Плат в церкви: Богослужебные предметы

Содержание

Богослужебные предметы

Богослуже́бные предме́ты — предметы, используемые при совершении богослужения.

Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа).

Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него.

Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии.

Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия.

Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день Пасхи. Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами.

Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные.

Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака.

Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа.

Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах.

Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

Дикирий (гр. – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами, употребляемый при архиерейском служении.

Дискос (гр. – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке, на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть часть главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в таинстве Евхаристии.

Елей – освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах.

Жезл – богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Жертвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию.

Звездица – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.

Кадило – 1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения каждения; 2) курящийся ладан (Пс.140:2).

Кафедра (др.-греч. седалище; сиденье) – кресло для архиерея, устанавливаемое в храме.

Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте. Копие, которым вырезаются частицы из просфор символизирует орудие Промысла Божия.

Крест напрестольный – Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием.

Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.

Ладан – благовонная древесная смола, иногда с добавлением масла душистых цветов или ароматических растений, употребляемая в храме для каждения.

Лампада (греч. «светильник») – масляный светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

Лжица – удлиненная ложечка с крестом на рукоятке, применяемая для причащения мирян.

Орлец – круглый коврик с изображением орла, на котором стоит архиерей во время богослужения.

Паникадило – большой светильник, подобный люстре со множеством свечей (или лампочек), свисающий из купола в центральной части храма.

Плат – принадлежность для вытирания священных сосудов, находящихся на жертвеннике.

Плащаница – четырехугольный плат, обычно из бархата, с живописным или вышитым изображением снятого со Креста тела Христа Спасителя. Также плащаница с изображением усопшей Божией Матери.

Покровцы – крестообразные матерчатые покрывальца для дискоса и потира, введенные в употребление еще в древности для предохранения Святых Даров.

Потир (греч.) – чаша, из которой православные христиане причащаются Тела и Крови Христовых.

Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития).

Просфора (греч. – приношение) – небольшой круглый хлебец, состоящий из двух соединенных частей, символизирующих две природы Иисуса Христа: божественную и человеческую. На верхней части просфоры специальными печатями делают оттиски изображений креста, Божией Матери или святых.

Рипида (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность архиерейского богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга – изображение лика шестикрылого серафима.

Семисвечник – особый светильник из семи ветвей на одной подставке, с чашечкой и лампадой на конце каждой ветви.

Трикирий – переносной подсвечник с тремя свечами, используемый во время архиерейской службы.

Хоругви – священные знамена церкви, с изображением Спасителя, Божией Матери, особо чтимых святых и праздников.

АЛТАРЬ И ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ | Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Самая главная часть храма – алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней  — белой, из полотна, и верхней, — из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для Таинства причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:

1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в Кровь Христову.

2. Дискос  — небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли, и гроб Спасителя.

3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4. Копие – нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

5.  Лжица  — ложечка, употребляемая для причащения верующих.

6.  Губка или плат  — для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся ковш, в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе — Божеское и человеческое.

Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.

Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Просмотры (2124)

Как устроен православный храм — Российская газета

«Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.

В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех. Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом. И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»

Ирина Николаевна

Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме. Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой. Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?

Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез. Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи. Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов. Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры. Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.

Три части храма

В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему. Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год. Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей. Входной части, называемой притвором, — это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть — «святая святых», алтарь, отделенный от остального храма иконостасом — рядами икон. В алтаре находится главное место всего храма — святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви — таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.

Зачем мы ходим в храм?

Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться. В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них — Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом. Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.

Главное место храма

Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол — четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения. Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии. Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.

Амвон, солея, клирос

Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. «возвышение»). Завершается солея круглым выступом — амвоном (с греч. «восхожу»). И солея, и амвон являются продолжением алтаря. То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом. Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий, надел», называют священнослужителей, ну а клирос — место для церковного хора. Помните блоковское: «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю…»?

Женщина и святая святых

От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон — части алтаря, запрет касается и этих частей храма.

Иконостас — лицо храма

Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы. Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания». Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение. На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм. В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.

В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.

Продолжение следует

Молитва

Перед выходом из дома

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла.

Господи, направи ко благу путь мой.

Господи, благослови все мои вхождения и исхождения.

(И осенить себя крестным знамением.)

Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, «Российская газета», или [email protected]

О лжице и плате — Обрывки поповской жизни — ЖЖ

Честно говоря, долго думал, поднимать ли эту тему, но в конце концов решил – надо.[1] Я вряд ли «открою америку» если скажу, что глазами специалистов определенного профиля, процесс Причащения выглядит как минимум негигиенично. Действительно, многие люди, представляющие нашу доблестную медицину, называют причиной своего отказа от участия в таинстве именно этот момоент. Но так ли важно, что мы называем причиной? Не повод ли это на самом деле? Впрочем, сейчас речь немного не об этом.

Технически все происходит, или должно происходить следующим образом: первыми к чаше подносят младенцев, затем подходят мужчины, потом женщины, а после них – дети и подростки. Правда, причина этой субординации вовсе не гигиеническая; такой порядок отражает, прежде всего, иерархию внутри общества той эпохи, когда он зародился. Ей же самой он и обусловлен. Когда именно он зародился – вопрос спорный, да и – опять же — не об этом я сейчас.

Суть претензий со стороны медработников заключается главным образом в том, что для таинства используется одна и та же ложка, а точнее лжи́ца – именно так называется этот прибор. Этот тезис достаточно бездумно принимают и тиражируют откровенно далекие от Православия люди, видимо не понимая, что логика и сама жизнь явным образом утверждают обратное. Чтобы было понятно, назовем этих людей «медиками» [2].

У меня нет статистических данных, но я не думаю, что среди священнослужителей смертность по причине инфекционных заболеваний выше, чем среди людей вообще. Чаще смерть священников носит насильственный характер, но я и не об этом тоже. Рассуждая логически, и учитывая исторические реалии можно приблизительно предположить, что, если бы были правы «медики», то Церковь Христова кончилась бы если не в первые же два-три века, когда было распространено причастие из одной чаши, что тоже — если продолжать рассуждать в русле тезисов «медиков» — способствует распространению инфекций[3], то как минимум после IV века: церковное предание приписывает введение в обиход лжицы самому святители Иоанну Златоусту[4].

Но лжица в Причастии – не самое страшное. Есть вещи гораздо страшнее. И это не иконы, к которым прикладываются все приходящие в храм и не напрестольный крест, к которому тоже прикладывается весь храм, но он хотя бы иногда в воде бывает. Я говорю о причастном плате. Его основная функция – устранение следов Святых Даров с мест соприкосновения Их с телом причащающихся, или говоря высоким штилем – утирание уст.[5] А рот, как известно, самое антисанитарное место человеческого организма, и тут врачи со мной согласятся. Как правило, одним и тем же платом утирается весь храм, начиная со священнослужителей в алтаре, и заканчивая последней, приковылявшей к Святым Тайнам бабулькой.
Этот же плат используется так же для вытирания Чаши и вышеупомянутой лжицы, но эта функция в принципе безобидна. Страшно то, что платы не стирают. Никогда! Их по мере износа заменяют на новые, а старые сжигают в особом месте, поскольку они носят на себе следы Тела и Крови Христовых. О временны́х сроках службы причастных платов я из своей небольшой практики не имею никаких представлений, но — факт — меняются они не раз в неделю и даже не раз в месяц, а служат иногда годами.

Однако, несмотря на видимую внешним людям антисанитарию, Церковь не становится рассадником инфекций. Почему? От Святых Даров и всего, что к ним прикасается заразиться НЕВОЗМОЖНО! Маловерные и внешние этого никогда не поймут, ибо раз логика и факты для них ничто, то что уж говорить о Священном Писании[6], которое для них и вовсе, в лучшем случае просто культурное наследие, а в худшем — ничего не значащие сказки. А своим не нужно ничего объяснять – они и так в курсе. Таким образом мы имеем дело просто с еще одним поводом к отказу от участия в таинстве Церкви, и рассматривать это нужно не более чем повод.

Спасибо за внимание.


[1] Нижеследующий текст понимается в контексте изложенного здесь диалога.[2] Именно так – в кавычках, потому как далеко не все они действительно имеют медобразование.[3] Эта практика, кстати и до сих пор существует, но далеко не везде. В нашей Церкви она тоже есть, но так причащаются только священнослужители.[5] Согласно лекционным данным, причастный плат дал начало такой детали диаконского облачения, как орарь.[6] (Мк. 16: 15-18), в частности…

ИсточникЪ

Почему в храме все за деньги?

Вопрос читателя: 

Добрый вечер, подскажите, как не утратить веру, если кругом все продажно? За крещение плата, за венчание плата, освятить — плата, даже за святую воду плата. Как так?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Дорогая Евгения, здравствуйте!

Судя по тому, что Вы пишете, в храме Вы нечастый гость.

Если бы Вы ходили в храм регулярно, то знали бы, что никогда в истории Православной Церкви не были платными, например, таинства Причастия и Исповеди.

Что же касается других таинств, то это — пожертвование, которое да, иногда бывают обязательным для тех, кто в состоянии его заплатить. Это вынужденная мера в нынешних условиях существования современных приходов. При этом, безусловно, никто не откажет вам в крещении и других таинствах, если у вас совсем нет денег (если же такое случается, то это серьезный проступок со стороны священнослужителя).

Вы когда-либо задумывались, откуда в храме деньги? И кто платит за отопление, электричество, прочие коммунальные услуги, обязательные сейчас системы пожарной безопастности, ремонт, уборку, масло для лампад и многое другое? Вы приходите в храм — там тепло, светло, чисто, есть люди, которых можно спросить о том, что Вас интересует. Распространенное представление о том, что церкви что-то  из коммунальных услуг и т.п. оплачивает государство — миф. При этом  далеко не у всех храмов есть спонсоры, которые помогают справляться с ежемесячной оплатой нужд и счетов. Потому та жертва, которая оставлена в храме людьми, и помогает содержать приход.

Повторюсь: то, что вы оставляете в храме — это не плата, а жертва на содержание храма. Просто, к сожалению, часто ее приходится обозначать конкретной цифрой, иначе люди склонны в храме не оставлять ничего или совсем незначительные деньги.  Но все может стать по-другому, если мы перестанем приходить в церковь, как в магазин за услугами. Храм — это наш дом. Изначально в христианской истории складывалось так, что каждая община строила и содержала свой дом — свой храм.

Сейчас же в храмах часто бывают люди, которые приходят туда пару раз в году, при этом они у них есть довольно много ожиданий от церкви — чтобы прочли записку, повенчали, покрестили или отпели и прочее. Однако для совершения многих таинств и богослужений нужны какие-то материальные вещи, которые не берутся из воздуха: для соборования — масло, для таинства венчания — вино, венцы, труд певчих, для крещения — теплая вода и так далее.

В христианском обществе была традиция жертвовать десятину, то есть десятую часть своего дохода, своему приходу!  Вы готовы принять участие в финансовой жизни своего прихода? Тогда взамен Вы получите все требы абсолютно бесплатно. Более того, если у человека случалась болезнь или тяжёлые времена, то приход помогал ему и его семье. Сейчас зачастую все не так, увы.

Знакомый священник поставил в храме свечи совершенно без оплаты, за пожертвование. Эксперимент длился месяц. За это время не набралась даже сумма, которая окупила бы себестоимость этих свечей.

Но все чаще настоятели приходов решаются отказаться от «ценников». Получается ли это или нет — зависит, в первую очередь, от осознанности прихожан. Чем больше в храме постоянных прихожан, которые помогают содержать свой приход на регулярной основе, тем это более реально. Чем больше «захожан», тем — менее реально. 

Евгения, если у Вас есть проблемы с финансами, то обретите свой приход, ходите регулярно в храм, исповедуйтесь и причащайтесь, и когда Вы станете постоянной прихожанкой, то, видя Ваше бедственное положение, священник Вашего прихода не станет брать с Вас пожертвования за требы.

При этом, конечно, бывают ситуации на некоторых приходах, которые никак нельзя назвать нормальными. Ситуации, когда берут плату буквально за все — даже за стакан со святой водой. Ситуации, когда священник злоупотребляет своим статусом, использует церковные деньги в личных целях. Такое положение вещей совершенно неприемлемо и на него можно жаловаться — благочинному, архиерею, руководящему вашей епархией.

Также рекомендую вам вот эту программу, в которой отвечает на ваш вопрос Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ:

Помоги Вам Господь!

Читайте также:

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: Send me adrift.

Плат Иисуса Христа — великая святыня испанского города Овьедо

*Поделиться
сударь в овьедо

Ларец с сударем в Овьедо

В Евангелии мы находим упоминание о том, что когда Иисуса Христа распяли и похоронили в пещере, его ученики, апостолы, были в ожидании — сбудется ли пророчество, воскреснет ли Спаситель. На третий день после кончины Христа, апостолы наконец получили радостную весть — их Учитель воскрес. Они побежали к погребальной пещере Спасителя и вместо бездыханного тела обнаружили там погребальные пелены и отдельно лежащий плат, которым было покрыто лицо Христа. Несмотря на то, что с момента смерти и воскресения Спасителя прошло более двух тысяч лет, пелены и плат, упомянутые в Евангелии и служащие вещественным доказательством произошедшие событий, сохранились до наших дней.

Пеленами, о которых идет речь в Священном Писании, вернее их главной частью, является Туринская плащаница — длинный кусок ткани, на котором чудесным образом отпечатался образ Иисуса Христа. Плат, который также упоминается в Евангелии, сегодня находится в испанском городе Овьедо. История его не менее интересна, чем судьба Туринской плащаницы, о которой уже говорилось в одной из наших программ. Плат или по-славянски суда́рь представляет собой прямоугольный кусок ткани размером 80 на 50 сантиметров. На плате отчетливо виды пятна крови. Согласно проведенным исследованиям структура ткани, из которой сделан суда́рь, время ее изготовления, а также характер кровяных пятен на нем полностью совпадают с аналогичными параметрами Туринской плащаницы.

Согласно древней еврейской традиции после смерти человека его лицо накрывалось куском ткани. Считалось, что так можно облегчить скорбь близких. Когда Христос умер на кресте, Его тайный ученик Иосиф Аримафейский замотал Его голову погребальным платом, а затем пошел к Понтию Пилату просить разрешения на погребение Спасителя. После того, как разрешение было получено, тело Христа с платом на голове было перенесено в пещеру. Там плат был снят и положен рядом с погребальным ложем. Тело Спасителя затем было завернуто в специальную ткань — известную нам теперь как Туринская плащаница.

Погребальный плат Христа до седьмого века хранился в Иерусалиме. Из-за угрозы исламского нашествия его перевезли сначала в Александрию Египетскую, а затем по северному побережью Африки через Гибралтарский пролив переправили в Испанию в город Овьедо, где он теперь и хранится. Суда́рь покоится в особом серебряном ларце, который находится в кафедральном соборе города.

Сведения о путешествии плата являются подлинными — на ткани были найдены частички чертополоха, того самого терния, из которого для Христа сплели венец. Те же частички имеются на Туринской плащанице. Кроме того, на плате есть пыльца редких растений, произрастающих только в северных регионах Африки. Есть еще один небезынтересный факт, связанный с суда́рем. Проведенные испанскими учеными исследования показали, что кровяные пятна, имеющиеся на плате, могли возникнуть только в том случае, если голова умершего была склонена вниз, а руки при этом подняты вверх — характерное положение тела при распятии. Таким образом, погребальный суда́рь Христа служит уникальным доказательством правдивости евангельской истории.

Торговля в храме

протоиерей Михаил Питницкий

 

Оглавление

 

Предисловие^

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников.

(Мф.21:12-13)

 Вопрос о торговле в храме задавал себе, наверное, каждый. Многие спрашивали об этом священников и лишь немногие решились разобраться в этом вопросе основательно. Почему существуют цены во многих храмах, угодно ли это Богу, что об этом говорит Библия, святые отцы и каноны церкви? На эту тему было много написано различных статей, но наша совесть, которая является голосом Божьим, нам подсказывает, что здесь что-то не то. Согласитесь, что кощунственно оценивать таинство Крещение в денежном эквиваленте, потому как это благодать Святого Духа, которая не продается. И действительно, торговли «требами» в храмах не было до 60-х годов ХХ столетия, и только безбожная советская власть с целью скомпрометировать Христову Церковь добилась введения в храмах торговли. Об этом так говорил патриарх Алексий II: «Сегодняшняя практика «церковной торговли» возникла после 1961 года, когда контроль за материальным состоянием храма был полностью передан в ведение «исполнительного органа», чей состав формировался властями. Эти времена, к счастью, прошли, а злая привычка «торговать» требами осталась». (Епархиальное собраниe 2004 г.)

Но если даже не учитывать исторически позднее возникновение торговли в церкви, можно ли как-то оправдать это явление или нет? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе как можно глубже и честно.

Священное Писание о торговле в храме^

В Библии нет повеления Божьего, где было бы сказано, что торговля в храме разрешена, более того, мы находим запрет на это. Господь наш Иисус Христос дважды выгонял торгующих из храма: первый раз в начале Своего проповеднического служения (Мф.21:12-13; Мк.11:15-19; Лк.19:45-46), второй раз в конце, перед  крестными страданиями (Ин. 2:13-17). Об этом святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея (Мф.21:12-13) пишет так: «Тем большего достойны обвинения иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме». Мы видим, что торговля в храме настолько мерзка в очах Христа, что Он изгоняет торгующих дважды, и не только торгующих, но и покупающих (на последний факт мало кто обращает внимание). Господь наш Иисус Христос показывает нам, с каким благоговением должны мы относиться к храму, и насколько мы со страхом Божьим должны удаляться от торговли в нем, чтобы и нас Он не выгнал из Царства Небесного.

Некоторые могут возразить, говоря,  что якобы Христос выгнал меновщиков денег и торговцев скотов и голубей, а мы сейчас этим не торгуем. Но нужно знать историю: меновщики обменивали римские деньги, на которых с одной стороны был изображен лик императора, по приказу которого эти деньги были отчеканены, а с другой стороны — один из языческих богов, на иудейские шекели, на которых не было изображения. Это делалось ради того, чтобы изображения идолов не вносились в храм и не бросались в ящик для пожертвования. Торгующие продавали все нужное для жертвоприношения, ведь храм был один во всем мире и многие из-за дальности пути не могли привести жертву с собой, им легче было купить ее на месте в Иерусалиме. Итак, мы видим, что и меновщики и торгующие в храме делали, на первый взгляд, доброе дело: и языческие деньги не приносятся в жертву на храм, и люди не утруждаются тяжестью пути с жертвенным животным, и все как будто бы благочестиво и даже с любовью. Но Богу все это не угодно, потому что на самом деле торговля и обмен были устроены ради наживы, а иудейские первосвященники имели от этого материальную выгоду. Еще раз подчеркнем — главное, что в храме продавалось все нужное для богослужения, а не что попало, но в очах Христа это было мерзостью. И сейчас многие говорят, что в храме все продается нужное для богослужения, но это не является оправданием в очах Божиих.

Теперь посмотрим, что в Библии говорится о ценах за требы (крещение, венчание и т.д.). Трудно себе представить, что если бы ко Христу подошли больные и испросили исцеления, Он ответил бы им: «С вас 200 динариев». Просто не мысленно, не так ли? Еще один пример: Иоанн Креститель не брал деньги с людей за свой труд, когда крестил, и апостолы не брали плату за проповедь или исцеление. Что же требовал Господь, Иоанн Креститель, апостолы от приходящих к ним? Они требовали веры и покаяния, а не денег. Какой сейчас батюшка спрашивает о вере, обратившихся к нему с вопросом: «Сколько стоит машину посвятить?» Вера стала второстепенной для многих священников, потому что деньги заняли первое место в их жизни.

Когда священник совершит требу, он должен объяснить людям, которые хотят его отблагодарить, что благодарить нужно в первую очередь Бога. Именно Бог является совершителем таинства, а батюшка только орудие в Божьих руках. Какой же благодарности Господь ждет от своих чад? Во-первых: покаяния и исправления своих недостатков; во-вторых: чистоты души и тела, и жизни по всем заповедям; в-третьих: искренней благодарственной молитвы от любящего сердца.

Расскажу одну историю: к пророку Елисею обратился Нееман, военачальник царя сирийского, который страдал от проказы. Что потребовал пророк? Денег? Нет, но повелел с верой окунуться семь раз в Иордане. Нееман поверил, окунулся и исцелился. Приехав к Елисею, он предложил ему щедрые дары, но пророк ничего не взял. Слуга же Елисея Геезий втайне от пророка взял часть подарков, и за это его постиг гнев Божий – проказа Неемана перешла на него. Чудо совершил Бог, а не Елисей и пророк осознавал это, потому и страшно для него было брать за это деньги и подарки.

А вот случай из жизни Иустина Мученика: святой искал истину в различных философских школах, но везде за обучение требовали деньги. На это он отвечал, что истинная философия как любовь к мудрости не может быть алчной. Когда святой Иустин познакомился с христианами, то принял их учение как самое высоконравственное потому, что христианские учителя сами показывали пример чистоты и нестяжательности. Они не требовали ни от кого денег, но питались от дел рук своих. Конечно, они принимали добровольные пожертвования, но сами не требовали платы, и уж тем более не устанавливали такс. Эта нестяжательность первых христианских епископов и священников сделала Иустина Философа и тысячи других язычников рабами Христа.

Когда к ап. Петру пришел Симон волхв и хотел получить благодать священства за деньги, то получил ответ от апостола: «Серебро твое да будет тебе в погибель, ибо дар Святого Духа захотел получить за деньги» (Деян. 8:20), поэтому рукополагать за деньги есть не что иное как грех симонии.  Но если мы более внимательно прочитаем слова апостола, то увидим, что совершение всех таинств за деньги это также симония, поэтому в широком смысле симония — это совершать любые требы за деньги. Так учил и патриарх Алексей II: «вымогательство денег за совершения Таинств и треб есть симония». (Епархиальное собрание 1992 г.)

Господь сказал, что всякий грех простится человеку, а хула на Святого Духа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. А разве торговать благодатью, оценивать ее в определенную суму денег — это не хула на Святого Духа? Святитель Тарасий Константинопольский в своем каноническом послании пишет, что таковые делают Бога Духа Святого своим рабом. «Поелику всякий господин все, что имеет, продает, раба ли, или иное что из стяжаний своих; такожде и покупающий, желая быти господином покупаемого, ценою сребра приобретает оное». 

Никакого права торговать в храмах и брать деньги за требы православным пастырям Господь не давал. Напротив, Христос сказал: «даром получили даром давайте«. Если, к примеру, вам дадут 10 Библий и попросят раздать их, а вы продадите их, хоть за самые малые деньги, разве вы не согрешите, так на каком основании священники торгуют благодатью, которая не от них, а от Господа.

Апостол Павел так пишет о нестяжательности пастырей: «Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти»  (2Кор.7:2) и далее: «Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами». (2Кор. 12:14,15)

Ни Христос, ни апостолы не торговали, не совершали своего служения за деньги, да и вся ранняя церковь не знала торговли и цен в храмах и все же церковь существовала и развивалась. Апостол  Павел говорит: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем«. А у  апостола Петра читаем следующее: «Денег нет у нас, но что имеем то и даем (Деян. 3:6)». Это полностью характеризует раннюю церковь, ее полную нестяжательность. 

Заповедь Христа: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояс свои, ни двух одежд, ни сумки… (Мф 10:9-10)», сказанную для апостолов и для всех архипастырей и пастырей, никто не отменял. Если этот идеал слишком высок, то нужно стремиться к нему, а не отвергать его.

Очень доходчиво, но, к сожалению, недостаточно настойчиво эту тему поднимал покойный патриарх Алексий II на епархиальных встречах с духовенством. Он не просто ратовал, а, можно сказать, ратоборствовал за прекращение «духовной торговли» по церквям, которая досталась нам как «злая привычка» из советского прошлого. Обращаясь к духовенству, он говорил: «Во многих храмах действует определенный «прейскурант цен», и заказать какую-либо требу можно, лишь уплатив означенную в нем сумму. В храме, таким образом, идет открытая торговля, только вместо обычного продается «духовный товар», то есть, не побоюсь сказать прямо, — благодать Божия…   Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов». (Епархиальное собрание 2004 г.)

Святые отцы о торговле в храме ^

Теперь посмотрим, что же говорят святые отцы о торговле в храмах и о ценах за требы.

Для начала, вспомним еще раз цитату из Евангелия, с которой начинается данная книга: “И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: «дом мой домом молитвы наречется»; а вы сделали его вертепом разбойников”. (Мф.21:12-13). Эти стихи великий святой и отец церкви блаж. Иероним Стридонский (347-420) толкует так: « В самом деле, разбойник — тот человек, который из веры в Бога извлекает прибыль, и храм Божий он обращает в пещеру разбойников, когда его служение оказывается не столько служением Богу, сколько денежными сделками. Таков прямой смысл. А в таинственном значении Господь ежедневно входит в храм Отца своего и извергает всех, как епископов, пресвитеров и диаконов, так и мирян, и всю толпу, и считает одинаково преступными как продающих, так и покупающих, ибо написано: Даром получили, даром давайте. Он также опрокинул столы меновщиков монет. Обрати внимание на то, что вследствие сребролюбия священников алтари Божии называются столами меновщиков монет. И опрокинул скамьи продавцов голубей, [то есть] продающих благодать Святого Духа». Обратите внимание на подчеркнутые слова, в которых говориться, что священники, занимающиеся торговлей в храмах, подобны разбойникам, их алтари – столам меновщиков, а совершение треб за деньги – продажей голубей. (Более полную цитату смотрите здесь http://bible.optina.ru/new:mf:21:12)

Блаж. Феофилакт Болгарский (1055-1107) толкует слова Христа: «дом Мой — домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» так: «Он назвал храм вертепом разбойников потому, что там продавали и покупали; а любостяжание и есть страсть разбойников. Торжники — то же, что у нас меняльщики. Голубей продают торгующие степенями церковными: они продают благодать Святого Духа, явившегося некогда в виде голубя. Они изгоняются из храма, ибо недостойны священства».

Великий апологет начала третьего века Тертуллиан в своих апологиях показал правильное и древнейшее отношение церкви к материальному: «Дело Божие ценою золота не продается. И если есть у нас нечто в роде казны, то мы приобретаем ее не от постыдной торговли верою. Каждый ежемесячно, или когда захочет, вносит известную умеренную сумму, сколько может и сколько хочет, потому что никто не принуждается, но приносит добровольно. Это касса благочестия, которая не издерживается ни на пиршества, ни на распутства, но употребляется на пропитание и погребение нищих, на поддержание неимущих сирот, на содержание служителей, изнуренных старостью, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение. Если случается христиане, сосланные в рудники, заключенные в темницы, удаленные на острова за исповедание ими своей веры, то и они получают от нас вспомоществование». («Апологетик»).

Каноны Церкви о торговле в храме

Торговля в храме — это грех, за который церковь отлучает.

Правило 76 Шестого Вселенского Собора об этом говорит ясно.

Никто не должен внутри священных оград купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дом Отца Своего домом купли. Он и меняльщикам рассыпал деньги, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Иоан. 2:15-16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен.

Цель этого правила — сохранить святой храм и все вокруг храма от профанации.

Правило не говорит только о храме но и о священных оградах, в которых тоже воспрещаются подобные деяния, так как, по словам Вальсамона (византийского толкователя канонов), никому и никогда не придет на ум заводить в храме какую-либо торговлю. А священные ограды составляет, по словам Зонары (византийского толкователя канонов), все, что окружает святые храмы, а в частности пространство перед храмом с западной стороны, называемое папертью, где, главным образом, эти торговые дела и велись. Более того, к оградам храма относятся и кладбища около храма, называемые тоже священными оградами, где также должно быть строго воспрещено ведение помянутых дел.

Многие соглашаются, что в храме торговать грех, но говорят: «на улице можно сделать пристройку и там торговать всем необходимым». Но на это заметим, что запрещается торговля не только в храме, но даже вне храма, на всей территории возле храма и до церковной ограды. За церковной оградой торговля не запрещается. Но тогда, совершая торговлю, священники должны платить налоги государству.

Сейчас многие говорят о любви к ближнему, забывая о страхе Божьем, но это неминуемо приведет к тем страшным крайностям до которого докатился либеральный протестантизм: однополые браки, женское священство и т.д. И может пойти еще дальше: легализация абортов, эвтаназии, проституции и наркомании и т.д. 

Христос сказал: «Не бросайте жемчуг перед свиньями». Нельзя давать святое Причастие кому попало, когда попало и как попало, нельзя на престоле храма делать фуршет для прихожан, нельзя храм Божий превращать в дом культуры и торговли. Если Христос запретил торговлю в храме, значит это грех! А грех ни чем не оправдать! Из позиции любви к ближнему это можно было бы оправдать, но это кощунство в очах Божьих!

Чтобы показать читателю, что всякие попытки оправдать торговлю в храме, является только лукавством и лицемерием, приведу еще несколько канонов Седьмого Вселенского Собора, которые сейчас нарушаются ради той же алчности.

 

16-е правило.  Всякая роскошь и украшение тела чужды священнического чина и состояния. Поэтому епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Если же не исправятся, подвергать их епитимии: также и употребляющих ароматные масти.

Иконоборцы стремились не только к тому, чтобы уничтожить святые иконы в христианской церкви, но и уничтожить всю церковную дисциплину и все, что было благочестивого в церкви. Между прочим, они осмеивали тех духовных лиц, которые по правилам собора (Трул. 27) носили предписанное священническое одеяние, простое и скромное, дозволяя своим (т.е. иконоборческим) клирикам носить роскошное и более на мирское похожее одеяние. Это, конечно, было скоро принято всеми теми, кто предавался суетности, а от иконоборческих клириков перешло это и  ко православным духовным лицам. А в следствии этого стало много епископов и других клириков, которые оставили предписанное одеяние и украсились светлыми и роскошными шелковыми одеждами; более того, они даже помазывались благовонными мастями, как некоторые миряне. Так как это противно каноническим предписаниям и общему духу христианского благочестия, то отцы данного собора изъясняют в этом правиле, как всякая роскошь и украшение тела противны священническому чину. С древнейших времен жизни церкви священники всегда довольствовались простым и скромным одеянием, помня слова Василия Великого, который говорит, что все, что не для потребности, но для убранства применяется, подлежит обвинению в суетности. Потому отцы собора постановляют подвергать каноническому наказанию всех тех, кто не послушает предписания этого правила, но будет во зле упорствовать. На основании этого правила патриарх Тарасий, председатель собора, издал для константинопольского клира предписание о том, как должен всякий одеваться. Следует отметить, что предписание данного правила многим не нравилось, особенно духовным лицам, которые жили по городам, и не всегда строго ему следовали, так что в XII веке Вальсамон счел нужным обратить на это внимание в своем толковании данного правила. Некоторые, коим приятно было украшаться светлыми и роскошными одеждами, говорили, что правило это установлено по причине бывшей в те времена распущенности, и что предписания его устарели ныне (в XII веке), когда, по благодати Божией, господствует в церкви всякое благоустроение и благоговение, и когда клирики, хотя и носят светлые одежды, но только в честь Богу. Но толкователь канонов на это замечает, что «рассуждающие так говорят не хорошо, ибо это правило всеобщее и предписания его должны иметь силу и действие во веки веков; и те, которые живут вопреки ему, справедливо должны подвергнуться епитимиям, если не исправятся.

Роскошную одежду осуждает Сам Христос, когда говорит о фарисеях, что они увеличивают воскрилия одежд своих (Мф.23:2-7). Фарисеи любили одеваться в напыщенную и длинную одежду, так что она скорее была подобна царской, чем христианской. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что христиане и монахи его времени одевались в простую и удобную с короткими рукавами одеждой, в которой легко было бы работать, одежда же фарисейская такая, что в ней не то что работать, в ней ходить трудно без посторонней помощи, лишь бы это было напоказ всем.

Сейчас роскошь можно увидеть в жизни многих священнослужителей: дорогие авто, одежда, часы, телефоны, квартиры, путешествия заграницу, роскошная еда, посуда, мебель и др. Апостол Петр писал о таких пастырях: «Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия. Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную…» (2Петра 2:13-15).

Истинные священнослужители напротив, должны быть нестяжательными и скромными, в своем материальном положении быть на уровне своей паствы, а не выше ее.

Роскошь священнослужителей осуждали и святые, например, святой Иоанн Златоуст: «Какая же отсюда для него (священника) польза, скажи мне? Носит шелковые одежды? В сопровождении толпы, гордо расхаживает по рынку? Несется на коне? Или строит дома, имея где прожить? Если он делает это, то и я осуждаю и не щажу его, даже признаю его недостойным священства. Как в самом деле он может убеждать других, чтобы не занимались этими излишествами, когда сам себя не может убедить?». (Толкование на послание к Филиппийцам 10:4).

На эту тему говорил и почивший патриарх Алексий II: «Формальный или даже «коммерческий» подход священника к приходящим в Церковь людям надолго, если не навсегда, отталкивает от храма, внушает презрение к алчному духовенству. Церковь — это не магазин духовных товаров, здесь недопустима «торговля благодатью». «Туне приясте — туне дадите», — заповедал нам Христос. Тот, кто превращает свое пастырское служение в средство скверного прибытка, достоин участи Симона-волхва. Лучше, чтобы такие люди покинули пределы Церкви и занимались бизнесом на рынках. 

К сожалению, некоторая часть нашего духовенства подпадает под влияние «духа времени», стремясь к «красивому» стилю жизни. Отсюда стремление перещеголять друг друга в модной одежде, соревнование в пышности и обилии праздничных столов. Отсюда кичение иномарками автомашин, сотовыми телефонами и прочим.

Во-первых, такой стиль жизни является по существу греховным, нехристианским, поскольку забывается Бог, приходит служение маммоне, нечувствие к трагичности и временности земной жизни. Это, может быть, одно из самых ярких проявлений неоязычества. Во-вторых, подобная жизнь духовенства для обычных, рядовых прихожан, в подавляющем большинстве бедных людей, является соблазном и ассоциируется в их сознании с изменой бедности Христовой, с обмирщением Церкви. Не потому ли некоторые прихожане уходят из храмов и ищут себе места в различных сектах, новых религиозных течениях, где их встречают с пониманием, заботой и любовью? Другое дело, искренней или неискренней, но с любовью» (Епархиальное собрание 1998 г.).

 

15-е правило. Отныне клирик да не определяется к двум церквам: ибо это свойственно торговле и низкому своекорыстию, и чуждо церковного обычая. Ибо что для низкой корысти в церковных делах бывает, то становится чуждым Бога. Для потребностей же этой жизни, есть различныя занятия: и ими, если кто пожелает, да приобретает потребное для тела. Ибо апостол сказал: «требованию моему, и тем кто со мною, послужили руки мои сии» (Деян. 20:34). И этого держаться в этом богоспасаемом городе: а в других местах, по недостатку в людях, допустить изъятие.

В этом правиле повторяется в существенном 10 и 20 правила IV Вселенского Собора, что всякое священное лицо может служить только при одной церкви. Бывало, что отдельные епископы строго не держались этих правил и давали тому или другому священнику по две церкви (в тесном смысле нынешние приходы) для служения. Как видно по смыслу этого правила, делали то священники, ссылаясь на свое бедственное экономическое положение и малый доход, который они получали от одной церкви (прихода). Они оправдывались потребностью увеличить средства своего содержания служением еще при другой церкви. Об этом правило говорит, что это свойственно торговле и низкому своекорыстию и анти-канонично, и потому определяет, что это вовсе должно быть прекращено, и всякий священник обязан блюсти только одну церковь. А если уж приход не может удовлетворить материальные потребности настоятеля – то есть и другие занятия, которыми он может заниматься, и пусть таким способом приобретает сколько нужно для существования, взирая на пример ап. Павла (Деян. 20:34).  В настоящее время это правило нарушается, даже бывают случаи, когда два больших храма города со значительным штатом управляются одним настоятелем: архиереем или священником.

 

4-е правило.  Запрещает епископу требовать деньги или то либо другое материальное с подчинённых ему клириков, священников, монахов или мирян.

В настоящее время это правило нарушается так называемым епархиальным взносом. На каждый приход налагается налог от архиерея по силам и возможностям прихода. Чем богаче приход, тем больше налог. Возникает конечно же сомнение, что епархия действительно нуждается в таких больших деньгах, ведь архиерей всегда является настоятелем главного и самого большого храма в епархии, который приносит щедрый доход. Но роскошная жизнь требует все больших и больших денег…

Кто кому должен материально помогать бедные богатым или богатые бедным? Сельский приход не знает, что ему делать с теми копейками, которые он имеет, то ли крышу чинить, то ли за отопление платить. А епархии изобилуют роскошью и требуют последние с бедного сельского священника.

Аргументы тех, кто поддерживает торговлю в храме^

Многие священники говорят: «Факт цен в храме уже существует много-много лет, и не помешал спасению людей. Бывает так, что крестят ребёнка и жалеют пожертвовать, но на гуляния тратят не одну тысячу, и на погребениях на водку тратятся, чтоб помянуть им не жалко». Такие священники просто оправдывают себя, обвиняя других мол «что вы нас судите, вы на других посмотрите», но этим грех не перестает быть грехом, мы не сможем на Страшном Суде оправдаться словами: «Господи, мы не самые худшие, есть и хуже нас»

Другие говорят: «Церкви ведь нужно на что — то жить, платить зарплату, коммунальные и т.д.» На это скажем словами Христа: «Что вы так боязливы маловеры?», ведь церковь столетиями существовала без цен за требы и торговли, и Господь заботился о ней, неужели теперь оставит? Бог везде и всегда тот же, лишь вера наша разная. И если по-честному посмотреть на доход храма и на его расход на зарплату, коммунальные и т.д. — то они  будут отличаться в разы. А если даже и нет, то Господь не оставит. Здесь уместно вспомнить слова патриарха Алексия II «Несмотря на церковную нужду, необходимо находить такие формы принятия пожертвований, которые не будут производить на пришедше

8 Обязанности церковного совета

Большинство церквей полагаются на пожертвования своих членов для финансирования своей миссии. Члены имеют налоговый вычет на эти пожертвования, которые бесплатно передаются церквям, которые поддерживают статус некоммерческой организации в IRS.

Одним из требований для сохранения статуса некоммерческой организации является наличие наблюдательного совета. Обязанности церковного совета многочисленны, но самая важная — обеспечить финансовую жизнеспособность служения и выполнение своей основной миссии.

Это достигается путем разработки стратегии, мониторинга деятельности и обеспечения финансовой ответственности церкви за принесенные в жертву пожертвования ее членов.

Церковные советы обеспечивают эффективное выполнение значимой миссии.

Эффективные советы директоров влияют на долгосрочную жизнеспособность организации и кровно заинтересованы в том, насколько хорошо церковь реализует стратегию достижения своей миссии.

Это достигается путем регулярных встреч при активном контроле за ключевыми операционными функциями, такими как надзор за церковным бюджетом, оценка работы высшего руководства, стратегическое управление эффективностью и соблюдение правовых норм.

8 Обязанности церковного совета

1. Стратегическое планирование

Правление отвечает за формулирование основной миссии церкви, а также за разработку стратегии и плана ее достижения.

Это делается через формальный процесс стратегического планирования. Разработайте миссию, видение и заявление о ценностях, а также операционные цели, которые намечают конкретные шаги, необходимые для достижения миссии.

Делегируйте эти цели определенным отделам церкви.

Например, если церковь ставит перед собой цель создать программы по работе с общественностью, напишите практические цели и делегируйте эти обязанности кому-нибудь. Затем возложите на них ответственность за то, что они сделали это.

2. Управление производительностью

Совет директоров отвечает за мониторинг и привлечение руководства к ответственности за выполнение своей работы.

Это достигается путем разработки ежегодных церковных целей, делегирования этой ответственности руководству и последующего отслеживания прогресса.

Демонстрируйте поддержку, делегируя право принятия решений и авторитетные границы для достижения этих целей.

Например, исполнительный пастор должен понимать границы своей власти для принятия тактических решений о повседневных операциях служения. Эти полномочия по принятию решений устраняют узкие места для принятия решений, которые могут помешать прогрессу в достижении цели.

3. Финансовый контроль

Правление контролирует и обеспечивает ответственное управление церковными ресурсами, а также поддерживает финансовую отчетность и платежеспособность.

Это делается путем утверждения годового церковного бюджета и надзора за ним.

church board responsibilities church board responsibilities

Обеспечение исходных данных и указаний для стратегии и расстановки приоритетов в расходах, чтобы обеспечить наличие у стратегии необходимых финансовых ресурсов для ее поддержки.

Финансовый надзор включает в себя определение независимых внешних аудиторов для проведения периодических аудитов для защиты от хищений, обеспечения надлежащей деловой практики и соблюдения законов штата и федеральных законов.

4.Управление компенсациями

Правление отвечает за создание комитета по компенсациям.

Этот комитет отвечает за сравнительный анализ заработной платы высшего церковного лидера, дает рекомендации по оплате и жилищным пособиям, а также утверждает заработную плату высшего руководства.

5. Обеспечьте соблюдение правовых норм

Церковные советы несут ответственность за соблюдение законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.

Сюда входят обязанности заботы, верности и послушания.

Правление несет ответственность за то, чтобы церковь оставалась верной своей основной миссии, участвуя в принятии решений, используя здравый смысл, откладывая в сторону личные интересы для обеспечения наилучших интересов организации и соблюдая регулирующие законы. .

6. Отслеживание конфликта интересов

Правление несет ответственность за обеспечение отсутствия конфликта интересов и устанавливает политики и системы, обеспечивающие полное раскрытие любых потенциальных конфликтов между внешними организациями и служащими церкви или доска.

Например, если член церковного совета владеет малярной компанией, это может стать потенциальным конфликтом, если этой компании будет предоставлен преференциальный режим для работ по окраске, выполняемых на стороне.

Сделайте это, создав политику конфликта интересов, которая требует от сотрудников и членов совета директоров раскрывать потенциальные конфликты и подписывать заявление о конфликте интересов.

7. Ведение подтверждающих документов и записей совета директоров

Правление несет ответственность за обеспечение хранения всех записей правления, включая:

  • протокол правления
  • миссия, видение, заявление о ценностях,
  • церковный устав,
  • статьи регистрацию
  • и любые политики, регулирующие деятельность совета директоров.

Управляйте этими документами, размещая их на защищенных серверах и контролируемых картотеках.

8. Обучение членов совета директоров

Помогите новым членам совета директоров, обеспечив соответствующую ориентацию и обучение для их должности.

Сюда входит проверка всех корпоративных документов, должностных инструкций и обязанностей.

Также ознакомьте их с юридическими требованиями к членам совета директоров. Есть много учебных ресурсов для церковных советов, которые могут помочь.

Любой, кто избран в церковный совет, должен признать честь и невероятную ответственность, связанные с этой ролью.

Хорошее понимание ролевых обязанностей в сочетании с тщательной подготовкой — отличный способ подготовить члена правления к служению церкви.

Если вы являетесь членом SCM, вы можете войти в свою учетную запись здесь, чтобы получить доступ к редактируемому примеру описания должности члена правления.

Если вы не являетесь членом совета директоров и хотите получить доступ к образцу описания должности члена правления, вы можете узнать больше здесь.

Еще несколько замечательных книг для вашей читальной библиотеки: «Высокоэффективные церковные советы: как воспитывать здоровых, целеустремленных и уполномоченных церковных руководителей»

и «Надлежащее управление для некоммерческих организаций: разработка принципов и политики для эффективного совета».

church forms, documents and job descriptions church forms, documents and job descriptions.

должностных инструкций членов церковного совета | Работа

Лэйни Петерсен Обновлено 29 июня 2018 г.

Церкви и другие религиозные общины часто полагаются на совместные усилия и лидерство духовенства и членов правления. Каждая религиозная община индивидуальна, поэтому обязанности членов правления различаются в разных церквях. Однако церковные советы обычно руководят религиозными общинами; обеспечить соблюдение религиозной политики, а также местных, государственных и федеральных законов; управлять церковным оборудованием; и помогают обеспечить прочные отношения с местным сообществом.

Руководство некоммерческой организацией

Совет директоров религиозного сообщества обеспечивает руководство на двух разных уровнях, юридическом и религиозном:

  • Церкви, синагоги, храмы и мечети обычно работают как некоммерческие организации. В большинстве штатов некоммерческая организация должна иметь совет директоров, чтобы гарантировать, что организация работает в соответствии со своими целями и миссией.
  • Многие религиозные традиции требуют или, по крайней мере, настоятельно рекомендуют местным религиозным общинам иметь совет директоров для надзора и подотчетности как духовенства, так и мирян.

Большинство религиозных общин разрабатывают заявление о миссии, конституцию и подзаконные акты. Совет директоров отвечает за то, чтобы организация оставалась верной своей миссии и действовала в соответствии с установленными политиками.

Наем духовенства и персонала

Совет директоров религиозной общины может нести ответственность за наем и управление наем духовенства и персонала. Эти обязанности могут включать:

  • Формирование или назначение поискового комитета для найма нового духовенства или сотрудников.
  • Ведение переговоров по трудовым договорам.
  • Разработка и обеспечение пакетов льгот для сотрудников.
  • Рассмотрение жалоб и опасений прихожан относительно духовенства и других сотрудников.
  • Принятие решения о прекращении работы сотрудника.

Следует отметить, что не все религиозные организации нанимают священнослужителей напрямую: например, епископ или окружной суперинтендант может назначить священника в определенную церковь.Тем не менее, церковный совет может по-прежнему отвечать за управление деталями занятости священнослужителя, включая согласование рабочих часов. и оплачиваемый отпуск.

Facility Management

Многие религиозные организации владеют или арендуют здания или витрины. Эти помещения используются для богослужений и для других общественных мероприятий. В некоторых церквях есть отдельный попечительский совет, который может контролировать повседневное обслуживание объектов общины, в то время как другие могут полагаться на совет директоров для решения вопросов управления объектами.Работа управления объектом может включать:

  • Наем и управление хранителем для уборки и выполнения текущего ремонта.
  • Прием заявок от подрядчиков на более значимые проекты.
  • Обеспечение своевременной оплаты счетов за коммунальные услуги, ипотеки или арендной платы.
  • Принятие решения о ремонте или дополнении собственности сообщества.
  • Предоставление помещений для министерств или сотрудников организации, например, помещений для занятий воскресной школы или кабинетов духовенства.
  • Утверждение сдачи помещения в аренду сторонним организациям, таким как благотворительная организация, которая управляет столовой или убежищем в подвале церкви.
  • Если организация решает, что ей необходимо переехать, церковный совет может решить задачу продажи своего текущего имущества или прекращения аренды, а также подыскивает новое помещение.

Правовое, финансовое и религиозное соответствие

Как правило, совет директоров отвечает за обеспечение соблюдения религиозным сообществом и его сотрудников законов и постановлений, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.Правление также может нести ответственность за то, чтобы организация действовала в соответствии с правилами и политиками, установленными родительской организацией, например церковным наименованием.

Отношения с общественностью

Сообщества веры не работают в пузыре. Напротив, они являются неотъемлемой частью большинства местных сообществ. Правления церкви часто берут на себя инициативу в работе с другими религиозными сообществами, а также с государственными учреждениями и частными благотворительными организациями, чтобы оказывать услуги обществу в целом, включая благотворительную деятельность и проекты по благоустройству районов.

.

Церковь — настольная игра Online Wiki

Церковь — это событие, которое может быть достигнуто с помощью подстановочного знака : магазины Нейтральный эффект от подстановочного знака: параметр «Магазины» [Церковь], предмет Реликвии (с задержкой на 2 хода очереди ), магазины! событие, событие Путешествие, вариант [Карта, изображающая святое святилище.] в Cards Of Fate, из Перекрестка, из Города, в который вы попадаете в Средние века, из Чародейского портала, найденного в Подвале Особняка с привидениями, или из Ниндзя Nunja subevent.Это не может быть просто случайным событием.

Церковь
Church.png
Вы стоите перед святой церковью. Вы хотите поговорить с монахом?
Церковь
«Добрый день, сынок. Дайте отдых усталым ногам и на мгновение положите руки. Если это очищение или благословение, ты пожелаешь… несколько монет на благотворительность, и я вылечу твою душу ».
Благословение / Очищение Цена Описание при покупке
Исцеление от болезней 4 рупии «Пусть святость этого места вылечит ваши болезни.Почувствуйте, как тепло света течет по вашим венам ».
Снять проклятия 4 рупии «Наша молитва изгнала с вас все проклятия. Пусть это будет ударом для всего злого и нечестивого в мире ».
Рассеять вредоносную магию 8 рупий «Силой пламени мы избавили тебя от всей вредной магии, сын мой. Оставайся чистым до конца своей жизни и после нее.’
Авто-воскрешение 20 рупий «Еще не твое время, сын мой. Это мощное защитное заклинание привяжет вас к плану смертных благодаря силе света.
Святая вода 8 рупий ‘Эта Святая вода способна снимать с вас проклятия.’
Вололо 10 рупий «Пусть сила вашей веры обратит неверующих, и вскоре вы будете пасти собственное стадо овец к свету.«
Relic Gold Buff (только для 5 Relic на игрока) Реликвия При получении 1-й реликвии: ‘У вас там прекрасная реликвия. И в таком прекрасном состоянии! Спасибо, что принесли его в Церковь, сын мой. Мы возместим вам неприятности ».
Теперь вы получаете 1 рупию каждый ход .

После получения 2-5 реликвий: ‘Еще реликвий ! Моя благодарность. Мы, конечно же, возместим вам неприятности.’
Теперь вы получаете X рупий каждый ход .

После предоставления 6 реликвий: ‘У нас действительно достаточно реликвий . Отдам на благотворительность. Спасибо, сын мой!
Итак … без лишних рупий? К черту Церковь!

Недостаточно средств
«Прости меня, сын мой. Есть много людей, которых нужно исцелить, а у нас мало средств. Да хранит тебя свет ».
Расчетное предложение
«Да пребудет с тобой свет, сын мой.’
Реликтовое золото Подсказка
Вы получаете рупии каждый ход за то, что приносите реликвию в церковь.

Buff.png Категория: Бафф

Золотая реликвия : получите 1 рупию за каждый стек этого эффекта во время каждой из ваших фаз эффектов. Вы можете иметь максимум 5 стаков этого усиления под одним и тем же усилением.

  • Навык Вололо продается в этом магазине только по воскресеньям.
  • Вы не можете приобрести умение Auto-Resurrection Buff, Holy Water или Wololo, если оно у вас уже есть. Однако действия по снятию дебаффов можно купить, даже если они ничего не делают.
  • В отличие от большинства магазинов, перед отъездом вы можете купить только 1 вещь.
  • Для передачи реликвии церкви необходимо «использовать» реликвию в этом случае.
  • Вы можете дать церкви 5 реликвий, каждая из которых принесет вам стопку усиления реликвий золота . Можно отдать и другие реликвии, но нельзя получить дальнейшие стеки.(Это 5 отсчетов на игрока.)
  • Haggle Expert , Wild Mode: Silly Sales и Hypnotic Influence засчитывают это событие как магазин.

.

Церковный совет ▷ Русский перевод

церковного совета (6)

церковный совет (5)

.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *