Сколько зарабатывает палеонтолог в россии: Зарплата палеонтолога в 2018 году. Сколько зарабатывает?

Содержание

ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН АЛЕКСЕЙ РОЗАНОВ: ИЗ БУДУЩЕГО — В ПРОШЛОЕ!

Заглянуть в глубь веков, найти осязаемые свидетельства жизни, которая была на Земле миллионы лет назад, — такие задачи ставит перед собой палеонтология — наука о вымерших растениях и животных, сохранившихся в виде ископаемых остатков, отпечатков и следов их жизнедеятельности. Благодаря удивительным открытиям, сделанным палеонтологами в последние годы, эта наука завоевала популярность, ею интересуются от мала до велика во всем мире.

Один из ведущих палеонтологов России, ученый с мировым именем, член-корреспондент РАН А. Ю. Розанов был гостем очередного «Чаепития в Академии», состоявшегося в конце прошлого года. Предлагаем вниманию читателей отчет об этом событии. Напоминаем, что такие встречи ученых с журналистами вот уже два года ежемесячно проходят в президиуме Российской академии наук под председательством писателя В. С. Губарева (см. №№ 1, 2, 1999 г. и № 1, 2000 г.).

Палеонтологический институт Российской академии наук (сокращенно — ПИН РАН) располагается на юго-западной окраине Москвы, в удивительно красивом месте — рядом с санаторием «Узкое» в здании из красного кирпича. Единственное в своем роде не только в столице, но и во всей России, оно поражает своей необычностью, напоминая средневековую крепость — такие же сторожевые башни и неприступные стены. Что же они охраняют?

Об этом и шел наш разговор с директором института, членом-корреспондентом РАН, профессором Алексеем Юрьевичем Розановым.

— Можете вы объяснить удивительное явление: нет в обществе интереса ни к ядерной энергии, ни к космическим полетам, но стоит произнести слово «динозавры», и сразу же на лицах появляется улыбка… Откуда такой интерес к прошлому, причем не ближнему, а весьма далекому?

— У нас на динозавров начали обращать внимание совсем недавно. Я имею в виду, конечно, не ученых, а широкую публику … Мода пришла к нам позже, чем во многие страны мира, но раньше, чем в Европу.

— Почему?

— Японию и Америку динозавры «завоевали» очень быстро. Японцев драконы разные окружают с детства. Ну, а американцы по натуре радуются всему, их рассмешить и увлечь очень легко. .. Так что интерес к динозаврам там вполне объясним. Европа же сыта разными культурными ценностями и диковинами. Вы только подумайте, сколько музеев в Европе! Причем очень хороших… В Париже, например, нужно потратить месяцы, чтобы просто пробежать по музеям…

— Тем не менее странно, что динозавры «пришли» к нам раньше, чем к парижанам?!

— Тут есть одна особенность: в смутное время интерес ко всему загадочному и необычному повышается. А мы живем в эпоху демонизма, шаманизма, паранауки. Для человека, не занимающегося палеонтологией, динозавры из той же области.

— Загадочно и интересно!

— Для меня динозавры особого интереса не представляют. С точки зрения того, чем я занимаюсь, они «молоденькие»… В палеонтологии очень много объектов не менее привлекательных. Славу динозаврам, конечно же, создал кинематограф. Хотя размеры скелетов динозавров, представленных в изобилии в нашем музее, тоже впечатляют… А мамонты, к примеру, меньше поражают детское воображение — дети видели слона в зоопарке.

— Может быть, у нас интерес к палеонтологии был бы еще больше, если бы о вас лучше знали?

— Музей находится у самой кольцевой дороги, на отшибе. И, честно говоря, мы не заинтересованы в рекламе. Более того, считаем, что она вредна.

— !?

— Когда о нас рассказали по телевидению, то интерес к музею возрос многократно. Люди выстраивались в огромные очереди. И возникли проблемы, которые мы предусмотреть не могли и о которых раньше не думали. Ведь музей — научное учреждение, а не зрелищное. У нас в то время даже не существовало охраны, не было буфетов.

Визитная карточка: А. Ю. Розанов — специалист по палеонтологии, палеографии и стратиграфии древних толщ, эволюции биосферы и бактериальной палеонтологии. Он автор около 250 научных публикаций, в том числе 21 монографии.

— Вы пытаетесь доказать, что науке популярность не нужна?

— Конечно, хотелось бы, чтобы наш музей пользовался популярностью, но чисто технически мы не сможем справиться с большим потоком посетителей, если вдруг станет «модным» к нам ходить. .. Впрочем, мы надеемся, что созданное РАН агентство «Наука» развернется и сделает несколько передвижных выставок, как-то обустроит территорию. Тогда, я уверен, к нам будет приходить очень много народа. Здесь, в Узком, можно хорошо отдохнуть, а заодно «прикоснуться» к палеонтологии. Мне кажется, интерес к нашей науке в России будет постепенно возрастать, и к этому следует быть готовым.

— Как ни странно, палеонтологией интересовались у нас всегда, не так ли?

— Но тех, кто занимался ею профессионально или даже полупрофессионально, было немного.

— Почему?

— В других странах, в тех же Японии или Китае, заходишь в храм или парк, и тебя сразу окружают разные чудища… Я считал, что это фантазии, однако, попав в Китай, понял: нет, реальность. Просто мы, европейцы, воспринимаем ее иначе. Точно так же, как музыку. Раньше меня китайская музыка только раздражала. Но совсем иначе начал я воспринимать ее, после того как мои знакомые, живущие в этой стране, подсказали, что весь строй китайской музыки отличается от нашей — он включает не только полутона, но и четверти тона. Я вдруг услышал совсем другую музыку! И сейчас получаю от нее удовольствие… Так что Восток живет несколько в другом измерении, и когда говорят: «Восток — дело тонкое», то это не только шутка, но и большая правда… Поэтому для людей Востока драконы и динозавры — мир близкий.

— Но все-таки искусство и к нам приблизило этот мир?

— Конечно, после книг и фильмов многое изменилось! Хотя представление о нашей науке до сих пор весьма приблизительное…

— Что вы имеете в виду? Кажется, о палеонтологии люди весьма наслышаны…

— Но о трудностях ее не догадываются… Я люблю приводить такой пример. Вы съедаете курицу. Косточки разбиваете и разбрасываете вокруг. А теперь представьте, что вашим очень далеким потомкам дается задача не только собрать все косточки, но и сложить их в определенном порядке и восстановить внешний вид курицы. Добавьте к этому, что многие косточки уже потеряны, иные принадлежат другим особям, а о существовании курицы они и не подозревают. .. Профессия палеонтолога стоит на двух «китах» — это фантастическое знание морфологии, то есть весьма точные данные, и фантастический полет воображения. Только одержимые люди способны работать в нашей области.

— В мире есть палеонтологические музеи…

— Их очень много!

— Какое место в этой цепочке занимает ваш музей?

— Один из трех крупнейших в мире: Смитсоновский — в Вашингтоне, Британский — в Лондоне и наш. Какой больше или меньше — судить очень трудно, так как невозможно учесть весь объем материалов, в том числе в хранилищах. Экспонаты ведь бывают и крошечными, и такими большими, как те же динозавры. Если сравнивать эти три музея по экспозициям, то, пожалуй, у нас крупнейшая… По фондам же Британский и Смитсоновский музеи больше. Но тем не менее и у нас счет экспонатов идет на миллионы… Я не преувеличиваю, поскольку мы принимали активное участие в составлении справочника по музеям, и именно такое место в нем отведено нашему. ..

— Я бывал во всех трех музеях… Не скрою, сравнение по числу посетителей и по популярности явно не в нашу пользу…

— Там все делалось специально для того, чтобы люди ходили в музеи. Британский музей, например, расположен в центре Лондона, в месте, очень удобном для посетителей, и потому их так много… Да и культурные традиции в Англии складывались веками… В Америке таких традиций нет, но там людей умеют заинтересовать. В каждом маленьком городке есть свой музей. Его холят, лелеют и обязательно вам покажут… Кстати, в Вашингтоне вход в музеи бесплатный. Это сделано специально, чтобы все американцы могли приобщиться к мировой культуре.

— Музеи в Вашингтоне и Лондоне, с которыми ваш стоит в одном ряду, стали национальным достоянием своих стран. Они живут безбедно. А вы?

— И хорошо, и плохо. Американские стандарты иные, чем у нас. А потому те, кто не был в Америке, считают, что живут относительно нормально. Сталин по-своему был прав, когда создавал «железный занавес». Люди догадывались, что за границей жизнь лучше. Однако догадка — одно, а знание — совершенно другое… В палеонтологию вообще-то нормальные люди не идут. Человек, занимающийся чистой палеонтологией, не замечает той ненормальной обстановки, что складывается за стенами института… Людей, которые работают за копейки и ни о чем другом, кроме своего дела, не думают, довольно много. Палеонтология как наука на них и держится… Если вы познакомитесь со всеми институтами, аналогичными нашему, то убедитесь, что состояние дел в них весьма пристойное. Кадры сохраняются, ни за границу не уезжают, ни в «челноки» не идут и работают очень плодотворно. Последняя комиссия Академии наук РФ, побывавшая у нас, подтвердила, что научная продуктивность в институте не снизилась. Количество монографий, статей такое же, как и десять лет назад.

— Вы стоите над происходящим?

— В какой-то степени — да!.. Институты Академии наук лишились части своих сотрудников именно потому, что среди них было недостаточно «сумасшедших». Вы понимаете, что я имею в виду…

— Наверное, лучше сказать «фанатиков»?

— Это сути не меняет… Но есть еще одно обстоятельство. Задолго до того, как началось наше «демократическое время», мы проводили выставки за рубежом. Сначала они нам никакого дохода не приносили. Хотя что-то мы получали в знак благодарности, например электронный микроскоп… Половину «продукции» ПИНа можно оценивать на мировом уровне, ну а четверть разработок вывела нас в абсолютные лидеры. Считается совсем не зазорным приехать в наш институт из любой страны — США, Германии, Франции, Англии — и здесь стажироваться, работать. Уровень специалистов высочайший: из ста с небольшим сотрудников — 41 доктор наук, два академика, три члена-корреспондента РАН… Мы выполняем большой объем исследований и лучшие работы представляем на выставках. Интерес к ним в любой стране большой… После 1991 года экономическая ситуация в науке стала складываться неблагоприятно, пришлось перевести наши выставки на коммерческую основу. Сейчас огромное количество выставок. Одни из них не могут дать никакой прибыли, другие, подобные нашим, все-таки зарабатывают средства… Всем вместе нам удается поддерживать научные музеи России на определенном уровне. Будь иначе, их бы растащили…

Визитная карточка: Под руководством А. Ю. Розанова разрабатывается новое поколение схем корреляции кембрийских отложений разных регионов России, обосновывается ярусная и зональная шкалы кембрия. Мировая научная общественность использует советскую ярусную шкалу ранее, чем она становится достоянием собственной страны.

Создана новая система археоциат (древнейших и самых примитивных скелетных многоклеточных), устанавливаются закономерности развития этой группы. Результаты становятся достоянием мировой науки и используются как в теоретической биологии, так и для разработки шкал нижнего кембрия.

— Итак, что «хорошо», мы определили. А что «плохо»?

— Все, что есть плохого в государстве, отражается на нас. Зарплата чудовищно низкая. Бюджет института предусматривает только деньги на зарплату и приблизительно половину затрат на коммунальные услуги. Остальное — выкручиваемся сами как можем… Средств на музеи выделяется недостаточно. Думаю, даже руководство Академии не в полной мере представляет, сколь велики богатства, накопленные в научных музеях. Я подозреваю, что две трети членов президиума Академии наук даже в нашем музее не были, а что говорить о других, менее именитых? Надо бы руководителям объехать все музеи и тогда уже определять судьбу каждого из них, потому что, честно говоря, я не представляю себе, из каких соображений они исходят, выделяя на академические музеи те или иные суммы денег…

— В зависимости от того, сколько дают Академии…

— Это безусловно. Но все-таки лучше судить о ценности музея, когда в нем побываешь… Мы абсолютно не были готовы к тому, что начнется рынок и возникнет бизнес, который коснется палеонтологии.

— И в чем это выражалось?

— В самых простых вещах. .. К примеру, в 1991-1992 годах у нас не было даже охранной сигнализации. Нам и в голову не приходило, что могут быть хищения!.. Но людей «опустили в рыночную среду», и сразу же начал процветать бизнес в палеонтологии. Речь идет не только о нашем музее, но и о раскопках. Появилось немало «специалистов», которые начали вести раскопки даже в заповедниках. И все найденное выброшено на рынок… Эти процессы, естественно, коснулись и института. Было обнаружено несколько краж. Сразу же нашлись люди, которые начали утверждать, что хищениями занимаются сами сотрудники. Я этого не утверждаю. К подавляющему большинству своих коллег я отношусь с полным доверием, более того — 90-95 процентов из них считаю своими «любимчиками» (так высказался один из сотрудников на ученом совете института), ну а пять процентов к ним отнести не могу… Если руководитель группы имеет грант Российского фонда фундаментальных исследований и не выделяет денег даже своему лаборанту, а все забирает себе, то такой человек не может быть моим «любимчиком». ..

— Вы намекаете на конфликты в институте?

— Да, конечно. В любом коллективе есть люди, недовольные директором. Наш институт не исключение… Кражи стали для таких людей истинным подарком: они начали раздувать то, что случилось. Эта история пошла буквально по всему миру…

— А что украли?

— Грабители вскрыли витрину и взяли черепа амфибий. Один из них через некоторое время оказался в Германии. Потом пропали два бивня. Причем на месте преступления была оставлена записка: «Бивни взяты в работу», а потому пропажу не сразу заметили. Потом были еще кражи… Мы обращались в милицию, возбуждались уголовные дела, но возможность раскрытия таких преступлений невелика… После первых же хищений мы приняли беспрецедентные меры охраны. Шутники говорят, что теперь институт охраняется так, будто за его стенами склады ядерных боеголовок…

— Не исключено, что ваши экспонаты намного ценнее, так как несут в себе память эпох. Но как известно, очень тяжело раскрывать все кражи произведений искусства…

— У нас еще сложнее. Поиск похищенных произведений искусства имеет длинную историю, накоплен определенный опыт, исследованы рынки сбыта, известны покупатели. У нас же многое непонятно: к примеру, на таможне необычайно трудно определить, что вывозится ценный палеонтологический материал… Да и законодательная база у нас очень слабая, она позволяет делать все что угодно. Надо создавать законы и подзаконные акты, и я готов этим заниматься… Однако у Госдумы пока до этого руки не доходят… А ведь закон должен быть таким, чтобы люди не боялись заниматься палеонтологическим бизнесом и в то же время материалы, представляющие ценность для музеев и науки, оставались в стране.

— Сделать это очень нелегко.

— Конечно. Но совершенно необходимо.

— В таком случае поясните: что такое «палеонтологический бизнес»?

— Торговля палеонтологическими объектами. Во всем мире это нормальный бизнес. Я приведу такой пример. Есть у нас фосфоритный карьер под Москвой. Каждый ковш экскаватора вынимает из земли десятки тысяч мелких раковин. Их можно использовать для создания коллекций в школах, университетах или делать сувениры… В общем, весь материал можно условно разделить на три категории. Первая — объекты, представляющие исключительную научную ценность, которые недопустимо вывозить из страны.

Те, что экспонируются в вашем музее?

— Безусловно… Вторая — объекты, которые можно вывозить… И, наконец, третья — спорные вещи… Бывают такие случаи, когда даже наши специалисты не могут сказать: нужен музею тот или иной материал, представляет он особую ценность или нет? Объекты подобного рода необходимо оставлять в стране, к примеру, на год. Если они не будут востребованы, то затем можно дать разрешение на их вывоз. Этого времени хватит на то, чтобы спокойно проанализировать такие материалы и определить их истинную ценность.

— Вы четко разделяете палеонтологов на две категории: исследователи и бизнесмены. Каково их соотношение сегодня?

— Один к ста.

-Один бизнесмен на сто ученых?

— Да.

— Спасибо. Вы немного меня успокоили…

Визитная карточка: А. Ю. Розанов ведет исследования древних фосфоритов и обнаруживает среди них разнообразные окаменевшие бактерии. Принципиально меняются представления о генезисе фосфоритов, обосновывается их биогенная, а не хемогенная природа.

Формируется новое научное направление «Бактериальная палеонтология». Результаты изучения ископаемых микробов ведут к пересмотру моделей седиментации (осадконакопления) палеогеографических реконструкций и, в конечном счете, генезиса (происхождения) многих осадочных полезных ископаемых.

— И несколько слов о самых последних ваших достижениях. Рассказывают, что вы теперь уже работаете за «пределами здравого смысла» — имеются в виду сенсационные открытия в космосе. Так ли это?

— Вместе с американцами нам удалось обнаружить в метеоритах ископаемые бактерии и ископаемые грибы. А поскольку метеориты «старше» Земли, то, следовательно, и жизнь имеет несколько иное происхождение, чем представляется…

— Все началось, по-моему, с «марсианских» метеоритов, найденных, кажется, в Антарктиде? Но потом было объявлено, что это блеф?

— В августе 1996 года серьезную научную работу о них опубликовали американцы, и отвергнуть ее просто так нельзя… У нас, кстати, была подготовлена аналогичная статья, но ее долго не печатали — подобные выводы считали чистой фантастикой. Тем не менее это реальность! Когда мы увидели бактерии в фосфоритах, то поразились тому, насколько хорошо они сохранились. Следовательно, «окаменели» бактерии так быстро, что сгнить не успели… В лаборатории академика Г. А. Заварзина тогда были проведены эксперименты, которые показали, что для фосфоризации требовалось всего несколько часов. Поэтому сейчас мы находим бактерии почти во всех объектах, только нужно уметь их видеть. ..

— И где же таится эта жизнь в космосе?

— Вероятно, на планетах, где есть лужи, болота, озера. Очевидно, такие планеты и псевдопланеты разрушались, а их осколки путешествовали по космическому пространству до тех пор, пока не попали на Землю. Есть ученые, которые считают, что Солнечная система регулярно пересекается со струйным потоком вещества во Вселенной. Возможно, в это время и происходит встреча с «живыми» метеоритами… Но это не моя область науки. Я подхожу к решению проблемы с точки зрения палеонтолога, и мне ясно, что такие ископаемые бактерии и грибы в метеоритах есть. Проведены уже сотни экспериментов, которые подтверждают это. Я сделал доклад на президиуме РАН, и он был встречен с очень большим интересом. Вместе с НАСА мы опубликовали ряд статей и фотографий. Я считаю, что наш институт (а вместе с ним и вся отечественная наука) вправе гордиться тем, что работает наравне с таким авторитетным космическим агентством… Президиум РАН принял решение образовать специальную межинститутскую лабораторию по палеонтологическому исследованию космического вещества.

— Есть и другие примеры?

— Конечно. Вот один из них. Нефтяникам пора понять, что палеонтологические исследования — самый дешевый способ определения возраста пород при поисковых работах.

Если они будут пользоваться нашими данными, то затраты снизятся на 20-30 процентов, а может быть, и больше.

— Они обращаются к вам?

— Австралийские, иранские нефтяники — да, но не наши. К сожалению, у нас нефтяные и газовые компании «отсекли» стратегическую часть отрасли — науку и поиск, а занимаются только выкачиванием нефти из уже разведанных месторождений. А ведь стратегия любой приличной компании заключается в том, чтобы думать о перспективе, хотя бы краткосрочной, на 10-15 лет. В свое время американцы считали, что один доллар, вложенный в науку, приносит семь долларов дохода. Это выгоднейшее вложение средств. Однако у нас нет культуры использования научных достижений. Поэтому слова: «Выделить деньги на фундаментальную науку!», кроме раздражения у сильных мира сего ничего не вызывают. Для людей, живущих только сегодняшним днем, фундаментальная наука — «красная тряпка».

— Вы можете сегодня дать принципиально новые рекомендации?

— Конечно. К примеру, мы доказали, что нефть можно искать среди очень древних пород. Раньше такое считалось бессмысленным… Месторождения редких металлов могут образовываться при участии бактерий. Разве это было известно?! И теперь геологи приходят к нам в институт за консультациями… В нашей науке рождаются совершенно новые направления, и здесь мы лидеры.

— То, что вы говорите, звучит фантастически!

— Вся наука фантастична, потому что постоянно открывает людям новое.

От редакции.

Тему продолжает статья сотрудника Палеонтологического института РАН А. Иванцова о конкретных исследованиях палеонтологов, изучающих вымерших 200 миллионов лет назад животных — трилобитов. (См. стр. 80.)

Директор Палеонтологического института, член-корреспондент РАН Алексей Юрьевич Розанов показывает, как выглядят «космические грибы».

Ученые Палеонтологического института пытаются представить, что было на Земле миллионы лет назад. На фото (здесь и внизу: ископаемые динозавры из экспозиции музея.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В мастерской ПИНа рождается новый динозавр.

Якутия стала самым северным местом обитания доисторических зауроподов

Фото: Wikimedia

Российские и немецкие палеонтологи нашли на территории якутского Тээтэ останки зауроподов — четвероногих травоядных динозавров, обитавших на всех материках планеты на протяжении 135 миллионов лет.

Якутия стала самым северным местом, где учёные находили динозавров этой группы, пишут авторы в статье для научного журнала Lethaia.

Издание уточняет, что прежде исследователи практически не обнаруживали останков зауроподов в приполярных регионах Земли, возможно, из-за массового вымирания этого типа динозавров в Северной Америке в конце раннего мелового периода. Исключением стали находки в Австралии, Новой Зеландии и Антарктиде.

Команда палеонтологов из России и Германии нашла на ручье Тээтэ зубы зауроподов, которые относились к кладе Macronaria. Окаменелости принадлежали взрослым особям и детёнышам, что свидетельствует о том, что динозавры не просто приходили в этот район в тёплое время года, но и жили здесь.

Ранее News.ru писал, что палеонтологи из Китая обнаружили в бирманском янтаре часть скелета птицы, возраст которой составляет предположительно 100 млн лет. По данным Global Times, это останки доисторического хищника. Речь идёт о энанциорнисах — птицах с зубастым клювом, давно вымерших. Среди найденных окаменелостей — фрагменты скелета и кожи. Форма и изгиб оболочки когтя ископаемой птицы подтолкнули учёных к выводу, что она обитала на деревьях.

Добавить наши новости в избранные источники

«Россия шокирует и очаровывает» (DenníkN, Словакия)

17.01.2021 11:20

Выпускница словацкой гимназии попала в МГУ. Без особого энтузиазма она планировала проучиться там год — два и вернуться домой, но осталась в Москве на девять лет. Переезд в Москву стал для нее культурным шоком, а реальный образ России совершенно не .

..

Читайте полный текст на сайте inosmi.ru

DenníkN (Словакия): Словакия выслала трех российских дипломатов. Это ответ на злоупотребление нашей визой для убийства в Берлине Сотрудники российского посольства занимались в Словакии шпионажем под дипломатическим прикрытием. Так официально звучит причина высылки Словакией троих российских дипломатов. Что же конкретно стоит за этой формулировкой? В Братиславе связали высылку…

Чешский легионер Кавказ: «Я дождусь протеза и снова отправлюсь на фронт» (DenníkN, Словакия) Пророссийский боец Кавказ воюет на Донбассе с 2015 года. Прошлым летом он потерял ногу, наступив на противопехотную мину. В интервью он рассказывает об этом случае, о том, как живется ему сейчас на Донбассе, почему он оказался здесь, и кто сражается…

Конструкторское бюро, что это? Конструкторское бюро занимается не только созданием частных домов, но и промышленных объектов, многоквартирных домов и садов. Поэтому все больше людей, планируя построить дом или изменить дизайн интерьера, решают воспользоваться услугами дизайнерски. ..

DenníkN (Словакия): Бог, семья, родина. Путин преподносит себя как защитника традиционных ценностей в заботе о собственном будущем Какие изменения в конституцию задумал внести президент России? Как считают эксперты, Путин хочет обеспечить себе новое политическое будущее, закрепив в основном законе понятия традиционной семьи, защиты территориальной целостности и упоминание о Бог…

Россия открывает границы для поездок по работе, учебе и получения медпомощи По всей стране фиксируется положительная динамика в ситуации с распространением COVID-19. По данным на 8 июня, прирост заболеваемости шестые сутки подряд не превышает двух процентов….

Россия открывает границы для поездок по работе, учебе и для ухода за родственниками Россия частично откроет границы и разрешит выезжать из страны на работу, учебу, лечение и для ухода за родственниками, пишут «РИА Новости» со ссылкой на премьер-министра Михаила Мишустина….

Aktuality (Словакия): единственное решение конфликта — в том, чтобы Россия отказалась от участия в нем «Псевдореспублика, которую никто не признает, не может полноценно развиваться», — говорит журналист, который ранее проживал в Донецке, а сейчас участвует на украинской стороне в переговорах с Россией о будущем Восточной Украины. Во всех бедах он вин…

МЧМ-2021. 1/4 финала. Россия выиграла у Германии, Канада против Чехии, США – Словакия, Финляндия победила Швецию В Эдмонтоне продолжается МЧМ-2021. В 1/4 финала Россия справилась с Германией (2:1), Финляндия одержала волевую победу над Швецией (3:2), Канада играет с Чехией, США – со Словакией. МЧМ-2021 1/4 финала Россия U-20 – Германия U-20 – 2:1 (…

Путин очаровывает детей Фото отсюда Представители российского МИД неоднократно обвиняли Запад в применении двойных стандартов и во многом они были правы. Эти пресловутые «бревна» действительно есть в «глазах» западных партнеров российского президента. Однако Россия старает…

Словачка в Москве: «Многие местные суеверны, реформа ограничила коррупцию в органах вл

КРЫЖОВНИК ПЕРМСКОГО ПЕРИОДА – Огонек № 9 (4636) от 19.03.2000

В захолустном городке, где вином зовут все, что не водка, создан абсолютно новый рецепт провинциальной карьеры: не по Чехову, а по Спилбергу

КРЫЖОВНИК ПЕРМСКОГО ПЕРИОДА

СРЕДА

Город Котельнич Кировской области — типичный чеховский город N, да простят меня сорок тысяч его жителей. В гостинице, выдавая ключ от номера, вам объяснят, что вставлять его нужно на одну треть, а на втором обороте резко ударить ногой по правому нижнему углу двери. В магазине «Дешевизна» вином продавщицы называют все, что не является водкой, включая перцовую настойку. Машины, сколько ни голосуй, не останавливаются; погорельцев из мэрии выпроваживают ни с чем; в привокзальном трактире со зловещей русалкой над дверью закусывают снегом.

Однако бледность житейских декораций природа восполняет десятками маленьких и больших чудес. Здесь, в Котельниче, их даже по нашим меркам перебор. Вот «шорт-лист» за прошлый год: гаишник и колхозник по-крупному выиграли в лотерею; группа юношей открыла школу ниндзя; на одной ферме изобрели корм, от которого коровы стали доиться и телиться, как кролики; негр из деревни Стрижи стал крупным начальником на железной дороге; руководство психбольницы обнаружило, что один из ее древнейших пациентов — военнопленный Второй мировой войны…

Легко понять, почему, проходя ранним утром мимо бывшего кинотеатра «Родина» и увидев на нем вывеску «Палеонтологический музей», я и это списал на шалости провинциальной мистики. Но все же зашел. И познакомился с Альбертом Хлюпиным по кличке Вождь Динозавров.

Существует апокриф: якобы сотворению Адама предшествовала неудавшаяся попытка создания женщины.

Прежде Хлюпина в Котельниче передо мной явилась Оля. Девушка утонченной внешности. Она сидела в комнатушке, заваленной кусками какой-то породы желто-коричневого цвета, и слушала песню с фаталистическим рефреном: «А потому что нет гарантии нигде и ни на что».

Оля сказала, что желто-бронзовая порода — не что иное, как окаменевший скелет парейазавра и что «парейа» — по-гречески щека, то есть парейазавры были такими щекастыми чудищами. Я схватился за фотоаппарат: в этот момент по скелету ползали ручная крыса и котенок, являя собой перформанс «Делу эволюции верны». Но за секунду до вспышки в кадре возникла страшная бульдожья морда, и Оля сказала: «Алик пришел».

Оказалось, кроме запущенной мастерской, в бывшей «Родине» есть офис европейской наружности, в который Алик даже своего любимого бульдога не пускает. И если за пределами офиса сотрудники живут по законам богемы, здесь вступают в силу строгие правила менеджмента. Десятилетнюю историю своего странного бизнеса Альберт изложил за десять минут.

Время — деньги.

ВРЕМЯ

Сейчас Альберту 30. А 230 — 260 миллионов лет назад, в историческом промежутке между амфибиотическими животными и первыми динозаврами, Землю населяли древние рептилии: дицинодонты, парейазавры, двинозавры, котилозавры, дромазавры-аномодонты и прочие гады. Этот период в истории называется пермским. До юрского еще было столько же, сколько от юрского до рождения на свет Альберта. Рептилии гибли в окрестностях Котельнича в чудовищных количествах. Потому что здесь были сплошные болота и гады в них тонули.

В самый разгар крушения СССР в Котельнич из Москвы приехал выпускник кафедры палеонтологии МГУ Дмитрий Сумин. Целью поездки было не столько посмотреть, сколько заработать на торговле скелетами. Дмитрий был эмиссаром кооператива «Каменный цветок», известного ныне во всем мире как компания Stone Flower Company. Теперь она процветает в США, но уже без Сумина. «Так всегда бывает с теми, кто начинает», — заметил Альберт.

Терзая тугую вятскую почву, Сумин и его коллега Сергей Гетманов сначала выкопали полный скелет животного, которого в честь их двоих весь мир называет теперь Suminia getmanovi, а затем еще целую команду представителей древней фауны. Находки тут же поехали на выставку в Японию. Теперь на свете нет ни одного серьезного палеонтолога, который не побывал в гостях у Сумина.

Хлюпин до знакомства с Суминым жил в Кирове, и жизнь его была прекрасна и удивительна. По образованию он художник, но палеонтологией увлекался с детства. Однако специалистов-палеонтологов в Кирове не было. В 1991-м до него дошел слух, что в Котельниче появились настоящие палеонтологи, и он бросил все. Рыл землю с таким упорством, что Дима предложил ему поехать в Москву поступать в МГУ. На четвертом курсе пришлось выбирать: либо учиться, либо спасать ящеров, до которых оказались охочими браконьеры. Хлюпин выбрал второе.

Ко всем вышеупомянутым котельническим чудесам можно отнести и то, что Альберт сумел втолковать местному начальству: на золоте сидим, товарищи, за последние два года из района уплыло костей на миллион долларов. Власть дала хлюпинской команде карт-бланш. Они в сопровождении органов природоохраны патрулировали окрестности города. Чаще всего браконьеры брали только череп, а остальное разбивали в пыль, потому что увезти не в состоянии. Как-то раз одну группу верст пятнадцать преследовали и наткнулись на вооруженных людей. Перестрелка не началась только потому, что ребята успели объяснить: «Мы вас брать не будем, просто хотим, чтобы вы здесь больше не появлялись…»

Расправившись с недругами, открыли палеонтологический музей. Второй в России и один из немногих в мире.

ДЕНЬГИ

На то время, когда команда Хлюпина преобразится в акционерное общество «Парк пермского периода» и все будут спрашивать о секретах успеха, Альберт приберегает ответ Стивена Спилберга: «Я просто много работал. ..»

Власти предоставили под музей никому не нужное помещение, квартиру дали — одну на всех и не мешают в остальном. На жизнь музей зарабатывает сам. Хотя, казалось бы, на чем зарабатывать в городе, где из сорока тысяч жителей знает, что такое палеонтология, в лучшем случае тысяча школьников?..

— Деньги мы добываем из воздуха, — признался Хлюпин. — Первый источник — выездные выставки. Другая наша кормушка — торговля интеллектуальной собственностью. Есть международная система финансирования научных проектов, через которую к нам поступают заказы на обработку и интерпретацию той или иной находки. Далее материал поступает на изучение заказчику, а потом возвращается в Котельнич. Мы продаем сувениры, от которых в этом году ждем повышенной рентабельности: год Дракона все-таки. Третий источник доходов — туризм. Когда сюда стали приезжать палеонтологи, они заодно желали отдохнуть и готовы были за это платить. Мы разместили на зарубежных студенческих сайтах предложение проходить в Котельниче практику. Реакция последовала моментально. Из Америки, Австралии, Австрии, далее по алфавиту… Кроме палеонтологии, иностранцев поразило, что в России есть авиация и железные дороги и люди живут не в землянках. В прошлом году приняли 14 групп и подумываем о строительстве собственного пансионата, потому что местная гостиница за гранью добра и зла. Следующим летом будем принимать отечественных туристов, прежде всего детей. Дети, во-первых, очень любят монстров, а во-вторых, умеют общаться с природой без посредства алкоголя.

Водили недавно группу школьников, и один ребенок, увидев ручей, задумчиво произнес: «А это не что иное, как слезы парейазавра».

ФИЛОСОФИЯ

Судя по книге отзывов, люди по привычке думают, что перед ними горстка вымирающего племени энтузиастов-бессребреников. Особенно отличился некий подполковник, не весть какими судьбами занесенный сюда из Львова: «Все мы недостойны даже пальца на вашей руке».

Хлюпин к таким отзывам относится иронично: «Деньги появляются там, где есть идея. А идея воплощается при помощи сильного духа. Значит, материальное и духовное едино».

— Мы тут иногда по обязаловке читаем лекции по деревням. Это потрясающе! Люди всерьез полагают, что по берегу Вятки так много останков ящеров, потому что они, бедолаги, падали с высокого берега и разбивались.

— Честно говоря, Альберт, у меня до сего дня познания в этой области были немногим шире…

— Потому что ты, как и все, привык рассматривать настоящее в контексте настоящего. А это бессмысленно. Если мы не знаем предысторию, нам начинает мерещиться внеземное происхождение человека, но за этим — лишь элементарное желание все упростить. Палеонтология же, усмиряя гордыню, возвышает. Она дает человеку понять, что когда-то мир обходился без него. До человека было катастрофически много всего. Теоретически возможно, что через несколько миллионов лет какие-нибудь сильно поумневшие зайцы или бабочки, изучая историю своей цивилизации, периода от Гомера до Ельцина даже не заметят… Когда измеряешь историю миллионами лет, становишься внимательнее к настоящему. Люди, не владеющие этой философией, подстраивают мир под себя, не задумываясь о последствиях, о том, что нас самих природа изменяла, как ей было нужно, в течение нескольких десятков миллионов лет…

САМОГОН

У девочки Оли в тот день был день рождения. Отмечали его почти как бал: кинотеатр «Родина» все-таки построен по всем законам советского ампира.

Оля недавно вернулась из Канады. На последние сорок долларов купила мечту детства — бутылку «Ice-wine». Это вино, приготовленное из замерзшего винограда. Его снимают с лозы после первого морозца, традиционно выращивают в окрестностях Ниагарского водопада.

Когда худосочная бутылочка синего стекла опустела, палеонтологи достали весомый пузырь местного самогона. С каждым тостом я все более понимал, что люди они вовсе не далекие от народа, хоть и близкие к ящерам. Наоборот: чем ближе к ящерам — тем ближе к народу…

Провожали меня с песнями. Такие проводы залетного журналиста, как правило, имеют простой подтекст: «Хорошо тебе, ты в Москву уезжаешь, а мы в этой, блин, дыре остаемся. ..» В Котельниче ничего подобного не было. «У тебя свой бизнес-план, у нас — свой. Мы просто тебя, брат, уважаем…»

Главная фраза в чеховском «Крыжовнике»: «Как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила!» Непонятно, что ему в этом не нравилось?

Может, он просто не видел разницы между «вином» из магазина и привезенным из-за океана «Ice-wine»?..

Дм. СОКОЛОВ-МИТРИЧ

На фотографиях:

• АЛЬБЕРТ ХЛЮПИН ИЗ ГОРОДА КОТЕЛЬНИЧ — ГРАЖДАНИН МАЛО СКАЗАТЬ МИРА, НО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ. ДЛЯ НЕГО ВЫКОВЫРИВАНИЕ ИЗ ЗЕМЛИ КОСТЕЙ ДИНОЗАВРОВ — ПОПЫТКА РАСШИРИТЬ ПРОВИНЦИАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ.
  • В материале использованы фотографии: автора, fotobank/rex, fotobank/sipa

зарплата ученых в России и за рубежом ?

Автор VitaliyВремя чтения 8 мин.Просмотры 106Обновлено

Быть учёным, конечно, интересно. Вы можете увековечить своё имя в истории и сделать открытие, о котором будут помнить не один десяток лет. Но финансовая сторона вопроса не менее интересна. Сколько зарабатывают ученые? Достаточно ли ценится умственная работа или лучше выбрать другую профессию?

Сколько составляет зарплата учёных в России

В 2021-2021 г учёные стали зарабатывать больше на 5-6% для младших и старших научных сотрудников (в среднем зарабатывают 40 000-55 000 р), и на 20% для руководителей научных организаций ( в среднем зарабатывают 95 000 р).
Посмотрим в таблице, где лучше работать учёным в России. Как обычно, сравним заработную плату в Москве и в регионах. Доход учёных зависит от их категории.

Мск/СпбЕкатеринбургКраснодарОмскНовосибирск
Руководитель научной организации От 100 000 р 85 000 р90 000 р90 000 р95 000 р
Старший сотрудник От 65 000 р 50 000 р55 000 р От 50 000 р55 000 р
Младший сотрудник От 50 000 р 40 000 р35 000 р40 000 р40 000-45 000 р

Конечно, по российским меркам учёные зарабатывают неплохо, но вот в сравнение с зарубежными они не идут. Европа и США как обычно в топе. Посмотрим, в какой стране больше платят ученым за месяц.

СШАГерманияШвейцарияУкраина
Руководитель научной организацииот 4 000 $От 4 500 евро 5 000 евро От 15 000 грн
Старший сотрудник3 000 $4 000 евро От 4 000 евро 10 000 грн
Младший сотрудник1 500 $От 3 000 евро 3 500 евро От 7 000 грн

Младшие сотрудники в США зарабатывают невероятно мало, этих денег недостаточно для нормальной жизни, но государство предоставляет им медицинскую страховку, а также льготное жильё по низкой цене (точно неизвестно сколько).
В принципе, вы можете пройти путь до академика в России, после чего уехать работать за границу. Продвинувшись по карьерной лестнице вверх, будете зарабатывать намного больше, чем в здесь.
Самые высокооплачиваемые области для учёных, но не в РФ — астрофизика, биология, химия, физика, вирусология, генетика и т.д. Данным по всем регионам нет, но, например, в США такие специалисты зарабатывают от 4 000 $, в России же при равных условиях они смогут заработать знаете сколько? Аж 600 $.

Астрофизики исследуют космические тела и процессы

Биологи изучают строение и функции живого мира

Ученые-химики исследую свойства веществ и их превращения

Ученые физики исследуют микро процессы в коллайдере

Вирусологи находят вакцины от вирусных заболеваний

Генетики изучают геном, чтобы убрать его нарушения

Посмотрим также, в каких научных центрах России и за границей получают больше всего. В США таким центром можно назвать NASA. Там трудится много учёных физиков, инженеров и т.д. Есть там и русскоговорящие сотрудники. Средняя зарплата учёных составляет 100 000 $ в год, то есть больше 8 000 $ в месяц.

В России крупнейшим центром фундаментальных исследований является РАН (Российская академия наук). Основная деятельность — организация исследований в разных отраслях — гуманитарных, технических, естественных. Со всеми премиями и надбавками учёные могут зарабатывать 100 000 р и более.

Сколько нобелевских лауреатов в России

В России и СССР насчитывается всего 31 нобелевский лауреат. При этом многие из этих учёных имеют гражданство других стран, например, Андрей Гейм (занимался исследованиями графена) имеет гражданство Нидерландов, а Леонид Гурвич (теория оптимальных механизмов) — США. Америка является лидером по количеству нобелевских лауреатов — около 400 человек. В этом нет ничего удивительного — многие умы перебираются туда из-за лучших условий, в том числе и из России.

Самые высокооплачиваемые и известные ученые в 2021

Жорес Алферов один из самых известных русских учёных. Благодаря его работе о полупроводниках, сегондя мы пользуется всеми благами цивилизации. Жорес нобелевский лауреат в области физики. Нобелевская премия подразумевает разовую выплату в размере 1 100 000 $.

Григорий Перельман прославился тем, что смог разгадать нерешённую задачу тысячелетия — гипотезу Пуанкаре. В 2010 отказался от премии в размере 1 000 000 $. Предположительно общее состояние составляет 3 млн. $.

Учёный Юрий Оганесян сейчас считается один из вероятных нобелевских лауреатов в будущем. Ему принадлежит открытие около 6 химических элементов. С учётом премий его зарплата может превышать 100 000 р в месяц.

Александр Марков учёный области биологии и палеонтологии. На его счету несколько книг и научных работ. Его книги становились бестселлерами и приносили доход в несколько миллионов долларов.

Валерий Рубаков один из авторов идеи о многомерности нашей реальности. Сейчас ведущий специалист в квантовой физике. Доходы не афишируются, но в такой области явно не менее 100 000 р.

Стивен Хокинг — английский учёный, астрофизик, автор множества работ и книг. Впервые предположил, что чёрные дыры могут сбрасывать массу, что впоследствии назвали излучением Хокинга. Известно, что за вклад в науку был награждён премией в 3 000 000 $.

Фредерик Сенгер английский биоходик, дважды был награждён нобелевской премией. Учёный исследовал свойста аминокислот и инсулина. Точные доходы неизвестны, но за премии он получил в сумме 2 200 000 $.

Какие качества нужны человеку

В первую очередь человек должен обладать светлым умом и неутолимой тягой к новым знаниям. Конечно, потребуются и обширные знания в области, где вы хотите себя реализовать. Стать химиком с двойкой по этому предмету и нулевыми знаниями определённо не получится, если вы не Эйнштейн. Вы должны быть усидчивым и терпеливым человеком, не всегда желаемого результата получится добиться с первого раза. И не забывайте про самопожертвование. Проводить время в лаборатории вместо семьи или друзей? Да легко, наука ведь требует.

Если вы хотите достичь высот и стать руководителем, придётся тренировать ещё и ораторские способности, поскольку им часто приходится выступать перед публикой.

Основатель теории эволюции — Чарльз Дарвин

Знаменитый физик и Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн

Нобелевский лауреат Андрей Гейм

Физик и Нобелевский лауреат Леонид Гурвич

Нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов

Математика Григорий Перельман

Сколько плюсов и минусов

Преимущества:

• привилегированность профессии. Учёные всегда считались интеллигенцией, и пользовались уважение со стороны общества;
  • не забываем о возможности сделать великое открытие и прославиться на весь мир;
  • основную часть работы учёные выполняют на дому. Если вы будете трудиться как следует, можете рассчитывать на премии и финансовую поддержку вашей деятельности от государства.

Минусы:

• главным минусом является сложность получения профессии. Угадайте, сколько лет нужно учиться. Суммарно 9 лет!
  • в начале карьеры оплата труда будет невысокой.
  • Чтобы достичь высот, нужно полностью отдавать себя профессии, поэтому у учёных часто наблюдаются проблемы в личной жизни.

Где и сколько учиться

Выучиться на учёного можно в любом Вузе, где занимаются подготовкой магистров и аспирантов. Сначала вам нужно будет получить высшее образование по профильной теме. Затем около 2 лет в магистратуре и 3 в аспирантуре. Примеры таких Вузов:

• Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. ВУЗ предлагает более 20 направлений обучения, стоимость — от 45 000 р за семестр;
  • Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе. Предлагает абитуриентам 18 направлений обучения, стоимость — от 35 000 р за семестр;
  • Санкт-Петербургский государственный университет. Здесь более сотни направлений для обучения, стоимость — от 70 000 р за семестр;
  • Уральский государственный медицинский университет в Екатеринбурге. Всего 7 направлений обучения — стоимость от 30 000 р за семестр;
  • Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования. Обучение стоит от 42 000 р за семестр, в вузе 3 направления.

Требования к соискателям

Начинать карьеру учёного придётся с самых низов, то есть с младшего сотрудника. Чтобы устроиться, человек должен иметь профильное высшее образование и опыт работы в данной сфере не менее 3 лет. Если окончена магистратура и аспирантура, опыт работы не требуется. Если есть рекомендации из ВУЗа, то младшим научным сотрудником могут взять даже выпускника.

Обязанности

Деятельность учёных напрямую связана с изучением событий и явлений, происходящих вокруг, а также с разработкой лекарств, технологий. Они занимаются и бумажной работой, составляя отчёты, подготавливая диссертации и т. д. Учёные занимаются проведением экспериментов, наблюдением и замером результатов исследования, а также часто выступают со своими отчётами перед публикой.

Сколько льгот

Учёные могут рассчитывать на:

• командировки за границу на различные конференции
  • получение жилья по льготам
  • возможность переехать на ПМЖ за границу.

Пенсия

Вы можете рассчитывать на специальную пенсию при условии наличия стажа работы в сфере науки 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин. Но его нужно подтверждать, путём получения соответствующего документа в организации, где вы работали. Такая пенсия должна составлять не менее 70% оклада на занимаемой ранее должности.
Если учёный стаж меньше, то вы получите обычную пенсию от государства. При этом, чтобы не получать минималку, общий трудовой стаж должен быть 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин.

Как лучше построить карьеру

Здесь есть только один путь — поступать в любой ВУЗ на интересующую специальность, затем в магистратуру, а после в аспирантуру. Ещё можете посмотреть, в какой области больше платят учёным, и пойти туда.

А каким ученым вы бы хотели стать?

Химиком 0 ( 0 % )

Биологом 1 ( 100 % )

Физиком 0 ( 0 % )

Математиком 0 ( 0 % )

Астрофизиком 0 ( 0 % )

Генетиком 0 ( 0 % )

Вирусологом 0 ( 0 % )

Свой вариант, в комментариях 0 ( 0 % )

Back

Сколько птиц съел Дарвин и другие интересные факты

Чарльз Дарвин считал, что один из путей изучения птиц — пробовать их на вкус, поэтому он состоял в обществе гурманов и съел более десятка видов пернатых. Однако после блюда из совы его долго рвало, и он решил покинуть клуб, хотя любовь к экзотическим блюдам осталась.

Альберт Эйнштейн в младшей школе был двоечником, ему с трудом давались точные науки. Но уже в более старшем возрасте он прочитал несколько учебников, и его осенило.

Когда вы узнали, сколько получают учёные, убавилось ли желание реализовывать себя в этой сфере? Конечно, они зарабатывают достаточно, но хотелось бы больше. Пока одни катают мячик по полю за миллионы, другие, от кого зависит наше будущее, редко зарабатывают больше 100 000 р.

Получите 235 видеоуроков по бухгалтерии и 1С бесплатно:

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (495) 280-71-42
Это быстро и бесплатно!

«иссык-кульский мамонт» — предок древнейших животных

Степной мамонт достигал в высоту в плечах до 4,7 метра и относился к крупнейшим представителям хоботных всех времен, а его вес доходил до 10 тонн.

БИШКЕК, 15 мар — Sputnik. «Иссык-кульский мамонт» является трогонтериевым слоном, или степным мамонтом, сообщил эксперт, старший научный сотрудник лаборатории млекопитающих Палеонтологического института имени Российской академии наук, кандидат биологических наук Евгений Мащенко.

В четверг, 10 марта, местные жители обнаружили останки древнего животного, похожего на мамонта, на территории сельской управы Отрадное в 30 метрах от реки Жергалан на стене обрыва. Эта местность находится примерно в 25 километрах к востоку от Каракола.

По мнению ученого, которому корреспондент Sputnik Кыргызстан представил фотографии находки, останки принадлежат биологическому виду Mammuthus trogontherii, или так называемому трогонтериевому слону.

«Это древнее млекопитающее еще известно как степной мамонт и проживало на просторах Евразии в среднем плейстоцене — около 2-2,5 миллиона лет назад и вымерло примерно 11-10 тысяч лет назад», — сказал Мащенко.

По его словам, степной мамонт достигал в высоту в плечах до 4,7 метра, относился к крупнейшим представителям хоботных всех времен (его вес достигал 10 тонн) и являлся предком шерстистого мамонта Mammuthus primigenius, изображения которого все привыкли видеть в книгах и по телевидению.

Он отметил, что иссык-кульская находка по-своему уникальна для региона и, скорее всего, в пойме реки есть еще останки животных. При этом он сожалеет, что останки не сохранили в первоначальном состоянии.

«Жалко, что череп начали разрушать. Поломаны бивни и выломаны из черепа зубы. Могу предположить, что в этом месте можно обнаружить и полный скелет. Нужны нормальные раскопки со специалистами палеонтологами», — сказал Мащенко.

Он посоветовал обратиться как к российским ученым, так и к специалистам из дальнего зарубежья.

«Но чтобы минимизировать расходы, можно обратиться к вашим соседям казахстанцам — в НИИ зоологии в Алматы есть хорошие специалисты. Вообще, в Кыргызстане очень много неисследованных мест и страна очень интересна в научном плане», — пояснил Мащенко.

Опрос

А что бы вы сделали, если б нашли останки мамонта?

• Прогуглил бы «Останки мамонта, продаю недорого»

15.6%
    (7)

• Наберу номер знакомого журналиста

48.9%
    (22)

• Проверю, не осталось ли мяса

11.1%
    (5)

• Сделаю селфи и выставлю в Фейсбук

11. 1%
    (5)

• Закопаю поглубже до того, как найду богатого покупателя

13.3%
    (6)

Ранее на территории Кыргызстана ученые находили кости динозавров, окаменелости моллюсков, жирафа, носорога и акулы. Останки исчезнувших животных обнаруживали еще в 20-х годах прошлого века на берегу реки Кен-Кол Таласской долины. В Нарыне найдены останки морских животных.

В 1978 году местные строители в районе поймы реки Жергалан также нашли окаменелые останки мамонта. Сейчас его бивень и зубы хранятся в краеведческом музее Каракола. В 1980 году на территории Кара-Бууринского района Таласской области был найден осколок бивня мамонта.

Кандидат биологических наук Евгений Мащенко является экспертом Министерства культуры РФ по палеонтологии, автором 138 публикаций, в том числе четырех крупных монографий. Работал над научными трудами «Детеныши мамонта», «Позднепалеолитическое местонахождение Шестаково» и «Луговское — пейзаж на фоне ледников». Изучал возможность клонирования извлеченных из вечной мерзлоты мамонтов.

Кости каких доисторических животных находили в Кыргызстане смотрите в инфографике Sputnik>>

Кости каких доисторических животных находили в Кыргызстане

что принесли России исследования Владимира Русанова — РТ на русском

145 лет назад родился выдающийся российский полярный исследователь и геолог Владимир Русанов. По словам экспертов, он внёс огромный вклад в исследование Новой Земли и обнаружил угольные месторождения на Шпицбергене, создав предпосылки для закрепления за Россией права на их разработку. Как считают историки, Владимир Русанов стал одним из прототипов путешественника Ивана Татаринова — героя романа Вениамина Каверина «Два капитана» и одноимённого приключенческого фильма.

Владимир Русанов родился 15 ноября 1875 года в Орле в семье купца. Когда Владимир был ещё ребёнком, его отец тяжело заболел и через несколько лет умер. Семья Русановых оказалась в крайне непростом материальном положении.

Из неуспевающих школьников — в учёные

Несмотря на нехватку денег, мать смогла устроить Владимира в единственную в городе классическую гимназию. Мальчик был умным, но отличался сложным характером и сначала не оправдал надежд родных — из гимназии он был отчислен за неуспеваемость.

Прогулки, изучение живой природы и чтение книг привлекали Владимира Русанова значительно больше, чем учёба по традиционной программе. Не заинтересовало его и реальное училище, из которого он тоже вскоре ушёл.

Также по теме

«Манящая путеводная звезда»: чем на самом деле была загадочная Земля Санникова

120 лет назад началась Русская полярная экспедиция под руководством выдающегося геолога и арктического исследователя барона Эдуарда…

Первым учебным заведением, которое смог окончить Русанов, стала духовная семинария. Одним из её преподавателей был отчим Владимира. Несмотря на сложности с изучением части предметов, в 1897 году Русанов окончил семинарию. Однако вскоре его ожидали новые неприятности.

Ещё подростком будущий исследователь увлёкся марксистскими идеями, а затем вступил в нелегальную организацию «Рабочий союз». После окончания семинарии Владимир устроился вольным слушателем на естественный факультет Киевского университета, но меньше чем через год был арестован по подозрению в «государственных преступлениях» и какое-то время провёл в тюрьме.

В 1901 году после ещё одного ареста Русанова, который к этому времени успел жениться, отправили в двухгодичную ссылку в Вологодскую губернию. Здесь в его жизни произошёл коренной перелом. Владимир по поручению местных органов власти взялся проводить статистические исследования в Усть-Сысольском уезде. Помимо исполнения своих прямых служебных обязанностей, он умудрялся проводить естественно-научные наблюдения.

Из-за проблем с правоохранительными органами Русанов не мог получить высшее образование на родине. Владимир отправился во Францию и приступил к изучению естественных наук в Сорбонне. Со временем он стал специализироваться на геологии.

• Репродукция карты маршрута новоземельских экспедиций русского полярного исследователя Владимира Александровича Русанова
  • РИА Новости

В 1905 году, вскоре после родов, умерла жена Русанова. Мать Владимира взяла на себя заботу о ребёнке. Сам он, несмотря на тяжёлые переживания, продолжил учёбу. В 1907 году он совершил поездку на плохо исследованный на тот момент архипелаг Новая Земля. Русанов провёл детальную разведку побережья и выявил факт отступления ледников на архипелаге. На следующий год он съездил в Париж и вновь отправился на север — в качестве геолога французской арктической экспедиции.

Экспедиции принесли Русанову научный авторитет. В 1909 году он был включён в состав российской экспедиции, отправившейся на Новую Землю из Архангельска. Русанов сделал ряд важных геологических открытий, обнаружил на архипелаге полезные ископаемые, исследовал ранее неизвестные науке районы Новой Земли.

В 1910 году архангельские власти официально назначили Владимира Русанова начальником самостоятельной экспедиции, призванной обследователь северную часть Новой Земли.

Открытия учёных расширили представление человечества об архипелаге Новая Земля и гидрологических особенностях окружающих его вод. Кроме того, Русанов доложил властям о самовольной деятельности на Новой Земле норвежских промышленников, которые в дальнейшем были выдворены с территории российского архипелага.

В 1911 году Русанов на яхте «Полярная» обследовал южную часть Новой Земли. В том же году он сообщил родным о помолвке с француженкой Жюльеттой Жан.

• Русский полярный исследователь Владимир Александрович Русанов (1875-1912)

Исчезновение экспедиции

В начале 1912 года Владимир Русанов принял предложение о назначении его начальником экспедиции на Шпицберген. Однако вскоре стало ясно, что планы Русанова этим не ограничиваются. Современники вспоминали, что учёный прямо заявлял о намерении посетить не только Шпицберген, но и некие другие «интересные места».

Для экспедиции Русанов подобрал обладавшее прекрасными мореходными качествами судно «Геркулес». Экспедицию он снабдил запасами еды на полтора года. Кроме того, им было приобретено серьёзное полярное оборудование. Помимо российских учёных и моряков, в экспедиции участвовала в качестве медика и геолога невеста Русанова — Жюльетта Жан.

Также по теме

«Неоценимый вклад в науку»: как Николай Зубов на десятилетия предопределил изучение арктических морей

135 лет назад родился известный советский океанолог Николай Зубов. Он был одним из основоположников изучения в СССР Мирового океана и…

В июле 1912 года «Геркулес» вышел из Александровска-на-Мурмане (современный город Полярный) и вскоре достиг берегов Шпицбергена. Русанов совершил пеший поход по острову Западный Шпицберген, во время которого попал в ледяную трещину и едва не погиб. Тем не менее во время похода он открыл на архипелаге богатые месторождения угля.

«Именно Русанову принадлежат пионерские работы по обнаружению угольных месторождений на Шпицбергене. Более того, он застолбил там даже некоторые участки, что потом легло в основу наших концессий на добычу угля», — рассказал в беседе с RT почётный полярник России Виктор Боярский.

За лето экспедиция, помимо геологических, успела провести на архипелаге палеонтологические, ботанические, зоологические и океанографические исследования. Отправив несколько человек домой, Русанов с остальными участниками экспедиции взял курс на восток. Достигнув Новой Земли, он оставил послание, в котором сообщил, что планирует дойти до северо-западной части архипелага, а затем следовать дальше восточным курсом.

«Русанов намеревался совершить переход по Северному морскому пути, но, к сожалению, с этой задачей не справился и исчез», — сказал Виктор Боярский.

• Репродукция рисунка художника В. Орлова «В. Русанов ведет дневник в зимовье экспедиции». Гуашь, перо. Серия работ, посвященная арктическому исследователю Владимиру Александровичу Русанову
  • РИА Новости

В 1913 году известия от экспедиции Русанова, как и от отправившихся одновременно с ней в Арктику экспедиций Георгия Брусилова и Георгия Седова, перестали поступать в Санкт-Петербург. Меры по поиску «Геркулеса», принятые в 1914—1915 годах, не принесли никаких результатов.

Только в 1934 году на небольшом острове у берегов Таймыра (получившего в дальнейшем название Геркулес) был обнаружен столб с надписью «Геркулес. 1913». В том же году на острове в шхерах Минина обнаружили некоторые личные вещи и документы участников экспедиции Русанова. Чуть позднее были и другие находки, в частности обрывок рукописи самого Владимира Русанова. В 1970-е годы на этих же островах экспедицией газеты «Комсомольская правда» были обнаружены багор, нарты, патроны, пуговицы и другие предметы, принадлежавшие, предположительно, людям Русанова.

Также стало известно, что в 1920-е годы спасатели, искавшие норвежских моряков, находили в районе предполагаемой гибели экспедиции Русанова остатки большого костра, монеты, кости и патроны. Кроме того, в 1950-е — 1970-е годы жившие в районе Таймыра оленеводы рассказывали о том, что ещё в царские времена они нашли и похоронили неких погибших людей. В 2000-м на Таймыре были обнаружены останки, якобы принадлежавшие капитану «Геркулеса» Александру Кучину.

• Архипелаг Шпицберген, расположенный в Северном Ледовитом океане. Дом, в котором в 1912-1913 годах жил и работал полярный исследователь Владимир Русанов.
  • РИА Новости

«Тайна экспедиции полностью не раскрыта. Отдельные находки, связанные с деятельностью Русанова и его людей, не могут объяснить, что всё-таки произошло», — отметил в разговоре с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

Именем Русанова были названы различные географические объекты и суда. Кроме того, есть мнение, что он стал одним из прототипов путешественника Ивана Татаринова — героя романа Вениамина Каверина «Два капитана» и одноимённого приключенческого фильма.

«Образ Татаринова объединяет в себе образы Брусилова, Русанова и Седова. В Татаринове, например, мы видим характер Русанова, его личные особенности. Ведь Русанов был одновременно и путешественником, и учёным», — подчеркнул Виктор Боярский.

По словам Константина Стрельбицкого, Русанов — один из тех, кто символизирует исследование Арктики Россией.