Развитие экономики в россии: Экономическое развитие России

Содержание

Экономическое развитие России

Исторический аспект экономического развития России

За последнее столетие в России дважды сменилась одна система другой. Сначала данный процесс осуществлялся насильственным путем. Однако, он завершился неудачей, поскольку плановая экономика и насильственное распределение ресурсов оказались несостоятельными, поэтому система вновь сменилась. В начале 1990-х годов Россия начала переходить к рыночной экономике, разрушалась старая общественная структура и возводилась новая. Уже в 2003 году США и ЕС признали в России наличие рыночной экономики.

Взаимопереплетающиеся и взаимоотягощающиеся политические и социальные кризисы характерны для периода формирования экономики рыночного типа в России, это затормаживает переход к зрелой системе рыночных отношений. Однако, необходимо учитывать, что наша страна является связующим звеном в социокультурном плане между западными и восточными цивилизациями.

Российское общество в экономическом плане исторически сформировалось как восточное и, несмотря на частую смену политических режимов, сохранило такие его черты:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Государство имеет огромное значение как регулятор экономики и крупнейший собственник;
  • Частная собственность слабо развита;
  • Автономное от государства гражданское общество отсутствует;
  • Власть и собственность находятся в неразрывной связи;
  • Слабая личная инициатива при относительно сильных коллективистских тенденциях.

Замечание 1

Появившаяся российская модель экономики рыночного типа включает некоторые черты, которые были унаследованы из прошлого. Даже после приватизации большей доли собственности, государство имеет мощный государственный сектор в важнейших хозяйственных отраслях, политическая власть и собственность остаются в тесной связи.

Между тем у государства остались огромные финансовые обязательства, что вызвало кризис государственного бюджета. Также в России не взаимодействовали рыночные структуры и государство, а постоянно конфликтовали друг с другом, что усугубляло кризисное положение экономики.

Следует отметить, что основанная на большой регулирующей роли государства рыночная экономика России опирается на такие долговременные факторы:

  • Преобладание добывающей промышленности;
  • Неконкурентоспособность многих обрабатывающих производств;
  • Неэффективность сельскохозяйственной отрасли;
  • Социальное иждивенчество.

В современных условиях эти факторы сдерживают функции свободной рыночной системы.

Этапы развития экономики в России

Рассмотрим подробнее основные этапы становления в России рыночных отношений.

На первом этапе с 1990 по 1998 годы позиции государства хаотично ослабевали. В стране сильно возросли цены на продукцию, значительно спадало производство, отсутствовала договорная дисциплина на предприятиях, рос быстрыми темпами внешний и внутренний долг государства, накапливалась кредиторская задолженность. Возникновение подобных проблем в России стало следствием отсутствия опыта в проведении подобных масштабных реформ. Усугублялась ситуация коррумпированностью чиновников и неспособностью многих руководителей работать в условиях рынка. Предпринимательские инициативы граждан пресекались высокой бюрократией во власти. Все перечисленные обстоятельства стали причиной тяжелейшего кризиса российской экономики в 1998 году. В это время национальная валюта обесценилась, значительно снизился уровень жизни.

На втором этапе (переходном) с 1999 по 2001 год выходу из кризиса способствовали:

  • Повышение цен на нефть на мировых рынках;
  • Повышение конкурентоспособности отечественной продукции.

Успешный выход из кризисного положения сопровождался проведением жесткой бюджетной политики российским правительством, что позволило обеспечить бюджетный профицит. Также и предприниматели приобрели необходимый для ведения бизнеса опыт. Главное же достижение данного этапа – это стремительное увеличение накоплений у населения как в национальной, так и в иностранной валюте, ставшее источником инвестирования.

На сегодняшний день современная экономика России находится на третьем этапе: сырьевая ориентация сменяется инновациями и высокими технологиями. На это положительно влияет высокая цена энергоресурсов, по экспорту которых Россия находится в числе лидеров. Результатом проведенных реформ стало погашение внешних долгов, формирование значительных финансовых резервов.

Основные проблемы развития современной российской экономики

Ключевая проблема экономического развития России, по мнению большинства экспертов, — это коррупция.

На сегодняшний день коррупции подвержены практически все области хозяйственной деятельности, в результате чего наносится огромнейший ущерб экономике.

Другая проблема экономики России – это высокие темпы роста инфляции. Основные причины инфляции — монополизм в основных экономических сферах, подорожание товаров во всем мире, увеличение расходов бюджета. Это подтверждает важность разработки методов сдерживания и борьбы с инфляцией. Для этого ведется антиинфляционная политика.

Актуальной проблемой для России в настоящее время является продвижение к конкурентоспособности с помощью ускоренного освоения передовых технологий, развития НИОКР и инновационных производств. Для этого проводится реформа национальной инновационной системы и академической науки, формируются особые экономические зоны, создаются крупные «технопарки». Это позволит промышленным отраслям развиваться с опережающими темпами.

Другой проблемой развития экономики является нехватка трудовых ресурсов. Отечественные и зарубежные эксперты оценивают уровень квалификации занятых и трудовую дисциплину как средние. Невелика мобильность населения, поскольку отсутствуют рабочие места, или же отсутствуют возможности на переезд в другой район и т.д. Эти факторы ограничивают перемещение рабочей силы в отрасли и регионы, которые испытывают в ней потребности.

Современное развитие российской экономики: проблемы и перспективы



В статье проводится анализ современных тенденций и особенностей развития экономики России. Установлено, что в России происходит глубокая трансформация. Выявленные проблемы: низкая инновационная активность, падение темпов макроэкономического роста, устаревание техники и технологий. Эти проблемы требуют, чтобы в ближайшие годы Россия радикально модернизировала экономическую систему. Обосновано, что для соответствия изменениям и вызовам в глобальном, социальном и экономическом аспекте В РФ есть все предпосылки.

Ключевые слова: макроэкономический рост, трансформация экономики, модернизация, основные фонды, инновационная активность

The article analyzes modern trends and features of the development of the Russian economy. It is established that in our country there is a profound transformation. Identified problems: low innovation activity, the drop in the rates of macroeconomic growth, obsolescence of technology and technology require that in the coming years Russia radically modernize the economic system. It is substantiated that in order to correspond to changes and challenges in the global, social and economic aspects, there are all prerequisites in our country.

Keywords: macroeconomic growth, economic transformation, modernization, fixed assets, innovation activity

Глобальный кризис, который продолжается с 2008 года, формирует новые условия функционирования для всех государств как с развитой, так и с развивающейся экономикой. Определенные цели, которые рассматриваются для решения возникающих проблем, являются конкретными для каждой страны. Тем не менее, общим является острота рассматриваемых вопросов, которые требуют переосмысления всего нашего прошлого опыта и нахождения наиболее перспективных решений. Россия не является исключением, об этом сегодня говорят и практики, и теоретики. Многие исследователи считают, что необходимо внедрять модель развития, которая поможет России занять лидирующее положение в современном мире. В данной связи можно выделить следующие ключевые проблемы, с которыми сталкивается российская экономика [3, 4, 6, 8].

На протяжении ряда лет можно наблюдать усиление турбулентности, которая затронула все сферы социальной и экономической жизни: тенденции производства, внешнюю торговлю, общее благосостояние, занятость, финансовые и валютные рынки. Современное экономическое и технологическое развитие — это сложная траектория, но с 2008 года происходит качественно иной уровень волатильности, который серьезно ограничивает возможности прогнозирования даже в ближайшем будущем. Экономическая волатильность напрямую связана с политической волатильностью. Ситуация в мире меняется, что приводит к обострению политических конфликтов в некоторых странах. Все эти факторы оказывают влияние на Россию и во многом определяют характер действий государства в экономической, политической и социальной сферах [4].

Политический уклон в экономической жизни, особенно на глобальном уровне, становится одной из важнейших особенностей нынешнего этапа развития (и нынешнего кризиса). Рынки становятся все более зависимыми от политических действий в ущерб экономическим законам. Политические факторы все более активно вмешиваются в экономическую политику, часто заменяя рыночную конкуренцию. В нашей стране проявление данной проблемы можно наблюдать на примере введенных санкций (прежде всего, финансовые и технологические) [3].

Еще одной из ключевых проблем, ограничивающих развитие российской экономики, является неравенство, накопившееся за последние несколько десятилетий. Ранее в периоды бурного и устойчивого роста оно не вызвало большого беспокойства, но сегодня можно наблюдать, как оно становится источником экономической и политической нестабильности [1].

Также можно отметить низкую инновационную активность российских организаций, как немаловажное ограничение динамичного развития экономики (рис. 1).

Рис. 1. Инновационная активность российских организаций [7]

Данные рисунка 1 демонстрируют снижение инновационной активности с 2011 года, причем в 2015 году значение данного показателя достигло посткризисного уровня 2009 года — 9,3 %. Это ниже, чем в развитых государствах, в которых активность в инновационной сфере достигает 30–50 % [7].

Указанная выше проблема тесным образом связана с высоким уровнем износа основных производственных фондов и моральным устареванием используемых технологий. Степень износа основных фондов составляет 48,2 % (2015 год), по отраслям экономики значение данного показателя варьируется: повышается в добывающей промышленности — 52,8 %, несколько выше в сельском хозяйстве — 40,7 %.

Несмотря на такой высокий уровень износа, организации России не могут осуществить модернизацию и обновление оборудования и технологий из-за ограниченного объема доступных финансовых ресурсов. На рисунке 2 представлена динамика удельного веса инвестиций, которые направляются на реконструкцию и модернизацию в общем объеме инвестиций в основной капитал.

Рис. 2. Динамика удельного веса инвестиций, которые направляются на реконструкцию и модернизацию в общем объеме инвестиций в основной капитал [7]

Как мы видим, статистические данные позволяют сделать вывод о том, что, начиная с 2005 г. доля инвестиций с целью модернизации ежегодно снижается: значение показателя уменьшилось за 10 лет на 4,4 % и составило в 2015 году 17,3 %.

Помимо геополитических и структурных факторов, на экономическое развитие России влияют внешние шоки, которые неуклонно сохраняются с 2014 года [2]. Сюда относятся изменения цен на нефть и другие сырьевые товары, которые составляют весомую долю российского экспорта. В 2015 году цены на нефть упали почти на 50 % всего за шесть месяцев — беспрецедентное событие в экономической истории [7].

Но падение цен на нефть не является самой важной проблемой в России, поскольку это происходило не раз в последние десятилетия — снижение темпов роста стало самой большой проблемой для России [8]. Тенденция динамики ВВП показывает, что замедление произошло в 2008 году, после чего произошло падение и возврат к тому же самому значению в 2012 году. Затем рост значительно замедлился в 2014 году до снижения цен на нефть и введения санкций на Россию [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что низкая эффективность экономики России обусловлена структурными проблемами, которые усугубляются двумя обстоятельствами. Во-первых, глобальный кризис породил новые системные вызовы. Во-вторых, происходит исчерпание модели экономического роста 2000-х годов, которая, по сути, была моделью восстановления, основанной на привлечении незанятого потенциала и рабочих в производстве, а также на быстро растущем внешнем спросе на российские товары (главным образом сырьевые).

Вместе с этим следует отметить, что при правильном государственном управлении можно с успехом решать все проблемы. Так в процессе кризиса была сформирована эффективная система антикризисных мер, которая позволила предотвратить неконтролируемые изменения. Была сохранена основа для макроэкономической стабильности. Россия остается страной с одной из самых низких национальных долгов в мире. Дефицит бюджета был на приемлемом уровне 2,4 % ВВП в 2015 году, что в 2,5 раза ниже, чем во время кризиса в 2009 году. Была также изменена структура доходов бюджета, в которой удельный вес не-нефтегазовых доходов приближается к 60 %. Своевременное валютное регулирование и кредитно-денежная политика позволили сохранить золотовалютные резервы и обеспечить стабильность российской денежной системы [5].

Большой потенциал для решения проблем можно увидеть в реализуемой стратегии импортозамещения. Результатом стало повышение конкурентоспособности и увеличение объемов производства в ряде отраслей промышленности, включая металлургию, нефтедобычу, химическую промышленность, промышленность, производящую общие потребительские товары (продукты питания, одежду, обувь), сельское хозяйство, некоторые технические сегменты и фармацевтические препараты. Таким образом, перед Россией сегодня стоят две главные задачи: обеспечение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния граждан. Ключевым условием для выполнения этой задачи является новая модель экономического роста путем создания благоприятного делового климата и стимулирования предпринимательской инициативы.

Литература:

  1. Булгаков А. С., Кожина В. О. Актуальные проблемы экономики России // Вестник МИЭП. 2016. № 3 (24) С.26–30.
  2. Гайнутдинова А. А. Основные проблемы экономики РФ и прогнозирование ее развития в 2016 году // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. № 47 С. 26–27.
  3. Гринберг Р. С. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы. Общие итоги системной трансформации // Век глобализации. 2015. № 1 С.166–182.
  4. Ливинцова М. Г., Мишина М. Д., Мишин Н. Д. Влияние экономических санкций на структуру внешнеэкономических связей // Виктимология. 2015. № 3 (5).
  5. Манушин Д. В. Оценка антикризисного плана российского правительства на 2015 год и выработка мер по его улучшению // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3 (35) С. 45–54.
  6. Медведев Д. А. Россия: обретение новой динамики // Российская газета — Федеральный выпуск № 7081 (213).
  7. Официальный сайт ФСГС России. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/plan/
  8. Сергиенко О. В. Экономика России: вызовы и угрозы, государственная политика в условиях реиндустриализации // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. № 2 С. 48–54.

Основные термины (генерируются автоматически): россия, инновационная активность, проблема, глобальный кризис, макроэкономический рост, основной капитал, российская экономика, сельское хозяйство, экономическая жизнь, экономический рост.

История экономического развития России

История экономического развития России до перехода к централизованной системе управления

До прихода большевизма в Россию ее экономическое развитие шло естественным путем. Отсчет истории экономики начинается с момента создания государственности на Руси. В ее основе лежали следующие предпосылки:

  • повышение производительности труда общин;
  • разделение труда на земледелие и скотоводство;
  • увеличение интенсивности обмена;
  • выделение домашнего хозяйства в современном экономическом понимании;
  • формирование частной собственности, отсюда расслоение общества и социальное неравенство;
  • переход от общинного строя и методов управления к военному.

Формирование этих условий требовало создания государства, которое обозначило бы территориальные владения, обеспечило власть и управление, а также правовую базу и защиту населения.

Интенсивное использование рек привело к развитию торговых связей между княжествами, а затем и с другими государствами. Постепенно земли стали объединяться, где-то мирным путем, где-то методом захвата. Таким образом, политическому объединению государства предшествовало военное. До середины пятнадцатого века на территории Руси наблюдалось развитие феодальных экономических отношений, где существовал владелец земли, а все трудящиеся на ней находились в зависимости от его воли и желаний. Крестьяне и ремесленники несли повинности в натуральной и денежной формах. Еще одним крупным землевладельцем стала церковь. Она приобрела не только экономическую, но и политическую власть в государстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Лишь в семнадцатом веке на Руси стали формироваться рыночные элементы экономики. В это время происходило первоначальное накопление капитала, начал развиваться внутренний рынок. Как и в большинстве стран, накопление денежных средств и богатств осуществлялось в высших сословиях знати, а также в купечестве. Однако, в тот период отсутствовала свободная рабочая сила, которая смогла бы дать мощный толчок к развитию рыночных отношений.

Замечание 1

Качественное изменение экономической системы произошло в период реформ Петра Первого. Он не только внес в нее элементы западной системы управления, но также способствовал развитию машинного производства. Еще одним важным шагом на пути становления экономики России стала отмена крепостного права, которая дала возможность бывшим крепостным крестьянам получать денежную оплату за свой труд и тратить ее по своему усмотрению.

Экономика России в двадцатом веке

Предпосылками формирования централизованной системы управления экономикой стали:

  1. Глобальные политические и социальные изменения в жизни российского общества. В начале двадцатого века произошло две революции, вторая положила начало новой форме власти и аппарату управления.
  2. Участие в двух мировых войнах, вторая из которых принесла большие человеческие и экономические потери.
  3. Стремление к построению социалистической системы общественного строя.

После Второй мировой войны требовалось быстро восстановить экономику страны. На тот момент была сохранена тяжелая и военная промышленность. Государственное управление экономикой позволило контролировать все сферы жизни общества, а также модель воспроизводства, общественное разделение труда и так далее. В то время широко применялись пятилетние планы, которые позволяли структурировать развитие национальной экономики, а также отслеживать результаты принятых управленческих решений.

Теоретически такой подход должен был установить баланс между спросом и предложением, хотя на практике все выходило несколько иначе. Государственной властью определялись не только объемы выпуска, но и сама продукция, цены на нее. Власть занималась искусственным распределением ресурсов, товарных потоков, поддерживало определенные сферы услуг. Однако, подобное управление приводило к экономическим перекосам. Например, цена хлеба была намного ниже издержек его производства.

Замечание 2

Плановая экономика позволила в короткие сроки выйти на довоенный уровень производства, сделать доступными товары и услуги для широких слоев населения, восстановить экономику, торговлю. Но централизованное управление хозяйством показало свою несостоятельность. Внутренние экономические перекосы привели сначала к стагнации экономического развития, а затем и к деградации. К девяностым годам двадцатого века плановая экономика СССР потерпела крах, что потребовало построения новой системы экономических отношений.

Современный этап экономического развития России

Экономический кризис после распада СССР требовал активных и радикальных решений. В то время был выбран путь построения рыночных отношений, так как данная модель во всем мире показала свою эффективность и потенциал. Для России применили метод «шоковой терапии», когда большинство экономических параметров были отпущены из-под государственного контроля.

Одним из ведущих направлений в сфере экономического развития стала программа по макроэкономической стабилизации системы народного хозяйства. Прежде всего, необходимо было минимизировать дефицит бюджета. Для этих целей была изменена фискальная политика, а также введены новые налоги, которые позволили пополнить государственный бюджет.

Все изменения привели к резкому повышению уровня инфляции. Их пытались сдерживать за счет жесткого контроля со стороны финансово-кредитной политики. Инфляция повлияла на падение курса рубля, поэтому был принят ряд мер по его стабилизации и сдерживанию дальнейшего падения.

Для развития рынка необходимо было передать часть государственной собственности в частные руки. Это позволило бы наладить независимое производство, которое лежит в основе стабильной рыночной системы. Однако, на практике приватизация не дала планируемых результатов. Были сформированы крупные корпорации и акционерные общества, которые до сих пор занимают монопольное положение на большинстве рынков.

Благодаря крупным денежным вливаниям, полученным от продажи сырья и энергетических ресурсов, экономика России в середине двухтысячных была стабилизирована. Современный этап экономического развития страны направлен на поддержание долгосрочного макроэкономического равновесия, укрепление вертикали власти и создания условий для среднего и малого бизнеса.

Проект на тему: «Пути развития экономики России»

Частное профессиональное образовательное учреждение
«Первая Европейская гимназия Петра Великого»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПрОЕКТ:

«пути РАЗИТИя ЭКОНОМИКИ РОССИИ»

Поликанов Сергей

Руководитель : Серебрякова Т.А.

Москва, 2017

Содержание

Введение

Актуальность исследования.

Развитие национальной экономики определяет течение множества социальных и политических процессов, касающихся нашей страны. От устойчивости российской экономики зависит качество жизни населения, стабильность политического строя, возможность противостоять угрозам из вне и др. К сожалению, новейшая экономическая история России характеризуется по крайней мере тремя кризисами, которые значительно сказались на нашем положении. Причинами этого послужили и недостаточно эффективное государственное управление экономикой, и отсутствия контроля над рынком, и недостаток действенных мер контроля за утечкой народных денег в офшоры и зарубежные банки, безнаказанность и безответственность некоторых чиновников и руководителей. Вот почему в своем проекте я хотел бы разобраться почему это происходит в нашей национальной экономике и предложить пути выхода из экономического кризиса?

Объектом исследования выступает экономика России.

Предмет исследования – пути развития экономики России.

Цель проекта – оценить состояние экономики России и определить пути ее развития.

Задачи проекта:

  1. Определить внутренние проблемы в российской экономике.

  2. Выявить внешние факторы сдерживающие экономическое развитие России.

  3. Провести опрос экономически активного населения с целью выявления наиболее значимых для них экономических проблем.

  4. Сформулировать основные рекомендации по укреплению экономики России.

  1. Современное состояние экономики России

Экономика страны определяет качество жизни и благополучие ее граждан. Вот почему исследование направлений развития национальной экономики имеет большое значение для нашего государства.

Известно, что российская экономика особенно последнее время испытывает спад или стагнацию. Для выявления причин такого положения дел необходимо разобраться с некоторыми основным экономическими понятиями.

Одним из ключевых показателей развития экономики государства является валовой внутренний продукт (ВВП) — это общая рыночная стоимость всех произведенных за год внутри страны продуктов и услуг. Обычно величина валового продукта используется для определения потенциала экономики и перспектив ее развития на будущее. По данным Международного валютного фонда (МВФ) Россия занимает лишь 12 место по размеру ВВП в мире (рис. 1).

hello_html_m70ca132e.jpg

Рис. 1. Доля участия стран в мировом ВВП (Топ-100)

Из рис. 1 видно, что наша страна отстает по данному показателю от экономики США более чем в 14 раз, а от экономики Китая – более чем в 8 раз. Однако определяющим значением для подобного анализа является все же структура ВВП по отраслям, то есть точное знание того, из каких именно источников получает доход государство (табл. 1).

Таблица 1

Доля отраслей в ВВП России (%)

По данным Росстата, представленным в табл. 1, можно сделать вывод, что хотя в последние 3 года произошло сокращение доли добычи полезных ископаемых в структуре ВВП, произошли и сокращение в таких отраслях как обрабатывающие производства и строительство. При этом рост сельского хозяйства, обеспеченный протекционистской политикой нашего государства и внешними ограничениями, пока незначителен, в общей структуре ВВП оно занимает лишь около 4 %. Основными же отраслями российской экономики являются операции с недвижимостью – 17,3 %, а также оптовая и розничная торговля – 15,8. Таким образом более трети российской экономики приходится на отрасли не создающие новых товаров и услуг, а значит не работающие напрямую на укрепление российской экономики.

hello_html_3b504b05.jpg

Рис. 2. Темпы роста ВВП России 1990-2015, %

Кроме непропорциональной структуры национального ВВП и снижения темпов экономического роста за последние несколько лет существуют и социальные проблемы, которые также замедляют развития нашей страны. Так, министр экономического развития Максим Орешкин в одном из своих недавних интервью заявил: «Бедность является серьезным ограничением. Это не только социальная проблема, но в том числе и серьезная угроза для экономического роста, учитывая, что значительная доля малообеспеченных сегодня у нас это семьи с детьми».

Еще одним негативным фактором, препятствующим развитию национальной экономики является слабой инновационной ориентированностью предприятий.

2.Рекомендации по укреплению российской экономике

Опираясь на проведенный анализ, можно предложить следующие пути развития российской экономики:

1. Развивать малый и средний бизнес. Решить эту непростую задачу можно, внедряя экономическое образование в российских школах. Именно сформировав экономическую грамотность и предпринимательскую инициативу в юном возрасте можно вырастить новое поколение лидеров экономики.

2. Необходимо развивать обрабатывающий сектор производства. В качестве стимула обрабатывающим предприятиям можно предложить государственные программы поддержки и льготные налоговые режимы.

3. Проводящаяся борьба с коррупцией должна стать национальной идеей, к которой привлечены все члены общества. Добиться этого можно развивая информационные сервисы и платформы народного контроля.

4. Приоритетом национальной экономической политики должно стать качество и конкурентоспособность отечественной продукции, которая пока не всегда отвечает мировым стандартам.

5. И главное – граждане нашей страны должны захотеть жить лучше и тогда мы решим все наши проблемы.

Выводы

Что нам надо сделать чтобы улучшить экономику России? А нам надо сделать очень многое:

1. Начать выпускать качественный товар.

2. Победить коррупцию.

3. Развивать обрабатывающий сектор производства и сельское хозяйство.

4. Развивать малый и средний бизнес.

Как я уже сказал, надо самим захотеть, и мы всё сделаем. Значит, мы должны решать проблемы.

Список использованной литературы

1.Мировые финансы : учебник / коллектив авторов ; под ред. М.А. Эскиндарова, Е.А. Звоновой. — Москва : КНОРУС, 2017. — 424 с. — (Бакалавриат).

2. Микроэкономика. Теория и российская практика : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — 9-е изд., стер.— М. : КНОРУС, 2011. — 624с.

3. Статистические данные Международного валютного фонда: http://www.imf.org/external/russian/index.htm

4. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru

5. Периодические экономические издания: Российская газета, Ведомости.

Эксперты прогнозируют сокращение ВВП России до 8% — Экономика и бизнес

МОСКВА, 4 августа. /ТАСС/. Институт экономики роста им. Столыпина прогнозирует сокращение валового внутреннего продукта (ВВП) России по итогам 2020 года до 8% в случае масштабной второй волны пандемии коронавируса. Об этом сообщила во вторник ТАСС директор института, руководитель экспертного центра при уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович.

«На сегодняшний день есть несколько оценок сокращения ВВП России за 2020 год: от минус 4,5% (ВЭБ.РФ) до минус 8,0% (Организация экономического сотрудничества и развития). Международный валютный фонд ожидает падения экономики России на 6,6%, Всемирный банк — на 6%, ЦБ прогнозирует сокращение российского ВВП в диапазоне 4,5-5,5%. С учетом сохраняющихся рисков второй волны как в России, так и в мире мы склонны полагать, что возможно сокращение ВВП в 2020 году до 8%, так как экономика России подвержена сразу двум негативным факторам: падение стоимости энергоресурсов и сокращение деловой активности вследствие ограничительных мер основных несырьевых секторов», — сказала она.

По ее словам, самое главное — как поведет себя экономика в 2021 году. «Если не будет программы развития несырьевого сектора (в том числе высокотехнологичного) экономики России, то мы можем оказаться в наиболее опасной ситуации — это медленное восстановление экономики и доходов населения темпами ниже среднемировых», — полагает эксперт.

На ее взгляд, дальнейшее падение доходов, сокращение производства и инвестиций в НИОКР, снижение спроса со стороны государства «может оказать не просто краткосрочный негативный эффект на экономику, но и лишить возможности расти темпами не ниже среднемировых показателей вплоть до 2025 года». Она предлагает «вкладывать деньги в экономику с точки зрения стимулирования потребительского и инвестиционного спроса, высвобождать средства предприятий за счет снижения налоговых ставок, что ускорит рост экономики России».

Перспективы развития российской экономики

  • Российская экономика перешла к росту

«ВВП России растет третий квартал подряд. По предварительным оценкам, в апреле прирост составил уже 1,4%, увеличиваются продажи автомобилей, объемы выдачи ипотечных кредитов… Во всем мире эксперты считают эти индикаторы важными признаками оживления экономики… По итогам первого квартала приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил $7 млрд. Это лучший показатель за соответствующий период за последние три года», — Владимир Путин, президент России.

  • Россия делает ставку на развитие цифровых технологий как основы хозяйственной деятельности и госуправления

«Первое – необходимо сформировать принципиально новую, гибкую нормативную базу для внедрения цифровых технологий во все сферы жизни… Второе – государство окажет поддержку тем компаниям, которые являются носителями разработок и компетенций в сфере цифровых технологий, имеющих так называемый сквозной межотраслевой эффект… Третье – с участием государства и частного бизнеса будем создавать опорную инфраструктуру цифровой экономики… Четвертое – намерены кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики, а, по сути, нам предстоит решить более широкую задачу национального уровня – добиться всеобщей цифровой грамотности», — Владимир Путин.

  • Для привлечения инвестиций предлагаются новые механизмы

«Возврат капиталовложений [инвесторов] предлагается осуществлять за счет регулярных платежей, которые будут поступать от основных выгодоприобретателей инфраструктурных объектов…. Речь идет о внедрении своеобразной инфраструктурной ипотеки, когда объект фактически покупается в кредит, полученный от частных инвесторов», — Владимир Путин.

«Можно увеличить срок специнвестконтрактов с 10 до 20 лет, предусмотреть возможность для гибкого участия… институтов развития, банков, субъектов естественных монополий и других структур… Следует расширять гарантии спроса на продукцию, создаваемую в рамках специнвестконтрактов как со стороны государства, так и компаний с госучастием. На весь срок реализации контракта необходимо обеспечить инвестору неизменность налоговых и других условий, связанных с госрегулированием», — Владимир Путин.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ:

  • Проблема экологии становится особенно острой на фоне решения администрации Дональда Трампа выйти из Парижских соглашений по климату

«Мы выступаем против эксплуатации окружающей среды и хотим добиться нулевого воздействия промышленности на нее», — Нарендра Моди, премьер-министр Индии.

«Изменение климата — …это вопрос, связанный не только с тем, как обращаться с нашей планетой в будущем, но непосредственно касающийся наших экономических интересов», — Кристиан Керн, федеральный канцлер Австрии.

«На мой взгляд, можно было бы и не выходить из Парижских соглашений, потому что они носят рамочный характер… Сейчас нужно не шуметь по этому поводу, а создать условия для совместной работы, потому что если такие страны, как США, не будут совсем работать, то тогда вообще никакого соглашения в этой сфере не удастся согласовать и подписать», — Владимир Путин.

  • Массовое применение инновационных технологий рождает не только новые возможности, но и риски

«Новые технологии стремительно меняют привычный уклад жизни, формируют новые отрасли и профессии, открывают принципиально другие возможности для развития, но и порождают новые угрозы», — Владимир Путин.

«Цифровой мир, роботизация, распространение интернета — все это дает нам новые возможности для развития… Мы должны использовать эти технологии, а не убирать в долгий ящик, считая, что они нас никогда не коснутся», — Кристиан Керн.

  • Экономическое неравенство создает угрозу для развития. Новые технологии и международное сотрудничество помогут решить проблему

«Речь идет о том, чтобы наша экономика генерировала больше доходов, а люди получали больший доход соответственно. И сделать это можно исключительно на путях развития новых технологий… [Кроме того] государство должно таким образом перераспределять ресурсы, чтобы поддерживать тех, кто находится в достаточно сложном положении и жизненной ситуации», — Владимир Путин.

«Нельзя допустить того, чтобы 1% общества обладал таким же количеством богатства, как 99 %, – такое общество будет нестабильным. Для обеспечения социального баланса необходимо в первую очередь создать благосостояние. Это удается при выстраивании мостов между странами и развитии экономического сотрудничества», — Кристин Керн.

  • Санкции наносят ущерб всем сторонам, но Россия использовала ситуацию для повышения конкурентоспособности

«Мы столкнулись с очень негативными последствиями, нас это задело. По нашим подсчетам, примерно 0,3% нашего ВВП мы потеряли от этого [введения санкций]. Это достаточно много, и поэтому мы хотим, как можно быстрее найти решение этой проблемы», — Кристиан Керн.

«Эти рестрикции наносят нам ущерб, главным образом с ограничением на работу наших финансовых организаций, с передачей технологий. Но есть и плюс. Мы подтолкнули развитие целых отраслей экономики», — Владимир Путин

«Будем торговать и дружить со всеми: и с Западом, и с Востоком, – но не вместе с кем-то против кого-то. Любые санкции и фобии контрпродуктивны»- Игорь Додон, президент Республики Молдова.

  • Вопросы безопасности и борьбы с терроризмом должны стать основой для многостороннего международного сотрудничества

«Вот только что премьер-министр [Индии Н. Моди] говорил о борьбе с терроризмом, но разве это нас не должно объединять? Разве нас не должно объединять в сфере безопасности распространение оружия массового уничтожения? Мы же должны понимать, что происходит и куда это нас может привести, и своевременно совместными действиями заблокировать неблагоприятное развитие событий», — Владимир Путин.

«Граждане наших стран ожидают, что мы будем гарантировать их безопасность и бороться с терроризмом. А это удастся только, если мы будем искать возможности для сотрудничества между Европой, Россией и всеми странами, которым угрожает эта опасность», — Кристиан Керн.

  • Только международное сотрудничество поможет решить самые сложные мировые проблемы. Вражда контрпродуктивна

«Россия не может исполнить Минские соглашения в одностороннем порядке. Мы готовы содействовать этому, но мы не можем сделать то, что должны сделать киевские власти».

«Россия защищает не столько президента Асада, сколько сирийскую государственность… Мы не хотим, чтобы на территории Сирии возникла ситуация, сопоставимая с Ливией, Сомали или с Афганистаном».

«Это (обвинение во вмешательстве России в выборы в США) попытка решить политические вопросы с использованием инструментов внешней политики. Это вредно, это наносит ущерб международным отношениям, мировой экономике, вопросам безопасности, борьбе с террором».

«У нас много объединяющих повесток дня, очень много. И если мы сосредоточим внимание именно на этой, позитивной стороне нашего сотрудничества, то, без всяких сомнений, мир будет меняться к лучшему», — Владимир Путин.

Экономика современной России

Экономика современной России — организованное на рыночных, капиталистических принципах хозяйство, в рамках которого действуют частные, государственные и смешанные предприятия различных организационно-правовых форм. Среди них преобладают предприятия с национальным, но есть и с иностранным капиталом.

В конце 1991 г. правительство взяло курс на проведение радикальных экономических преобразований и максимально ускоренный переход к рыночной экономике. В результате масштабной приватизации в России к 1995 г. сформировался небольшой слой собственников, которому принадлежит подавляющая часть предприятий. На начало 2006 г. на долю частного капитала приходилось 77% всех основных фондов и только 23% осталось в руках государства. Процесс приватизации собственности в стране продолжается.

Становление рыночной экономики в России происходило в два этапа. Первый этап (1990–1998 гг.) характеризовался:

  • – хаотичным отступлением государства с ранее занимаемых позиций в экономике;
  • – стремительным ростом цен;
  • – значительным спадом производства и инвестиций;
  • – отсутствием договорной дисциплины у предприятий;
  • – быстрым наращиванием внешней и внутренней задолженности государства;
  • – накоплением кредиторской задолженности;
  • – ежегодным бюджетным дефицитом.

Ошибки в экономической политике отчасти были вызваны отсутствием мирового опыта столь масштабных преобразований. Ситуацию усугубляла некомпетентность хозяйственных руководителей, неспособностью большинства из них к эффективной работе в рыночных условиях. Предпринимательскую инициативу граждан сковывала коррумпированность плохо контролируемого надзорными органами бюрократического аппарата на всех уровнях власти.

Эти обстоятельства привели российскую экономику к тяжелейшему кризису (август1998 г.), в результате которого перестали обслуживаться государственные ценные бумаги, произошла значительная девальвация рубля и еще больше снизился уровень жизни населения.

Выход из кризиса в конце 1998 г. ознаменовался наступлением второго этапа (1999–2001 гг.) переходного периода. Повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства по цене, вследствие девальвации рубля, и рост мировых цен на углеводородное сырье практически совпали по времени, что поспособствовало преодолению тенденции спада в экономике России. Устойчивость этого процесса была обеспечена последовательной и жёсткой бюджетной политикой Правительства Российской Федерации, обеспечивающей профицит федерального бюджета, а также накоплением отечественными предпринимателями необходимого опыта ведения бизнеса в условиях рынка.

Принципиальным достижением второго этапа стал стремительный рост реальных сбережений населения на рублевых и валютных вкладах, которые также являются важным источником инвестиций в экономику страны. Начался процесс возвращения финансовых средств обратно в Россию.

В настоящее время активно идет процесс вывода хозяйственной деятельности из сферы теневой экономики, составлявшей до 2000 г. по некоторым экспертным оценкам более 40% всего российского производства товаров и услуг.

Сейчас в стране начинается третий этап развития экономики, суть которого состоит в начале перехода от сырьевой ориентации к инновационной, высокотехнологической. Этому переходу способствуют рекордно высокие цены на энергоносители, по суммарному экспорту которых Россия занимает первое место в мире.

Устойчиво растет валовой внутренний продукт, экспорт товаров и услуг превышает их импорт. По производству отдельных видов промышленной продукции наша страна восстановила прежде достигнутый в 1990 г. уровень или стала приближаться к нему. В результате Россия практически расплатилась по прежде накопленным внешним долгам и накопила значительные финансовые резервы. Однако этот процесс сопровождается высоким уровнем инфляции (более 10% в год), которая тормозит рост уровня жизни населения.

Структурные преобразования российской экономики сопровождаются формированием отвечающего современным мировым стандартам хозяйственного законодательства. В стране приняты ключевые для рыночной экономики законы и кодексы: Гражданский, Налоговый, Трудовой, Земельный, Таможенный, Градостроительный, Водный, Лесной, Воздушный, Законы о Правительстве, Центральном банке, Банках и банковской деятельности, основах страхового дела, рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондах, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, несостоятельности (банкротстве), лицензировании аудиторской деятельности, иностранных инвестициях, недрах, государственной регистрации юридических лиц и пр.

Основы экономического устройства страны определены Конституцией Российской Федерации, предполагающей, в частности:

  • – единство экономического и правового пространства в стране;
  • – равные права для различных форм собственности;
  • – неприкосновенность частной собственности и имущества граждан;
  • – гарантию права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность;
  • – обязанность платить налоги
  • и другие ключевые экономические нормы.


Темпы роста российской экономики в 1999–2005 гг., становление мощного частного сектора, достижение некоторых качественных макроэкономических характеристик, создание законодательной инфраструктуры рыночного хозяйства позволяют сделать вывод об окончании переходного периода от плановой, социалистической к рыночной, капиталистической экономике. Формальным подтверждением этого факта стало признание европейским союзом (в 2002 г.) рыночного характера российской экономики.

Сегодня одна из важнейших задач — обеспечение развития предпринимательства и системы рыночных взаимоотношений в секторе экономики, хозяйствующими субъектами которой являются организации малого и среднего бизнеса. Как показала практика, во всех успешных переходных экономиках малый и средний бизнес послужил главным двигателем роста, вобравшим в себя ресурсы бывшего государственного сектора и показав заметную динамику в контексте конкуренции и жестких бюджетных ограничений.

В Российской Федерации к 2006 г. малый и средний бизнес стал силой, играющей заметную роль не только в социально-экономической, но и политической жизни страны. Такое положение связано с тем, что малый и средний бизнес обеспечил дальнейшее укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большой части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В 1990 г. Российская Федерация обладала мощной многоотраслевой промышленностью. Большую долю в объеме промышленного производства занимали отрасли перерабатывающей промышленности, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Отраслевая структура промышленности более или менее соответствовала тем задачам, которые решала социалистическая, плановая экономика.

Рыночные реформы коренным образом изменили условия и принципы функционирования промышленности. В первый период изменения в структуре промышленности складывались стихийно, практически без вмешательства государства. Они были обусловлены различной динамикой развития отраслей промышленности.
Наибольший спад производства произошел в обрабатывающей промышленности. Это привело к резкому усилению сырьевой направленности российской промышленности и утяжелению структуры промышленности.

С 1999 г. ситуация стала медленно меняться. При росте промышленного производства в целом более высокие темпы роста демонстрируют отрасли обрабатывающей промышленности. Наибольшие темпы характерны для химической и нефтехимической промышленности, пищевой, промышленности строительных материалов, черной и цветной металлургии. Гораздо медленнее растет производство в машиностроении, легкой, микробиологической промышленности. Постепенно отраслевая структура промышленности несколько улучшается, однако до состояния 1990 г. еще далеко. Государство предпринимает недостаточные усилия по исправлению сложившего структурного перекоса, а сами структурные сдвиги идут в основном стихийно, под действием роста внутреннего рынка.

В целом за прошедший период изменения в отраслевой структуре промышленности Российской Федерации носили негативный характер. Возросла доля отраслей топливно-энергетического комплекса и отраслей, обеспечивающих в основном первичную переработку сырьевых ресурсов. Резко сократились объемы производства ряда видов высокотехнологичных изделий. Страна потеряла часть передовых технологий и высококвалифицированных кадров рабочих, техников и инженеров.

Наибольшие изменения произошли с численностью занятых в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, в которых занятость упала. Выросла численность кадров в торговле, финансовой деятельности и ряде других секторов, которые относятся к сфере обслуживания.

Основную часть роста валового внутреннего продукта в стране в последние годы обеспечивают отрасли нематериального производства. В промышленности производство валового внутреннего продукта растет медленнее. Главная причина этому — узость внутреннего рынка из-за недостаточности роста доходов населения. Вторая причина в жесткой конкуренции на внешнем рынке, что не позволяет увеличивать экспорт продукции обрабатывающей промышленности.

Размещение промышленности — это пространственная форма развития производства. Факторы развития промышленности представляют собой совокупность условий, определяющих конкретное место любого производства. К ним относятся:

  • – природные условия и ресурсы, играющие определённую роль в размещении добывающей промышленности;
  • – социально-экономические, определяющие географию размещения населения и его территориальную концентрацию;
  • – технико-экономические, определяющие затраты на производство и реализацию сырья, материалов и готовой продукции. К ним относят: материалоёмкость, водоёмкость, энергоёмкость, трудоёмкость, наукоёмкость, фондоёмкость, капиталоёмкость, транспортные расходы, рентабельность;
  • – организационно-экономические, определяющие специфику производства, кооперацию и комбинирование производства;
  • – экономико-географическое положение;
  • – особенности общественно-исторического развития.

В настоящее время ранжирование основных факторов производства имеет следующий вид: топливно-энергетический фактор, топливно-сырьевой фактор, тяготение к трудовым ресурсам, ориентации на район потребления готовой продукции, возможность развития кооперирования, тяготение к научным центрам.

Особенностью отраслевой структуры экономики России является повышенный удельный вес производства товаров и низкая доля производства услуг. Наибольший удельный процент в валовом внутреннем продукте занимает промышленность — более 30%, второе место — торговля и общественное питание, затем идут транспорт, сельское хозяйство, строительство, связь.

В сфере услуг наиболее динамично развиваются отрасли торговли и общественного питания.

Наибольшее развитие в России получили те отрасли, которым уделялось особое внимание в годы социализма: транспорт, наука и научное обслуживание, образование. Остальные сферы услуг нуждаются в реформировании с учётом требований рынка и российской специфики.

Значение транспорта как важной составной части хозяйственного комплекса Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализации районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспорт является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учёта нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил. Транспорт обеспечивает занятость 6,3% среднегодовой численности всех занятых в экономике.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в её создании, обеспечивая сырьём, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю.

Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с её огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создаёт условия для формирования местного, регионального, общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации имеет огромные различия по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме севера Европейской части России), Южный, Приволжский федеральные округа, наименее развитой — Дальневосточный и Сибирский федеральные округа.

Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором всех областей развития социально-экономической сферы. Они приобрели критическую важность для повышения эффективности государственного управления, обеспечения национальной безопасности, адресной социальной помощи, совершенствования систем образования и здравоохранения.
Роль информации как экономического ресурса неуклонно растет, и именно отрасль информационных технологий становится локомотивом развития постиндустриальной экономики.

В целях активного продвижения нашей страны к информационному обществу разработана «Стратегия развития и использования информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации до 2010 года», определяющая ключевые сферы, цели и задачи государственного регулирования в этой области. Наиболее перспективным направлением развития сектора информационных технологий в ближайшее время может стать разработка отечественного программного обеспечения. Увеличению объема рынка будет способствовать внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу и бизнес, государственные меры по стимулированию развития рынка информационных технологий, в т. ч. реализация государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», начало инвестиционной деятельности Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий, участие в реализации информатизации отдельных направлений приоритетных национальных проектов и др. Развитию сектора информационных технологий и услуг способствует выполнение федеральных целевых программ «Электронная Россия», «Развитие национальной инфокоммуникационной инфраструктуры Российской Федерации».

Одно из важнейших направлений деятельности телекоммуникационной отрасли— развитие спутниковой связи, национальной орбитальной группировки спутников связи и вещания, эффективное использование и защита орбитального ресурса Российской Федерации. Национальная система спутниковой связи и вещания играет важнейшую роль в выполнении государственных задач по распространению радиотелевизионных программ на всей территории России и по её зарубежным посольствам и представительствам, а также по организации магистральных, международных и зоновых связей в удалённых и труднодоступных регионах страны.

В России действует глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), созданная в 1993 г. и позволяющая практически в любом месте планеты (за исключением приполярных областей) определять местоположение и скорость движения объектов. В гражданской сфере системы спутниковой навигации широко применяются в геодезии и картографии, авиации, автомобильном, морском и речном транспорте, во вневедомственной охране.

Развитие телевизионного и звукового вещания характеризуется охватом населения количеством радиотелевизионных программ. Наряду с государственными вещательными структурами действуют более 2,5 тыс. коммерческих теле- и радиокомпаний. Однако рынок услуг телерадиовещания развивается неравномерно. В более благоприятных условиях находится городское население. В 1994 г. образован Российский фонд развития телевидения и при нём организована Российская академия телевидения, которая учредила ежегодную премию «ТЭФИ» (ТелеЭФИр), вручаемую за творческие успехи в телерадиовещании. В 2003 г. разработана Концепция развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2015 г., которая определяет перспективы развития, роль государственного регулирования и основные направления реструктуризации организаций связи и рынка услуг связи в области телерадиовещания.

В соответствии с решениями высшего руководства подготовлен проект Стратегии социально-экономического развития страны на период до 2020 г. и разрабатывается прогноз до 2030 г. Ставится задача — удвоить к 2020 г. валовой внутренний продукт и войти в число пяти самых крупных мировых экономик и на этой основе повысить уровень жизни населения страны. В стратегии ставится задача изменить направление развития и структуру национальной экономики и перейти на инновационный путь развития.

Отчет об экономике России

Экономическое развитие

Пандемия COVID-19 вызвала глубокую глобальную экономическую рецессию. Мировое промышленное производство претерпело самый резкий спад после мирового финансового кризиса. Цены на сырую нефть, крупнейший экспорт России, резко упали с начала года, в то время как спрос на нефть, как ожидается, сократится на беспрецедентные 8 процентов в 2020 году.

ВВП в зоне евро — крупнейшем торговом партнере России — сократился в годовом исчислении на 13.6 процентов в первом квартале 2020 года — самое резкое падение за всю историю существования блока. В Китае — втором по величине торговом партнере России — ВВП упал на 6,8 процента в первом квартале 2020 года, хотя сейчас он вступил в хрупкий подъем.

Россия движется к рецессии с отрицательным ростом в большинстве секторов в 2020 году. Производство сократилось на 10 процентов, что серьезно негативно отразилось на производстве металлов и транспортных средств. Добыча полезных ископаемых снизилась на 3,2 процента.

Пандемия COVID-19 привела к сокращению доходов бюджета и ослаблению рубля.За первые пять месяцев 2020 года дефицит федерального бюджета составил 406,6 миллиарда рублей по сравнению с профицитом в 1283,3 миллиарда рублей за тот же период 2019 года. Усиление глобального неприятия рисков на финансовых рынках, усугубляемое падением цен на нефть цен, ослабило рубль на 11 процентов с начала 2020 года.

российских банка вошли в кризис с разумными запасами капитала и комфортной ликвидностью. Однако можно ожидать, что высокий уровень невозвратных кредитов (около 10 процентов) будет и дальше увеличиваться, поскольку финансы домашних хозяйств и предприятий ухудшаются из-за сбоев в экономической деятельности и роста безработицы.

Безработица выросла до 6,1 процента в мае 2020 года по сравнению с 4,5 процента годом ранее — рост примерно на 1,1 миллиона человек. Число зарегистрированных безработных увеличилось еще больше на 1,4 миллиона человек и достигло 2,3 миллиона человек в мае 2020 года.

Как и во многих других странах, уровень жизни людей в России существенно страдает, включая школьное образование, медицинское обслуживание и мобильность. Люди, занятые в сфере розничной торговли, туризма, гостеприимства и развлечений, больше всего страдают в краткосрочной перспективе из-за мер изоляции и их ограниченной возможности работать в Интернете.

За краткосрочными воздействиями могут последовать более глубокие среднесрочные и долгосрочные воздействия. Секторы, не затронутые изначально, например сельское хозяйство, могут быть затронуты на более поздних этапах, если сбои во внутренней логистике, международной торговле или финансовых условиях затруднят возобновление производства в полном объеме. Кроме того, перегруженным службам здравоохранения, возможно, придется подготовиться к будущему увеличению спроса из-за отложенного лечения и возможного возобновления инфекций.

Экономический прогноз

Хотя прогнозы подвержены высокой неопределенности, базовый сценарий предполагает, что ВВП России может сократиться на целых 6 единиц.0 процентов в 2020 году, что является минимумом за 11 лет. Если меры сдерживания будут полностью отменены во второй половине 2020 года, может начаться умеренное восстановление. Ожидается, что некоторая положительная динамика сохранится до 2021 года, что приведет к росту ВВП до 2,7 процента, а в 2022 году — до 3,1 процента.

По мере уменьшения неопределенности ожидается, что потребление домашних хозяйств возглавит восстановление, и ожидается, что в 2021 году инвестиции вырастут примерно на 3 процента. Однако даже при сохранении положительного роста ВВП в 2022 году уровень ВВП едва достигнет уровня, предшествующего пандемии.

Ожидается, что в 2020-22 годах бюджет расширенного правительства станет дефицитным. При падении цен на нефть ниже пороговой цены в 42,4 доллара за баррель, указанной в налоговом правиле, ge

.

Минэкономразвития РФ

  • 11.12.17

    Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации, выступил на Одиннадцатой Министерской конференции (MC11) в Буэнос-Айресе, Аргентина.

  • 06.12.17

    Российская Федерация не согласна с рядом выводов, сделанных Группой экспертов и Апелляционным органом в споре, возникшем в рамках ВТО Российская Федерация — Меры по ввозу живых свиней, свинины и других свиноводческих продуктов из Европейского Союза (DS 475 ), в частности с выводами об отсутствии обоснования приостановления ввоза соответствующих товаров с территории Эстонии, Латвии, Литвы и Польши.

  • 17.11.17

    Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин провел переговоры с Министром торговли и промышленности Республики Индия Сурешом Прабху.

  • 16.11.17

    15 ноября 2017 г. Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин провел встречу министров стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества, ответственных за внешнеэкономическую деятельность и внешнюю торговлю.

  • 15.11.17

    14 ноября 2017 года Министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин провел встречу с Министром национальной экономики Республики Казахстан Тимуром Сулейменовым.

  • 12.11.17

    Совместное заявление министров

  • 09.11.17

    Министр экономического развития России Максим Орешкин принял участие в Совместном заседании министров иностранных дел и торговли АТЭС в Дананге.Он касался углубления региональной экономической интеграции и поддержки конкурентоспособности и инновационного потенциала микро-, малых и средних предприятий в эпоху цифровых технологий.

  • 08.11.17

    Совместное заседание министров иностранных дел и торговли АТЭС открылось в Дананге (Вьетнам).

  • .

    Россия Обзор

    Стратегия

    Количество активных проектов 6
    Чистые обязательства МБРР 496 миллионов долларов

    Всемирный банк проводит исследования и анализ, а также предоставляет рекомендации по вопросам политики и развитие потенциала по важнейшим вопросам для экономического и социального развития России на федеральном и региональном уровнях. В фокус поддержки Всемирного банка входят такие области, как инвестиционный климат, зеленые финансы, здравоохранение, образование, включая развитие и развитие навыков детей в раннем возрасте, социальную защиту, а также развитие по инициативе сообществ и составление бюджета с участием населения.Текущие проекты способствуют улучшению предоставления базовых услуг на местном уровне, повышению финансовой грамотности и защите окружающей среды.

    Россия — важный партнер в области развития для Группы Всемирного банка. Наше партнерство с правительством России помогает использовать их знания и финансовые ресурсы на благо других стран по всему миру. С 2007 года Россия выделила МАР 896 миллионов долларов. Россия также внесла 279 миллионов долларов в 24 трастовых фонда, находящихся под управлением Всемирного банка, в поддержку образования, развития малых и средних предприятий, управления государственными финансами и других областей развития в странах Европы и Центральной Азии, Африки и Ближнего Востока.Россия обязалась выделить 438 миллионов долларов в восемь фондов финансового посредничества, которые решают проблемы глобального развития, такие как ВИЧ / СПИД; Туберкулез и малярия; списание долга; защита окружающей среды; женское предпринимательство, управление и государственные учреждения в странах БВСА с переходной экономикой. Совсем недавно Россия пообещала выделить 3 миллиона долларов в Зеленый климатический фонд.

    КЛЮЧЕВОЕ УЧАСТИЕ

    Программа Всемирного банка по консультационным услугам и аналитике разделена на две основные темы:

    I. Рост и конкурентоспособность , в которой основное внимание уделяется макроэкономическому и фискальному управлению, неформальности рынка труда, производительности, инвестиционному климату, развитию МСП, торговой интеграции, сельскому хозяйству и цифровой экономике; и

    II. Человеческий капитал, бедность и общее процветание , в котором основное внимание уделяется образованию, включая развитие детей в раннем возрасте, комплексное здравоохранение и социальную защиту.

    Многие виды деятельности предоставляются в виде консультационных услуг на возмездной основе (РКС).Портфель СКС включает мероприятия в области инвестиционного климата, статистики, здравоохранения, образования и повышения квалификации, социальной защиты, а также развития, ориентированного на сообщества, и составления бюджета с участием населения.

    Программа знаний приносит результаты. Программа поддержки местных инициатив (LISP) помогла расширить участие граждан в принятии муниципальных решений. Граждане, работая вместе с муниципальными властями, выявляют и определяют приоритетность небольших инфраструктурных проектов, направленных на удовлетворение конкретных потребностей сообщества.Это привело к более эффективному использованию местных бюджетов и более быстрой реализации проектов.

    Программа LISP стартовала в Ставропольском крае 14 лет назад. Сегодня LISP — это национальная программа, охватывающая около одной трети из более чем 80 регионов России. Реализовано более 12 000 проектов с участием более 7,5 миллионов человек. В среднем 20 процентов всех проектов софинансируются за счет ресурсов регионального бизнеса и местных сообществ.

    Последнее обновление: 16 апр 2020 г.

    .

    Россия — экономические показатели

    Темпы роста ВВП
    (%)

    0,3 марта / 20 0.5 -5,4: 4,1 Ежеквартально

    Годовой темп роста ВВП
    (%)

    -8.5 июня / 20 1,6 -11,2: 12,1 Ежеквартально

    Уровень безработицы
    (%)

    6.2 июня / 20 6,1 4,3: 14,1 Ежемесячно

    Уровень инфляции
    (%)

    3.4 июля / 20 3,2 2.2: 2333 Ежемесячно

    Уровень инфляции Мама
    (%)

    0.4 июля / 20 0,2 -0,5: 100 Ежемесячно

    Уровень интереса
    (%)

    4.25 июля / 20 4,5 4,25: 17 Ежедневно

    Торговый баланс
    (В миллионах долларов США)

    5290 июня / 20 3670-203: 20356 Ежемесячно

    Текущий счет
    (В миллионах долларов США)

    600 июня / 20 21727 -3774: 39286 Ежеквартально

    Текущий счет к ВВП
    (%)

    3.9 19 декабря 6,8 -1,4: 18 Ежегодно

    Государственный долг к ВВП
    (%)

    12.2 18 декабря 13,5 6.5: 92.1 Ежегодно

    Государственный бюджет
    (% от ВВП)

    1.8 19 декабря 2,9 -7,9: 9,88 Ежегодно

    Деловая уверенность
    (точки)

    -5 июля / 20-6-20: 7 Ежемесячно

    Производственный индекс PMI
    (точки)

    48.4 июля / 20 49,4 31,3: 54,7 Ежемесячно

    PMI сферы услуг
    (точки)

    58.5 июля / 20 47,8 12,2: 58,5 Ежемесячно

    Потребительское доверие
    (точки)

    -30 июня / 20-11 -59: 1 Ежеквартально

    Розничные продажи м / м
    (%)

    6.7 мая / 20 -28,4 -33,3: 23,2 Ежемесячно

    Ставка корпоративного налога
    (%)

    20 20 декабря 20 20: 43 Ежегодно

    Ставка личного подоходного налога
    (%)

    13 20 декабря 13 13: 13 Ежегодно

    Коронавирус случаи
    (лица)

    1 августа / 20 897599 2:

    1 Ежедневно

    Коронавирус смерти
    (лица)

    15260 августа / 20 15131 0: 15260 Ежедневно

    Коронавирус вылечен
    (лица)

    710298 августа / 20 703175 3: 710298 Ежедневно

    .

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *