают запланированный план действий.

План на случай непредвиденных обстоятельств позволяет руководству действовать немедленно, если такие непредвиденные события, как забастовки, бойкоты, стихийные бедствия или крупные экономические изменения, сделают существующие планы неработоспособными или непригодными.

.

Управление бизнесом: 4 типа планирования

Man in suit looking through a telescope

Бизнес-планирование кажется чем-то, что организации делают хорошо, учитывая почти самоочевидную важность этой концепции. Однако это не всегда так. «По моему опыту проведения десятков семинаров по бизнес-планированию в странах по всему миру, я бы сказал, что только от 10% до 15% команд, с которыми я столкнулся, имеют эффективный процесс бизнес-планирования», — говорит автор и эксперт по бизнес-планам Тим. Ягода в Предприниматель .

Организации должны лучше понимать, как подходить к бизнес-планированию. В следующих разделах подробно рассматривается тема и четыре типа планирования.

Зачем планировать?

«Планирование — это организованное управление ресурсами и приоритетами», — говорит Берри. «Управление связано с лидерством, и это связано с производительностью».

Если компании улучшат свое планирование, улучшатся и управление, и руководство. Следующие шаги могут помочь компаниям лучше планировать.

  • Разработайте план : Запишите важные детали и сосредоточьтесь на сильных сторонах, на том, что имеет значение, на том, какие люди наиболее важны для вас и что вы можете для них сделать. Это поможет вам донести свое видение до сотрудников.
  • Определите успех: Каким вы видите свой бизнес через несколько лет? Определите долгосрочные цели и будьте конкретны. Установите вехи для определенных целей и определите, кто их достигнет. Посмотрите, что движет вашим бизнесом; это могут быть презентации, конверсии, просмотры страниц или что-то еще.Затем составьте график обзора и при необходимости пересмотрите свои долгосрочные цели.
  • Приведите в движение : отслеживайте и анализируйте числа, чтобы помочь вам управлять работой, связанной с числами. Вы сможете лучше вносить изменения или разрабатывать новые планы, которые помогут вам лучше управлять.

Четыре типа планов

Оперативное планирование

«В оперативных планах говорится о том, как все должно происходить», — сказал Мак Стори, спикер по мотивации лидерства в LinkedIn.«Установлены руководящие принципы того, как выполнить миссию».

Этот тип планирования обычно описывает повседневную работу компании. Операционные планы часто описываются как планы одноразового использования или текущие планы. Планы одноразового использования создаются для событий и действий, которые могут быть единичными (например, одной маркетинговой кампании). Текущие планы включают политику решения проблем, правила для конкретных положений и процедуры для пошагового процесса для достижения конкретных целей.

Стратегическое планирование

«Стратегические планы — это все, почему что-то должно происходить», — сказал Стори. «Это большая картина, долгосрочное мышление. Все начинается на самом высоком уровне с определения миссии и видения ».

Стратегическое планирование включает общий обзор всего бизнеса. Это фундаментальная основа организации, которая будет определять долгосрочные решения. Объем стратегического планирования может варьироваться от следующих двух лет до следующих 10 лет.Важными компонентами стратегического плана являются видение, миссия и ценности.

Тактическое планирование

«Тактические планы касаются того, что должно произойти», — сказал Стори. «В основном на тактическом уровне существует множество целенаправленных, конкретных и краткосрочных планов, в которых выполняется фактическая работа, которые поддерживают стратегические планы высокого уровня».

Тактическое планирование поддерживает стратегическое планирование. Он включает в себя тактику, которую организация планирует использовать для достижения того, что изложено в стратегическом плане.Часто объем составляет менее одного года и разбивает стратегический план на части, требующие выполнения. Тактическое планирование отличается от оперативного в том, что тактические планы задают конкретные вопросы о том, что должно произойти для достижения стратегической цели; В оперативных планах спрашивается, как организация обычно что-то делает для выполнения миссии компании.

Планирование на случай непредвиденных обстоятельств

Планы на случай непредвиденных обстоятельств составляются, когда случается что-то неожиданное или когда что-то нужно изменить.Бизнес-эксперты иногда называют эти планы особым видом планирования.

Планирование на случай непредвиденных обстоятельств может быть полезно в обстоятельствах, требующих изменений. Хотя менеджеры должны предвидеть изменения, когда участвуют в любом из основных типов планирования, планирование на случай непредвиденных обстоятельств необходимо в моменты, когда изменения невозможно предвидеть. По мере усложнения делового мира становится все более важным заниматься и понимать планирование на случай непредвиденных обстоятельств.

Стать бизнес-лидером

Alvernia University предлагает онлайн-программу MBA, которая поможет вам раскрыть свой лидерский потенциал.Изучите навыки и знания, необходимые для работы на руководящих должностях, открытия бизнеса или достижения других карьерных целей. Программа проходит в полностью интерактивной учебной среде, что позволяет вам поддерживать свой рабочий и личный график.

.

Детализация типов планов

Тактический план касается того, что должны делать подразделения нижнего уровня в каждом дивизионе, как они должны это делать и кто отвечает на каждом уровне. Тактика — это средство, необходимое для того, чтобы активировать стратегию и заставить ее работать.

Тактические планы связаны с более короткими временными рамками и более узкими рамками, чем стратегические планы. Эти планы обычно рассчитаны на один год или меньше, потому что они считаются краткосрочными целями. С другой стороны, для достижения долгосрочных целей может потребоваться несколько лет или больше.Обычно ответственность за общий стратегический план и определение конкретных тактических действий лежит на менеджере среднего звена.

Стратегический план — это схема шагов, разработанная с учетом целей всей организации в целом, а не целей конкретных подразделений или отделов. Стратегическое планирование начинается с миссии организации.

Стратегические планы включают перспективу на следующие два, три, пять или даже больше лет, чтобы переместить организацию с того места, где она находится в настоящее время, туда, где она хочет быть.Эти планы требуют многоуровневого участия и гармонии между всеми уровнями управления в организации. Руководство высшего уровня разрабатывает целевые задачи для всей организации, в то время как руководство более низкого уровня разрабатывает совместимые цели и планы по их достижению. Стратегический план высшего руководства для всей организации становится основой и устанавливает размеры для планирования нижнего уровня.

Планы на случай непредвиденных обстоятельств

Интеллектуальное и успешное управление зависит от постоянного стремления к адаптации, гибкости и умения справляться с изменяющимися условиями.Сильное управление требует подхода «всегда держать все возможности открытыми» — вот где приходит на помощь планирование на случай непредвиденных обстоятельств.

Планирование на случай непредвиденных обстоятельств включает определение альтернативных способов действий, которые могут быть реализованы, если и когда первоначальный план окажется неадекватным из-за меняющихся обстоятельств.

Имейте в виду, что события, не зависящие от менеджера, могут привести к провалу даже самых тщательно подготовленных альтернативных сценариев будущего. Часто возникают неожиданные проблемы и события.Когда они это сделают, менеджерам, возможно, придется изменить свои планы. Лучше всего предвидеть изменения в процессе планирования, если что-то пойдет не так, как ожидалось. Затем руководство может разработать альтернативы существующему плану и подготовить их к использованию, когда и если обстоятельства сделают эти альтернативы подходящими.

.

Что такое планирование? определение, характеристики, шаги и важность

Определение : Планирование — это фундаментальная функция управления, которая включает решения, заранее , что должно быть сделано, когда это должно быть сделано, как это должно быть сделано и кто будет это делать. Это интеллектуальный процесс , который устанавливает и целей организации и разрабатывает различные направления действий , с помощью которых организация может достичь этих целей.Он точно описывает, как достичь конкретной цели.

Планирование — это не что иное, как мышление до того, как произойдет действие . Это помогает нам заглянуть в будущее и заранее решить, как действовать в ситуациях, с которыми мы столкнемся в будущем. Это включает в себя логическое мышление и рациональное принятие решений.

Характеристики планировки

characteristics of planning

  1. Управленческая функция : Планирование — это в первую очередь управленческая функция, обеспечивающая основу для других функций управления, т.е.е. организация, укомплектование кадрами, руководство и контроль, поскольку они выполняются на периферии составленных планов.
  2. Ориентация на цель : Он фокусируется на определении целей организации, определении альтернативных направлений действий и принятии решения о соответствующем плане действий, который необходимо предпринять для достижения целей.
  3. Pervasive : Он широко распространен в том смысле, что присутствует во всех сегментах и ​​требуется на всех уровнях организации.Хотя объем планирования различается на разных уровнях и отделах.
  4. Непрерывный процесс : Планы составляются на определенный срок, например, на месяц, квартал, год и т. Д. По истечении этого периода составляются новые планы с учетом текущих и будущих требований и условий организации. Следовательно, это непрерывный процесс, так как планы составляются, выполняются, а затем следует другой план.
  5. Интеллектуальный процесс : Это умственное упражнение, включающее в себя применение разума, чтобы думать, прогнозировать, разумно воображать, вводить новшества и т. Д.
  6. Futuristic : В процессе планирования мы заглядываем в будущее. Он включает в себя взгляд в будущее, его анализ и прогноз, чтобы организация могла эффективно противостоять будущим вызовам.
  7. Принятие решений : Решения принимаются относительно выбора альтернативных способов действий, которые могут быть предприняты для достижения цели. Выбранная альтернатива должна быть лучшей среди всех, с наименьшим числом отрицательных и наибольшим числом положительных результатов.

Планирование связано с постановкой целей, задач и формулированием плана их достижения. Эта деятельность помогает менеджерам проанализировать текущее состояние , чтобы определить пути достижения желаемой должности в будущем . Это и потребность организации, и ответственность менеджеров.

Важность планирования

  • Он помогает менеджерам улучшить будущую производительность , устанавливая цели и выбирая курс действий на благо организации.
  • It сводит к минимуму риски и неопределенность , заглядывая в будущее.
  • Это способствует координации деятельности . Таким образом, сокращается дублирование действий и исключается непродуктивная работа.
  • В нем заранее указано, что следует делать в будущем, поэтому дает направление для действий.
  • Он раскрывает и определяет будущих возможностей и угроз .
  • Это устанавливает стандарты для управления .Он сравнивает фактическую производительность со стандартной производительностью, и прилагаются усилия для ее исправления.

Планирование присутствует во всех типах организаций, домашних хозяйств, секторов, экономик и т. Д. Нам необходимо планировать, потому что будущее очень неопределенно, и никто не может предсказать будущее со 100% точностью, поскольку условия могут измениться в любое время. Следовательно, планирование является основным требованием любой организации для выживания, роста и успеха.

Этапы планирования

Steps of Planning

В процессе планирования организация не только получает представление о будущем, но также помогает организации формировать свое будущее.Эффективное планирование предполагает простоту плана, то есть план должен быть четко сформулирован и прост для понимания , потому что, если план слишком сложен, он создаст хаос среди членов организации. Кроме того, план должен соответствовать всем требованиям организации .

.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован.