Перспективы экономического развития россии: Эксперты оценили перспективы роста экономики России — Рамблер/финансы

Содержание

Эксперты оценили перспективы роста экономики России — Рамблер/финансы

Эксперты «РГ» обсудили, на какие резервы может рассчитывать российская экономика.

Без спроса не вырастем

Марк Гойхман, экономический аналитик и прогнозист:
— У России есть потенциальные преимущества, задействование которых могло бы изменить ситуацию. К ним относится прежде всего мощная база природных ресурсов, позволяющая генерировать доходы и стимулировать экономику при оптимальном их использовании.

Кроме того, пока еще достаточно высокий образовательный уровень населения. Плюс огромная территория и возможности внутреннего потребительского спроса из-за большой численности населения. Наши преимущества и в неплохих стартовых позициях в сферах, которые будут определять приоритетное развитие в мире в ближайшие годы, таких, например, как IT-технологии, телекоммуникации. С позиций инфраструктуры перспективно использовать географического положения страны для формирования транзитных коммуникаций между бурно растущим азиатским регионом и технологичной Европой.

Для реализации всего этого нужно радикально, хотя бы двукратно, уменьшить присутствие в экономике государства, на долю которого приходится до 70 процентов производства и активов банковской системы. Это создает монополизм, ограничения здоровой конкуренции, дестимулирует частные инвестиции и бизнес-инициативу, что ограничивает возможности развития.

Значимым ограничением выступает также низкий уровень доходов и жизни населения. Нужно преодолеть продолжающееся более четырех лет падение реальных доходов и вывести их на уровень выше докризисного 2014 года. Это необходимо и для большей экономической свободы людей, которая стимулирует инициативу, производительность. Увеличение доходов повышает так же платежеспособный потребительский спрос, который делает более емким внутренний рынок, потребность в товарах и услугах и обеспечивает наращивание их производства.

Задачей нового трехлетнего прогноза становится не учет влияния санкций, а оценка факторов роста

Крайне важно состояние человеческого капитала, которое в целом пока не растет в условиях недостатка качества и финансирования образования и здравоохранения. Здесь нужно, в частности, изменение бюджетных приоритетов.

Только такие масштабные, кардинальные изменения на уровне законодательства и практики могли бы дать темпы роста хотя бы на уровне среднемировых.

Санкции спутали прогнозы

Эльдияр Муратов, эксперт по макроэкономике:

— В последнем официальном прогнозе социально-экономического развития страны в 2018 году ВВП страны должен вырасти на 2,1 процента, в 2019 году — на 2,2 и в 2020-м — на 2,3 процента. Это базовый сценарий. Медленно, но верно.

Но много это или мало? Если сравнивать с темпами роста мировой экономики (около 3,5 процента в ближайшие годы), то однозначно мало.

Наша цель заключается в опережающем развитии российской экономики. А 2,1 — 2,3 процента — это результат инерционного прогнозирования, когда на базе существующего в моменте улучшения аналитики вырисовывают восходящую прямую экономического роста.

Обоснования этим цифрам есть, к примеру, инфляция достигла практически целевых уровней (менее 4 процентов), новое бюджетное правило, когда часть доходов от продажи нефти направляется в Резервный фонд или реализация общемирового тренда, программы «Цифровая экономика».

Проделанные шаги явно ведут в нужном направлении. Но длительное санкционное противостояние вкупе с низкими ценами на нефть (пока они, правда, пошли в рост) может стать потенциальной помехой для реализации задуманных планов страны.

Стоит отметить, что прогноз минэкономразвития составлен исходя из того, что текущий режим санкций сохранится. Но риски на базе дальнейшего усиления санкций в прогнозе пока не приведены.

Ужесточать не стоит

Александр Широв, заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН:

— Новый тур антироссийских санкций и последовавшая за ним нестабильность на валютном рынке поставили вопрос о пересмотре макропрогноза.

Но являются ли санкции главным фактором неопределенности в отношении российской экономики? Думается, что нет.

Минэкономразвития, ответственное за подготовку макропрогноза, уже отложило его публикацию окончательной версии. И это понятно: в ближайшее время в той или иной форме официальных документов будут описаны целевые ориентиры развития экономики на очередной президентский срок.

Если они будут соответствовать тем цифрам, которые содержались в Послании президента Федеральному Собранию, то специалистам минэкономразвития придется попотеть. Они будут вынуждены практически полностью пересмотреть логику, содержавшуюся в предыдущих, достаточно консервативных версиях макроэкономического прогноза.

Если же говорить о новых санкциях, то пока их влияние на российскую экономику в большей степени связано с изменением курса рубля и уровня цен на импортируемую продукцию. Предыдущая версия базового прогноза министерства экономического развития характеризовалась достаточно консервативным вариантом динамики цен на нефть Urals — 43,8 доллара за баррель в 2018 году при курсе 64,7 рубля за доллар. Понятно, что эти условия даже более жесткие, чем те, которые мы наблюдаем после введения очередного пакета американских санкций.

Кроме того, предыдущие версии прогноза уже исходили из неизменности санкционного давления в обозримой перспективе и его возможного усиления.

В этих условиях дальнейшее ужесточение внешних сценарных условий, по-видимому, уже не имеет смысла.

Таким образом, ключевой задачей нового прогноза минэкономразвития становится не учет влияния санкций на экономическую динамику, а оценка имеющихся факторов роста, превращение этого документа в один из ключевых инструментов обоснования конструктивной экономической политики.

К сожалению, в последние годы эта функция официального прогноза в должной степени не работала, а целевые сценарии развития экономики выполнялись с существенно более низким уровнем проработки, чем консервативные базовые.

Задача прогнозирования постепенно сузилась до банального обеспечения текущих расчетов в рамках бюджетного процесса. Сейчас настал хороший момент для повышения значимости прогнозной деятельности министерства экономического развития, ее нацеливание на решение задач долгосрочного развития российской экономики.

Экономика России. Обзор 2019 года и прогноз на 2020 год — Рамблер/финансы

В последнем выпуске обзора за 2019 год мы обратили особое внимание на ряд ключевых тем, которые, по нашему мнению, сохранят актуальность в 2020 и в последующие годы.

— Госрасходы как катализатор роста. В 2П19 увеличение госрасходов способствовало росту располагаемых доходов населения и должно стимулировать инвестиции. По нашим прогнозам, ВВП в 2019 году вырастет на 1,3%, а в 2020 — примерно на 2%.

— Ситуация в мировой торговле будет влиять на российский экспорт и обменный курс. На фоне эскалации торговых войн рост российского экспорта уже замедлился, а рубль продемонстрировал зависимость от юаня.

— В 2019 году наблюдалось быстрое замедление инфляции; в 2020 году ожидается стабилизация. В уходящем году основными факторами замедления роста цен стали укрепление рубля, значительный объем выпуска в сельском хозяйстве и слабый потребительский спрос. Мы ожидаем, что в 2020 году воздействие этих факторов ослабеет, и годовая инфляция в следующем году составит примерно 3%.

— Судя по динамике денежной массы и по увеличению госрасходов, экономический рост в 4К19 и в 1П20 будет сравнительно сильным. Рост денежного агрегата M2, тесно коррелирующего с ростом ВВП, в 2П19 ускорился в реальном выражении на фоне дезинфляции.

Рост в торговле частично компенсировал слабую динамику в промышленности

Годовой рост в базовых отраслях в России в ноябре замедлился до 1,5% по сравнению с 3,1% месяцем ранее. Это в основном связано со слабой динамикой в промышленности, а также в строительстве и транспортном секторе. Впрочем, это отчасти было компенсировано ускорением роста в оптовой и розничной торговле (соответственно до 9,4% и 2,3%) и сельском хозяйстве (5,8%). Мы по-прежнему полагаем, что в декабре ситуация в экономике должна была улучшиться, и что годовой рост ВВП в 4К19 был на уровне предыдущего квартала (1,7%).

— Годовой рост производства в базовых отраслях в ноябре замедлился до 1,5% по сравнению с 3,1% месяцем ранее. Замедление в основном было обусловлено слабой динамикой промышленного производства: годовые темпы роста в ноябре снизились до 0,3% по сравнению с 2,6% в октябре. В строительстве активность выросла лишь на 0,2% против 1% в октябре, а в транспортном секторе в ноябре был зафиксирован спад на 1,5% после нулевого роста месяцем ранее. Впрочем, вклад этих секторов в общий показатель был менее значимым. Ухудшение динамики в перечисленных выше сегментах было частично компенсировано за счет более сильных результатов в сельском хозяйстве (где годовой рост ускорился с 5,2% до 5,8%), розничной торговле (2,3% против 1,7% в октябре) и оптовой торговле (9,4% против 8,4% месяцем ранее). Позитивная динамика в оптовой торговле может быть хорошим индикатором повышения потребительского спроса, а также потенциального роста инвестиций. Кроме того, обычно рост оптового оборота коррелирует с улучшением динамики внешней торговли (как экспорта, так и импорта).

— В октябре — ноябре годовой рост производства в базовых отраслях замедлился до 2,3% по сравнению с 2,7% в 3К19, а за 11М19 составил 1,9%. Опубликованная статистика за октябрь и ноябрь указывает на то, что в 4К19 экономическая активность, видимо, ослабела (обычно выпуск в базовых отраслях позволяет довольно точно судить о динамике ВВП). Тем не менее мы по-прежнему считаем, что в декабре ситуация могла улучшиться. Слабые ноябрьские результаты в основном были обусловлены ухудшением в обрабатывающей промышленности, на них могли повлиять однократные факторы и вполне возможно, что в последующие месяцы динамика улучшится. Кроме того, между двумя индикаторами (ВВП и выпуском в базовых отраслях) возможны расхождения из-за разной методики расчета. Вес промышленного сектора в статистике по базовым отраслям выше, чем в статистике по ВВП, поэтому в первом случае может занижаться оценка роста в сегменте услуг на фоне повышения потребительского спроса.

— Росту ВВП в 3К19 способствовало потребление и накопление запасов. Хотя показатель годового роста ВВП за 3К19 не был пересмотрен и составил 1,7% (в соответствии с опубликованными ранее оценками), в новых данных содержится информация о структуре ВВП по использованию, и мы отмечаем несколько интересных трендов. Во-первых, потребление населения продолжало расти: в 3К19 его годовой рост составил 3,1% против 2,8% кварталом ранее. За 9М19 потребление выросло на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Во-вторых, на фоне увеличения импорта и выпуска в сельском хозяйстве начали расти запасы.

Это хороший знак, который можно расценивать как сигнал о восстановлении инвестиционной активности и экспорта. Впрочем, пока инвестиционная активность остается сдержанной: в 3К19 она выросла на 0,7% относительно 3К18, после роста на 1% в 2К19. Однако в целом ситуация в 3К19 была более благоприятной, чем в 1К19, когда годовой спад инвестиций составил 2,6%. За 9М19 инвестиции почти не изменились. Мы полагаем, что недостаточно быстрый рост инвестиций (несмотря на увеличение бюджетных расходов в 3К19) может быть связан с замедлением в частном секторе. Динамика импорта в 3К19 улучшилась: он вырос на 4% по сравнению с 3К18, что может отражать повышение внутреннего спроса. При этом импорт сократился на 1,1% относительно аналогичного периода прошлого года. Мы полагаем, что рост бюджетных расходов и смягчение денежно-кредитной политики поддержат инвестиционную активность в 2020 году. Хотя в ноябре экономический рост немного замедлился, мы считаем, что в целом в 4К19 он окажется стабильным и будет соответствовать нашему годовому прогнозу 1,3%.

В 2019 году инфляция в России достигла 3%

По предварительным сообщениям Росстата, цены в России в декабре выросли на 0,4% относительно ноября. Таким образом, годовой показатель достиг 3%. Помесячная продовольственная инфляция в декабре достигла 0,7%, а за весь год — 2,6%, тогда как непродовольственная инфляция составила соответственно 0,1% и 3%. В секторе услуг помесячный рост цен в декабре был равен 0,2%, а за весь год — 3,8%. Окончательные оценки будут опубликованы 10 января и вполне могут отличаться от предварительных показателей, однако, на наш взгляд, любое отклонение вряд ли будет существенным. Окончательные результаты будут включать в себя более подробную разбивку и, следовательно, будут содержать более развернутую информацию о базовой инфляции (т. е. за вычетом наиболее волатильных составляющих), которую ЦБ РФ внимательно отслеживает.

Мы ожидаем дальнейшего замедления годовой инфляции в начале года, т. к. эффект высокой базы сравнения, обусловленный повышением НДС, сойдет на нет. По нашим оценкам, к концу 1К20 годовой рост цен замедлится до 2,5%, после чего произойдет незначительное восстановление. Хотя мы прогнозируем ускорение экономического роста в этом году (до 2%), увеличение потребления населения вновь будет незначительным и не окажет ощутимого давления на цены. С учетом этого мы считаем, что к концу текущего года инфляция снова составит около 3%.

Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой :: Экономика :: РБК

  • По итогам 2018 года Россия находится на шестом месте (3,1% мирового ВВП). Первая пятерка представлена Китаем (18,7%), США (15,2%), Индией (7,7%), Японией (4,1%) и Германией (3,2%).
  • Вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира закреплено в качестве национальной цели майским указом 2018 года. Согласно прогнозным расчетам МВФ, Россия в предстоящие годы все-таки обойдет Германию по доле в мировом ВВП, но к 2024 году уступит место в пятерке Индонезии.

Читайте на РБК Pro

Устойчивый рост ВВП на 6,5%

За счет создания «модели инновационного социально ориентированного развития» в совокупности с традиционными конкурентными преимуществами в энергосырьевом секторе экономика должна к 2020 году выйти «на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 6,4–6,5% в год», говорилось в концепции.

Концепция обещала прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализацию экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий и развитие высокотехнологичных производств.

  • Фактические темпы роста экономики оказались далеки от спрогнозированных в 2008 году. Среднегодовой рост ВВП в 2014–2018 годах составил лишь 0,5%. В 2019–2020 годах рост, согласно прогнозу Минэкономразвития, составит 1,3–1,7%.
  • Ускорение экономики ожидается только с 2021 года, до 3,1–3,3%, но при условии реализации обширной программы улучшения делового климата, снижения административных барьеров для бизнеса, цифровизации и т.д.
  • К 2020 году по сравнению с 2012 годом реальный ВВП должен был вырасти на 64–66%, следует из концепции. Но если проанализировать фактическую динамику ВВП с 2012 года, то получится, что в 2013–2019 годах он вырос на 5,8% (с учетом последних прогнозов властей по текущему году).

Реальным доходам обещали рост на 70%

Концепция декларировала цель увеличить реальные располагаемые доходы населения по итогам 2020 года на 64–72% по сравнению с 2012 годом. Однако если в 2007–2013 годах доходы населения росли (на 22% в общей сложности), то с 2014 года началось их сокращение.

  • По данным Росстата, с 2014 года наблюдается непрерывная отрицательная динамика, которая сменилась околонулевым ростом только в 2018 году.
  • В третьем квартале 2019 года Росстат зафиксировал резкий рост реальных доходов — сразу на 3% (к соответствующему периоду прошлого года). Это озадачило экономистов, указавших на «нестыковки» этих данных с отрицательной динамикой других экономических показателей.
  • В общей сложности, с 2012 года к третьему кварталу 2019 года реальные располагаемые доходы россиян сократились примерно на 5%.

Бедных станет вдвое меньше

Еще одна цель концепции на 2020 год — снижение уровня абсолютной бедности с 13,4% в 2007 году до 6–7%, а также увеличение среднего класса до более половины населения.

  • Уровень бедности снижался с 2008 по 2012 год, когда доля населения с доходами ниже прожиточного минимума опустилась до 10,7%. Затем количество бедных опять стало расти и по итогам 2016 года составило 13,3%.
  • После снижения в 2017–2018 годах в нынешнем показатель начал вновь подниматься: по итогам второго квартала 2019 года Росстат зафиксировал рост до 12,7%: за чертой бедности живут 18,6 млн человек.

Цель, обозначенная в концепции, сохраняется, но ее продлили до 2024 года. Согласно майскому указу президента, к этому времени уровень бедности должен снизиться в два раза, то есть до 6,6%. Вице-премьер Татьяна Голикова называла эту задачу самой сложной из всех обозначенных в указе.

Что касается среднего класса, то сейчас к нему можно отнести порядка 38% россиян, подсчитали в ВШЭ. При этом полностью соответствуют всем критериям среднего класса лишь 10,3 млн человек, или 7% по всей стране. В свою очередь, экономисты Альфа-банка утверждают, что доля среднего класса в России сократилась до минимума за 15 лет и составила в 2018 году 30%.

Больше квартир и меньше насилия

Концепция гласит, что уровень смертности от насильственных причин должен снизиться к 2020 году примерно вдвое.

  • Согласно данным Росстата, в 2007 году от внешних причин, куда входят как насильственные смерти, так и несчастные случаи, умерли 259,4 тыс. человек.
  • В 2018 году количество таких смертей составило 144,6 тыс., что в 1,8 раза меньше показателя 2007 года. В расчете на 100 тыс. человек населения смертность от внешних причин снизилась до минимума с 1965 года.
  • Впрочем, демографы предполагают, что часть насильственных смертей может маскироваться за показателем «повреждений с неопределенными намерениями», который в последние годы растет.

Средний уровень обеспеченности жильем к 2020 году должен был достигнуть 28–35 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью). По данным Росстата, в 2018 году в среднем на одного человека приходилось 25,8 кв. м жилья.

В Доме экономиста обсудили перспективы российской экономики в 2020 году&nbsp

Москва, 7 февраля. В «Доме экономиста» состоялся научный форум «Абалкинские чтения», организованный Вольным экономическим обществом России и Международным Союзом экономистов. Мероприятие было посвящено перспективам российской экономики в 2020 году.

Модератором научного форума по традиции выступил Дмитрий Сорокин, вице-президент ВЭО России, научный руководитель Финансового университета при правительстве РФ. Ученый отметил, что тема для первых Абалкинских чтений в 2020 году была выбрана в продолжение традиции, заложенной академиком Леонидом Абалкиным, 90 лет со дня рождения которого отмечается в этом году.

Открывая мероприятие, президент ВЭО России Сергей Бодрунов привел цифры. В 2019 году рост, по данным Минэкономразвития, составил 1,4%, по данным Росстата — 1,3%. Что касается года грядущего, экспертное сообщество полагает — в длительной перспективе прирост ВВП ожидается менее 2%.

Комментируя этот не самый оптимистичный прогноз, Сергей Бодрунов отметил, что нельзя не учитывать такие факторы, как смена кабинета правительства, возможный позитивный эффект от инфраструктурных проектов, регуляторной гильотины, законодательства о защите капитальных вложений и других мер по стимулированию деловой активности, и попросил участников форума поделиться своим видением перспектив.

С основным докладом выступил Андрей Клепач, член Правления ВЭО России, заместитель председателя Внешэкономбанка, заслуженный экономист РФ.

По прогнозам Внешэкономбанка, в 2020 году российская экономика ускорится до 1,9%. В 2021-2024 годах ожидается 2,1 — 2,6% рост, что меньше ожидаемого прогноза роста мировой экономики.

Говоря о барьерах экономического роста, Андрей Клепач упомянул коронавирус. «Коронавирус уже тормозит экономику Китая, что может сказаться как на мировой экономике, так и на нас, — отметил экономист, — в частности, добавить к снижению мировых цен на нефть $2 за баррель или больше — сейчас трудно сказать». По мнению эксперта, коронавирус может стоить России 0,1% ВВП при условии, что пандемии не будет и ситуация останется под контролем.

К числу рисков Андрей Клепач также отнес новую мировую рецессию в конце 2020-2021 годов, вероятность которой эксперт оценил в 50%.

С Андреем Клепачем не согласился Леонид Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра. Профессор полагает, что рецессии в мировой экономике ждать не стоит: «Единственный шанс влезть в рецессию — это уговорить себя на нее, запугать до последней степени: с одной стороны ползет вирус, с другой — долги. Напомню, стоимость обслуживания гигантского долга США составляет 2% ВВП, при Рейгане — было 4%. Пока нет инфляции, нет и проблемы с обслуживанием долга».

Андрей Клепач отметил, что существенные возможности для экономического роста заложены в реализации национальных проектов, поскольку «8-9% средств, выделенных на нацпроекты в прошлом году, были не освоены и перешли на 2020 год, более того, значительные суммы, перечисленные в декабре 2019 года, еще не начали „работать“.

Среди потенциальных источников роста Андрей Клепач назвал высокий уровень прибыли и сбережений: „Остатки на счетах предприятий высоки, как известно, многие компании резко увеличили дивидендные выплаты, этот ресурс может потенциально превратиться в инвестиции“. Пока же, несмотря на возросшую прибыль, инвестиционная активность частного бизнеса остается низкой и из-за высокой неопределенности.

Тему неопределенности затронул сопредседатель »Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Эксперт рассказал, что предприниматели не ждут в 2020 году изменений к лучшему, и среди ключевых негативных тенденций назвал неопределенность: «Сохраняется неопределенность по потребительскому спросу, экономической политике и в целом будущего — из-за административно-силового давления на бизнес».

Антон Данилов-Данильян также отметил, что реальные располагаемые денежные доходы населения стагнируют шесть лет подряд, и даже, если они немного подрастут в следующем году, это не изменит ситуацию.

Вызывает обеспокоенность и то, что в стране сокращается число средних компаний и растет количество индивидуальных предпринимателей и микропредприятий.

Эксперт выделил и тот факт, что продолжается «наступление» государственного сектора: «Среди самых заметных событий прошлого года — поглощение »Ростехом» единственной крупной частной станкостроительной группы «Стан». Те кредитные ресурсы, которые не давали частной группе, тут же выделили уже части «Ростеха». Государство требует развивать инновационные проекты, а, как известно, самый простой способ что-нибудь развить — это купить уже существующее, и эта тенденция будет лишь усиливаться. Возвращаясь к позитивным сигналам, послание президента предложило серьезный социальный пакет. Окончательные цифры мы увидим в мае, когда будут вноситься поправки в закон о бюджете, но то, что сегодня заявляли, это 4 с лишним трлн».

Андрей Клепач полагает, что эти меры так или иначе существенно скажутся на доходах населения и на потребительском спросе, и по оптимистической гипотезе дадут прибавку к ВВП в 0,3%, а также серьезно повлияют на сокращение бедности в стране — как минимум на 0,1%.

Говоря об экспорте, экономист указал на то, что риски не достичь целевых показателей достаточно высоки: «Когда мировая торговля росла темпами 6% в год, наращивать экспорт было легко, сегодня делать это сложнее, степень конкуренции на рынках крайне высокая». Тем не менее «окно возможностей» есть.

По мнению Андрея Клепача, необходимо создать новую инфраструктуру для экспорта на Восток: «В тот же Китай можно экспортировать миллионы тонн мяса — потенциал с учетом африканской чумы и падения свиней значительно вырос, но для начала нужно получить сертификаты, выстроить схемы. Это требует другой инфраструктуры. У нас нет инфраструктуры даже для поставок зерна в Китай, ее нужно создавать, это касается также экспорта леса, древесины и бумаги».

В заключение Андрей Клепач подчеркнул: чтобы «не просто получить ускорение, а действительно выйти на устойчивые темпы роста в долгосрочной перспективе, нужны серьезные системные решения». В частности, необходимы «единый стандарт благосостояния или общие принципы оплаты за одинаковый труд в разных регионах», увеличение вложений в развитие человеческого капитала.

Андрей Клепач также выделил серьезный потенциал ТЭКа и неравномерность регионального развития: «Масштаб дисбаланса колоссален и с точки зрения зарплат, и с точки зрения темпов роста. По данным Росстата, до 50% инвестиций дают московская и питерская агломерации и Тюмень, но обеспечить ускорение страны только за счет Санкт-Петербурга, Москвы и Тюмени невозможно, при такой модели развития мы никогда не выйдем на высокие темпы роста».

Главный экономист «Альфа-Банка» Наталья Орлова отметила, что если в 2020 год мы вошли с консенсус-прогнозом темпов экономического роста 1,7%, то сейчас многие аналитики улучшили прогноз до 2%, что связано с предложенным президентом социальным пакетом.

«По большому счету ожидания связаны с ростом за счет потребления, — отметила экономист, — что касается роста инвестиций, уверенность относительно реализации национальных проектов в большой степени касается федерального правительства, однако есть большие сомнения, что на уровне регионов их удастся реализовать в полной мере».

С точки зрения ожиданий частного бизнеса 2020 год намного привлекательнее, чем год прошедший, полагает Наталья Орлова.

«Поддержка материнского капитала создает основания для ожидания дополнительного ипотечного роста, для роста в строительстве, возможно, будут траты из ФНБ, вопрос в том, как мультипликатор частного сектора отрезонирует — пока, к сожалению, спрос на корпоративные кредиты замедляется, рынок вырос в прошлом году всего на 1%», — рассказала Наталья Орлова.

Экономист поделилась опасениями, что компании предпочитают направлять свои прибыли на погашение кредитного плеча, и так небольшого: корпоративный долг составляет 50% от ВВП и с 2013 года фактически не изменился.

«Мы не видим аппетита на дополнительное кредитование, — рассказала Наталья Орлова, — и, в целом, у банков нет большого желания стимулировать рост корпоративного кредитования в силу санкционных рисков (они не усиливаются, но и не ушли с повестки дня), с точки зрения банковского сектора физические лица являются более привлекательными клиентами».

Руководитель Центра социально-экономических исследований РИСИ Владимир Миловидов полагает, что, когда мы говорим о перспективах экономического развития в России на ближайшие годы, нужно иметь в виду глобальные факторы — в частности, затяжную экономическую рецессию на фоне роста стоимости финансовых активов и количественных смягчений монетарных властей, обострение глобальной конкуренции и международных отношений и формирование новых центров силы.
По мнению экономиста, вопросы реформирования ВТО и изменений правил игры в торговой сфере будут стоять ребром в ближайшее время: «На Давосском форуме Трамп уже объявил, что его цель — не только соглашение с Евросоюзом, но и встреча с руководством ВТО и изменение правил этой организации, и когда мы говорим, что ожидаем роста международной торговли, то должны понимать — другие страны выталкивают конкурентов с рынков, которые им интересны». В связи с этим Владимир Миловидов отметил, что России следует решить для себя вопрос участия в международных экономических организациях. Необходима внешнеэкономическая стратегия, нацеленная на качественный экономический рост российской экономики, защиту конкурентоспособности передовых отраслей и предприятий.

«В связи с нарастанием протекционизма конкуренция на мировых рынках усиливается, и в условиях низких темпов мировой торговли вытеснять будут прежде всего нас», — согласился с Владимиром Миловидовым директор Института торговой политики «Высшей школы экономики» Александр Данильцев.

По мнению Александра Данильцева, Россия страна «экспортозависимая», и нас «ждут не самые веселые времена», поскольку «внешние экономические условия не улучшатся».

Говоря о драйверах роста, Владимир Миловидов отметил, что «было бы правильным существенное усиление политики в области современной науки и технологий». Нужны структурированная по приоритетам государственная технологическая политика, создание преимуществ для российских технологических компаний, поддержка и защита их на глобальном рынке.

Виктор Полтерович также акцентировал внимание, что отсутствие национальных проектов, направленных на совершенствование технологий, тормозит экономическое развитие страны.

«Мы все еще полагаем, что основное направление вмешательства государства в экономику состоит в развитии инфраструктуры, — отметил академик, — все нацпроекты носят инфраструктурный характер, а ведь корень роста — в заимствовании и создании новых технологий».

Закрывая мероприятие, Сергей Бодрунов подчеркнул, что этот научный форум имеет особое значение, поскольку проводится в преддверии второго Московского академического экономического форума, в рамках которого темы, поднятые на Абалкинских чтениях, получат развитие.

Президент ВЭО России напомнил, что МАЭФ-2020 состоится 20 и 21 мая 2020 года и будет посвящен теме: «Развитие реальной экономики: научные основы и экспертные решения», и пригласил всех участников Абалкинских чтений принять в нем участие.

Открытие:

Сергей Бодрунов, президент ВЭО России, президент Международного Союза экономистов, директор Института нового индустриального развития имени С. Ю. Витте, д.э.н., профессор.

Основной доклад:

Андрей Клепач, член Правления ВЭО России, заместитель председателя (главный экономист) Внешэкономбанка.

Модератор:

Дмитрий Сорокин, вице-президент ВЭО России, научный руководитель Финансового университета при правительстве РФ, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор.

В дискуссии приняли участие:

Василий Богоявленский, член Правления ВЭО России, заместитель директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт проблем нефти и газа РАН (ИПГН РН), член-корреспондент РАН, д.т.н.
Александр Бузгалин, вице-президент ВЭО России, директор Института социоэкономики «Московского финансово-юридического университета МФЮУ», заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, д.э.н.
Сергей Глазьев, вице-президент ВЭО России, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), академик РАН, д.э.н., профессор.
Леонид Григорьев, главный советник руководителя Аналитического центра при правительстве Российской Федерации, ординарный профессор, научный руководитель департамента мировой экономики, к.э.н., профессор.

Руслан Гринберг, вице-президент ВЭО России, научный руководитель Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор.
Алексей Громыко, член Президиума ВЭО России, директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН, д.полит.н.
Владимир Давыдов, член Правления ВЭО России, научный руководитель Института Латинской Америки РАН, президент Ассоциации исследователей ибероамериканского мира, заместитель председателя Национального комитета по исследованию БРИКС, член-корреспондент РАН, д.э.н., профессор.
Антон Данилов-Данильян, сопредседатель «Деловой России», заместитель председателя Общественного совета Минпромторга РФ, председатель Экспертного совета Фонда развития промышленности.

Александр Данильцев, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор.

Михаил Ершов, член Президиума ВЭО России, главный директор «Института энергетики и финансов», профессор, д.э.н.

Елена Ленчук, член Правления ВЭО России, директор Института экономики РАН, д.э.н., профессор.

Владимир Миловидов, руководитель Центра социально-экономических исследований Российского института стратегических исследований, доктор экономических наук.

Александр Некипелов, вице-президент ВЭО России, директор Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова, академик РАН, д.э.н., профессор.
Роберт Нигматулин, член Правления ВЭО России, научный руководитель Института океанологии РАН имени П. П. Ширшова, член Президиума РАН, академик РАН, д.ф-м.н., профессор.

Наталья Орлова, главный экономист, руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-Банка.

Виктор Полтерович, член Правления ВЭО России, заведующий лабораторией математической экономики Центрального экономико-математического института РАН, академик РАН, д.э.н., профессор.

Владимир Сальников, руководитель направления анализа и прогнозирования развития отраслей реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, к.э.н.

Возрастная категория 0+.

Что будет с российской экономикой в 2020 году — Рамблер/финансы

Стабильность на грани рецессии, низкая инфляция, вялый потребительский спрос — такой прогноз для отечественного хозяйства на 2020 год дают международные организации и независимые экономисты. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предсказывают нам рост на уровне 1,6%, Всемирный банк говорит об 1,7%.
Правда, оценка ВБ еще несколько раз может быть пересмотрена в сторону понижения — в начале 2019‑го эксперты банка полагали, что прирост российского ВВП составит 1,5%, а в конце года давали всего лишь 1%. Опрошенные «Профилем» российские экономисты тоже полагают, что в наступившем году нашей экономике удастся подрасти где-то на 1–1,5%. Максимум 1,7%. В любом случае это заметно ниже 2%, которые записаны в планах Минэкономразвития.

Но главное, наши чиновники убеждены, что начавшийся год станет чем-то вроде трамплина для будущего скачка. Ведь, по прогнозам МЭР, в 2021-м темпы роста должны увеличиться до 3,1%. Независимые же экономисты говорят, что российская экономика в ближайшие годы будет «топтаться около нуля» или даже уйдет в небольшой минус. А отдельные алармисты видят предпосылки к серьезному провалу в ближайшие месяцы. Кто из них прав?

Заграница не поможет

В минувшем году рост российского ВВП сдерживали неблагоприятная внешняя конъюнктура, санкции плюс набор внутренних факторов. В числе последних эксперты называли административные барьеры, снижение доходов населения и как следствие низкий потребительский спрос. Добавим к этому неожиданное и не слишком логичное двухпроцентное повышение НДС в начале 2019-го.

В чём глубокое противоречие экономики прошедшего года

Что касается мировой экономики, ситуация в ней в этом году лучше не станет, поэтому рассчитывать на внешние драйверы роста точно не стоит. Все собеседники «Профиля» в один голос заявили, что глобальная конъюнктура в 2020 году только ухудшится. Вопрос лишь, насколько. Ведь и у нас, и за рубежом в последние пару лет появлялись статьи и давались прогнозы, обещавшие скорое наступление нового кризиса, сравнимого по масштабам с катаклизмом 2008–2009 годов. 2020 год даже называли последним спокойным годом перед штормом.

Пока мы наблюдаем, что темпы роста мировой экономики стабильно снижаются — с 3,8% в 2017 году до 3,3% в 2019‑м. В этом году мы можем получить всего лишь 1,5%. Международные институты вроде МВФ или Всемирного банка предсказывают дальнейшее замедление роста ВВП развитых стран, прежде всего США и ЕС. Наши экономисты дают похожие оценки. По замечанию директора Института «Центр развития» Высшей школы экономики Натальи Акиндиновой, еврозона уже находится на грани рецессии, в Соединенных Штатах ожидается замедление с 3,1%, которые были в начале прошлого года, до 1,5%. Правда, развивающиеся страны почувствуют себя несколько лучше, чем в прошлом году, но не все — рост одной из крупнейших экономик мира, китайской, тоже будет плавно замедляться.

Россия, чье хозяйство довольно плотно «ввинчено» в мировой контекст, вряд ли сможет показать темпы выше среднемировых. Скорее, наоборот, ведь спрос на основные экспортные позиции нашей страны (энергоносители и другое сырье) снизится. Это значит, что наш сырьевой экспорт, прежде вносивший существенный вклад в рост ВВП, не сможет играть роль ключевого драйвера. Собственно, в конце прошлого года мы уже видели резкое сокращение чистого экспорта. По словам Натальи Акиндиновой, уже в 2019‑м он не вносил столь значительного вклада, как раньше.

Зеленая фишка

Как обычно, главный вопрос: что будет с ценами на нефть? Оптимисты считают, что благодаря сделке ОПЕК+ стоимость барреля удастся удержать в пределах $62–65, то есть примерно на уровне прошлого года. Минэкономразвития и российский Центробанк закладывали в свои расчеты цены $55–57. Даже пессимисты говорят, что черное золото не должно стоить дешевле $50 за баррель.
По словам директора Института стратегического анализа компании ФБК Игоря Николаева, на баррель будут давить сразу два фактора: уже упомянутая угроза глобальной рецессии и развернувшаяся в мире кампания по «озеленению» энергетики. Тем более что «зеленая сделка», как ее называют в Европе и США, уже стала важным политическим фактором для развитых стран. «Неизвестно, что в большей степени будет снижать спрос на углеводороды, — рассуждает г-н Николаев. — Мы видим, как борьба за климат становится „фишкой“, европейские политики уже понимают, насколько данный аргумент значим в глазах избирателей. Мы в России явно это недооцениваем, а надо бы».
«Зеленый вектор» означает, что строить планы развития с опорой на экспорт энергоресурсов неразумно и Россия должна диверсифицировать свою экономику, так полагает директор по научной работе Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара Сергей Дробышевский.

Но это если говорить о долгосрочном тренде, а в перспективе ближайших 5–10 лет «нет оснований ожидать заметного снижения спроса на наши энергетические ресурсы». Тот объем, что производит отечественная «нефтянка», особенно с ограничениями в рамках сделки ОПЕК+, безусловно, будет реализован. Тем более что новые «зеленые» технологии пока ощутимо дороже традиционных и доступны только развитым странам. Энергопотребление постоянно растет, а возобновляемые источники «съедают» именно этот прирост, но не отбирают долю у традиционных.

Нет спроса — нет роста

Часть экспертов полагают, что негативные факторы, тормозившие развитие отечественной экономики в прошлом году, вроде повышения НДС, санкций и т. д., себя изжили и больше нас тормозить не смогут. «Эффект санкций уже был отыгран, это дело прошлого, за исключением разовых событий, как ситуация с „Северным потоком-2“, — убежден Дробышевский. По его словам, санкционный режим даже помог нам избежать ряда рисков, связанных, например, с движением капитала. Помните, резкий отток капитала и девальвация национальных валют в Турции и Аргентине в позапрошлом году. В этом смысле российская экономика получила некий иммунитет от внешних шоков.

Возможно, что внутренняя конъюнктура в 2020‑м даже заметно улучшится, поскольку мы увидим результаты действия так называемой регуляторной гильотины. „Дедлайны по мерам регуляторной гильотины должны вступить в силу не позднее наступившего года. Закон о защите капвложений уже внесен в Думу, и в обозримом будущем будут приняты решения, — говорит директор „Центра развития“ Наталья Акиндинова. — Я думаю, мы сможем увидеть положительный эффект на деловой активности, на инвестиционной“. Прежде всего это должно положить конец инвестиционной паузе, которую мы наблюдали практически весь прошлый год.
Но, к сожалению, никто не может сказать, что делать с таким важным фактором, как потребительский спрос, который напрямую зависит от доходов населения. А эти доходы падали шесть лет подряд — вплоть до середины 2019‑го, когда российское статистическое ведомство вдруг зафиксировало неожиданно резкий рост. Кое-кто из экономистов считает, что Росстат просто „нарисовал“ нужные цифры, другие говорят, что сыграли роль разовые факторы.

»Мы получили хорошую цифру по III кварталу, но не можем сказать, что это реальный перелом и изменение тенденции, — прокомментировала ситуацию Акиндинова. — Мы видим положительную динамику только в одном компоненте — это белая зарплата на крупных и средних предприятиях, она растет. Во всех остальных компонентах нет условий для роста». А это значит, что потребительский спрос останется очень слабым.

К слову, о том же говорил перед Новым годом и министр экономического развития Максим Орешкин: «Первое полугодие 2020 года мы уже потеряли. Денежно-кредитная политика имеет определенные лаги, поэтому слабость потребительского спроса будет сопровождать нас в начале следующего года».

Правда, плохая ситуация с доходами и со спросом хорошо сказалась на одном из важных макроэкономических показателей, конкретно на инфляции, которая под конец года притормозила почти до 3%, а в начале нынешнего года, по словам Орешкина, может составить 2,5%.

Сейчас политика экономических властей не способствует восстановлению роста доходов населения. Возможно, стоило бы изменить приоритеты бюджетных расходов и политику относительно поддержки потребительского спроса. В частности, некоторые эксперты убеждены, что не стоит сейчас бороться с ростом потребительского кредитования, ведь это фактор, поддерживающий спрос. А для стабильного роста доходов нужно, чтобы экономика генерировала рабочие места, а значит, требуется улучшение общих условий предпринимательской деятельности.

Ждать ли провала

Медленный экономический рост — не самый худший прогноз, — MMI директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов, анализируя ключевые экономические индикаторы, предупреждает, что отечественная экономика «в ближайшие месяцы может провалиться». Он обращает внимание на продолжающуюся стагнацию корпоративного кредитования и замедление в сегменте розничного кредитования. Снижение грузовых перевозок — в ноябре 2019 года они упали на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2018‑го, а погрузка на железнодорожный транспорт снизилась на 1,8%.

Цикличность мирового развития никто не отменял. С начала 70‑х годов кризисы случаются с интервалами 8–10 лет
Homer Sykes / Vostock Photo

Росстат также сообщал о заметном спаде в металлургии и обрабатывающей промышленности, а снижение спроса на рабочую силу стало устойчивой тенденцией. Так, в ноябре 2019‑го количество размещенных вакансий на бирже труда снизилось на 1,2% в годовом выражении. В октябре было снижение на 0,8%, в сентябре — на 0,4%. Если эти тенденции не переломить…

Вот только за счет чего? Пока едва ли не единственным стимулом роста, о котором говорят в Кремле, остаются определенные государством национальные проекты. И, как отметил Дробышевский, развитие российской экономики «будет определяться нашим продвижением по национальным проектам». Хорошо, но мало. Развитие инфраструктуры для экономики — это благо. К тому же инфраструктурные инвестиции почти не разгоняют инфляцию. Однако, как заметил Игорь Николаев из ФБК, «мне не нравится, что власти представляют это чуть ли не единственным фактором роста, будто это звено, потянув за которое, вытянем всю цепь, это вряд ли».

Тень прошлого

Один из самых интересных вопросов — случится ли все-таки в 2020‑м новый экономический кризис, о котором предупреждают почти два года. «Цикличность мирового развития никто не отменял, с начала 70‑х годов кризисы случаются с интервалами 8–10 лет, — говорит Игорь Николаев из ФБК. — Сейчас, если считать от 2008–2009 годов, прошло явно больше». То есть пора. Тем более многие противоречия, приведшие к прошлому кризису, так и не были устранены. С последствиями тоже не удается до конца разобраться. Поэтому, по словам Сергея Дробышевского, «ни у кого в мире нет понимания, как нужно вести экономическую политику, чтобы возобновить высокие темпы роста, как было до кризиса 2008 года».

Но это не значит, что все вот-вот начнет рушиться. Конечно, тот, кто из года в год прогнозирует кризис, в итоге оказывается прав, поскольку кризисы рано или поздно случаются. Однако большинство собеседников «Профиля» полагают, что в горизонте двух-трех лет нет (по крайней мере не видно) предпосылок и факторов для шоков, которые могли бы вызвать кризис, серьезный спад ВВП, резкое снижение уровня жизни или девальвацию нашей валюты.

«Какого-то события, которое становится триггером (крупные банкротства, дефолты и т. д.), мы пока не видим и не ожидаем», — заявила «Профилю» Наталья Акиндинова, подчеркнув при этом, что предсказать конкретный момент кризиса очень сложно.

По версии Игоря Николаева, «острый момент» удается оттянуть только благодаря тому, что монетарные власти США и ЕС де-факто уже применяют антикризисные меры, которые запускались в 2008–2009 годах. ФРС США снижает ставки и проводит количественные смягчения, как делала в прошлый кризис. «С помощью этих мер оттягивается острый период, но ситуация продолжает ухудшаться, — говорит эксперт. — Вопрос: а что будем делать, когда кризис развернется и станет по-настоящему плохо, а все антикризисные средства уже использовали?».

Перспективы экономического развития России — Студопедия

К концу 2007 года сформировалась достаточно четкая обновленная концепция по вопросу дальнейшего развития экономических преобразований в России с целью преодоления недостатков переходного периода. Можно отметить пять основных характеристик проводимого курса.

Первый показатель – относительно устойчивая и достаточно высокая динамика экономики России за последние 10 лет. За этот период среднегодовой темп роста ВВП в России – около 7%, в то время как темпы развития мировой экономики – около 4%. Устойчивый рост ВВП сопровождается все большим вхождением России в мировую экономику, о чем свидетельствует рост прямых иностранных инвестиций в нашу экономику.

Второй показатель: поворот в сторону государственного участия в развитии реальной экономики при сохранении государственного регулирования на уровне макроэкономики, которое помогает сдерживать инфляцию, укреплять национальную валюту, увеличивать золотовалютные запасы страны. Фактически взят курс на тесное взаимодействие двух секторов экономики – государственного и частного, с перспективой изменения баланса в пользу частного сектора. Важно отметить, что государственные предприятия функционируют по законам рынка. Кроме того, открыта возможность их приватизации.

Некоторые экономисты и политики выражают озабоченность фактом усиления активности государства в России начала XXI века по сравнению с положением в середине 90-х годов прошлого века, считая этот факт признаком отступления от принципов рынка. Конечно, здесь важно соблюдать чувство меры, а также учесть специфику перехода к рынку в России. Преобладающая часть «новых русских» приватизировала топливно-сырьевые отрасли и возникла опасность глубокой односторонней сырьевой ориентации, которая могла привести страну к роли второстепенного члена мирового сообщества. Государство объективно вынуждено было внести коррективы в ход макроэкономических процессов. Начавшаяся перестройка структуры экономики отразилась в том, что темпы роста в обрабатывающих отраслях в 4-5 раз выше, чем в сырьевых.



Третий показатель – перевод экономики на инновационные рельсы. Еще во времена СССР сложилась ситуация, когда новые технологии применялись относительно активно только в сфере оборонных отраслей, а в остальных отраслях прогресс проявлялся очень медленно. Реформаторы 90-х годов прошлого века в России считали, что технический прогресс получит мощное ускорение автоматически под воздействием рыночной конкуренции. Так действительно происходит в странах с развитой рыночной экономикой. Но наши предприниматели еще не все поняли необходимость НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) и обновления основных фондов. Упор был сделан на целенаправленное государственное регулирование в деле стимулирования модернизации производства, в том числе на более активное использование технологий двойного назначения – военного и гражданского. Опыт США однозначно свидетельствует об эффективности такого подхода.


Четвертый показатель: использование для развития экономики средств, полученных за счет роста мировых цен на экспортируемое сырье. Создан солидный стабилизационный фонд и его не нужно прятать в запас (точнее, создать разумный научно обоснованный резерв), а более смело использовать для подъема экономики и жизненного уровня населения. В том числе в качестве внутренних источников кредитования производственной активности. Целесообразным предоставляется решение о разделе стабилизационного фонда на Резервный и Фонд национального благосостояния.

Пятый показатель: ориентация экономики и политики государства на подъем уровня жизни населения. Серьезный разворот экономики к социальной сфере обозначили четыре национальных проекта – по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства. Важно, чтобы эти программы приобрели не одноразовый, а долгосрочный, многолетний характер. В первую очередь это должно сказаться на выходе России из демографического кризиса как в целом по стране, так и в особенности в плане размещения населения по территории страны. За Уральским хребтом территория страны в 5 раз больше, чем ее европейская часть, а живет там менее 1/5 населения, причем идет из этих районов процесс оттока в европейскую часть. Необходимо создать более привлекательные социально-экономические условия в регионах Дальнего Востока и Забайкалья.

Обобщая сказанное по поводу перспектив и основных направлений в развитии страны на ближайшую перспективу, можно предстоящие задачи обозначить как вариант развития по пути модернизации. Это последовательное реформирование институтов гражданского общества, совершенствование законодательства, создание институтов развития, ответственных за инновации и инвестиции. Путь модернизации – это не просто набор инвестиционных проектов. Их необходимо связать общей логикой, целями, системой мер по реализации. При подготовке и реализации программ следует учитывать интересы различных групп российского общества, находить и устранять противоречия между ними.

Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать перехода к устойчивому и высокому росту экономики страны. Возникнут условия для усиления социальной направленности, развития человеческого капитала, создания механизмов социального партнерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать в России основы социального рыночного государства.

Вопросы для самопроверки

1. Какие показатели характеризуют застойные явления в экономике?

2. Имеются ли положительные качества в командной экономике?

3. Назовите основные этапы в процессе эволюции экономики в СССР.

4. Каково основное содержание концепций «градуализма» и «шоковая терапия»?

5. Охарактеризуйте главные условия перехода от социализма к капитализму.

6. Какую цель ставили перед собой авторы «Программа 500 дней»?

7. Что такое российский приватизационный чек?

8. В чем причина трансформационного спада в экономике?

9. Экономические результаты первого этапа приватизации в России.

10. Принципы участия государства в переходной экономике РФ.

Список литературы

1. Курс экономической теории: учебник / под ред. проф. М.Н. Чепурина и проф. Е.А. Киселевой – 5-е издание. – Киров: АСА, 2006.

2. Курс рыночной экономики: учеб. пособие / под. общ. ред. И.А. Хисамутдинов. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007.- 293с.

3. Носова С.С. Экономическая теория: краткий курс. – М. Владос, 2003.

4. Переход к рынку. Концепция и программа. – М.: «Архангельское», 1990.

5. Примаков Е. 2007 год: прощание с псевдолибералами // Российская газета. – 2008.-№5.- 15 янв.

6. Ясин Е. Российская экономика — истоки и панорама рыночных реформ. — М., 2003.

7. Основы общей экономической теории: учеб. пособие/Б.В.Зайцев и др.; под общей ред. И.А.Хисамутдинова.-Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002.

ТЕСТЫ

1. Застой в экономическом развитии страны означает:

а) отсутствие экономического роста ВВП в динамике;

б) снижение уровня ВВП в динамике;

в) сохранение постоянного темпа роста ВВП;

г) снижение темпов роста ВВП по сравнению с потенциально возможным.

2. Сторонники «шоковой терапии» перехода от командной экономики к рыночной считают, что:

а) неэффективное использование ресурсов является меньшей проблемой для общества, чем возможный спад производства;

б) безработица является большей проблемой, чем инфляция;

в) неэффективное использование ресурсов является большей проблемой, чем спад производства;

г) необходимо длительное время для переходного периода.

3. Переходная экономика — это экономика, в которой:

а) сочетаются элементы рыночной и командной системы;

б) формируется новая система социально-экономических институтов;

в) элементы рыночной системы сочетаются с национальными ценностями;

г) прежняя система экономических институтов разрушается и реформируется.

4. Основным инструментом приватизации в России был:

а) вексель;

б) ваучер;

в) акция;

г) облигация.

В 2020 году экономику ждет «жесткая посадка» / Экономика / Независимая газета

Российский ВВП не будет ускоряться до президентских выборов в США

On-Line версия. Информация обновлена 13:27 24.12.2019


экономика, ввп, нацпроекты, негативные тенденции, кредиты, нефтедобыча

Глава Минэкономразвития трезво смотрит на перспективы экономического оживления в РФ. Фото РИА Новости


Российская экономика в ближайшие месяцы может провалиться, считают независимые экономисты. Ни один из секторов не демонстрирует сегодня ускорения, которое могло бы продолжиться и в новом году. Мало того, при относительно благоприятной внешней конъюнктуре почти все макропоказатели просто застыли. Обещанного ускорения от реализации нацпроектов в первом полугодии 2020 года ждать также не приходится. Некоторые эксперты считают, что шанс на оживление появится у российской экономики лишь после президентских выборов в США.


В ноябре темп роста российского ВВП замедлился до 1,6% в годовом выражении. В целом же по итогам 11 месяцев отечественная экономика увеличилась всего на 1,3%, следовало из данных Минэкономразвития. «Текущая динамика темпов экономического роста укладывается в ожидания Минэкономразвития России по росту ВВП в четвертом квартале и по 2019 году в целом. Вместе с тем с учетом ухудшения ситуации в промышленности и временного характера ускорения роста выпуска в других отраслях (торговля, сельское хозяйство) существует риск дальнейшего ослабления экономической активности в декабре и начале 2020 года до начала восстановления темпов роста кредитной активности и совокупного спроса», – прогнозировали в ведомстве Максима Орешкина.


Анализ широкого круга индикаторов свидетельствует о развитии негативных тенденций в экономике, соглашаются независимые экономисты. «Вероятность провала в ближайшие месяцы достаточно высокая», – считает директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.


В первую очередь на такую возможность указывает продолжающаяся стагнация корпоративного кредитования и набирающее обороты замедление в сегменте розничного кредитования.


Так, в ноябре рост кредитов физлицам составил 1,3% против 0,9% в октябре, следовало из данных Центробанка. В целом за 11 месяцев темп роста розничного кредитования в России замедлился до 17,4% против прироста в 21,4% за аналогичный период 2018 года.


Ужесточение ЦБ условий выдачи потребительских кредитов, в частности, уже привело к обвалу на авторынке, обращает внимание Тремасов. «В ноябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились на 6,4% год к году. По итогам января–ноября зафиксировано снижение продаж на 2,8% год к году. В результате ужесточения условий выдачи у населения стало оставаться меньше денег на руках, что в первую очередь ударило по спросу на товары длительного пользования, подчеркивал он в своем Telegram-канале MMI.


В ВТБ ожидают, что розничное кредитование в России в 2020 году замедлится примерно вдвое с 20% в 2019 году. «Уже сейчас это затухание становится все более очевидным», – говорил зампредправления ВТБ Анатолий Печатников. По мнению банкира, происходит насыщение рынка розничного кредитования и рост этого направления за счет новых клиентов ограничен.


Сегмент потребительских кредитов замедлится наиболее значительно – после темпов роста около 21% в 2019 году мы сможем увидеть рост лишь около 8% в 2020-м, соглашался член правления банка «Открытие» Александр Пахомов. По его словам, замедление произойдет под влиянием двух основных факторов: последовательных мер ЦБ по снижению рисков, связанных с быстрым ростом необеспеченного потребительского кредитования, а также за счет постепенного роста долговой нагрузки на россиян. В то же время сегмент ипотечного кредитования сохранит достаточно высокие темпы роста: около 15% за год по сравнению с 17% в 2019 году, не исключает Пахомов.





Россия обязалась ограничить рост

нефтедобычи в рамках соглашения ОПЕК+.

Фото Depositphotos/PhotoXPress.ru


Другим важным фактором, по мнению Кирилла Тремасова, является замедление корпоративного кредитования. «В ноябре совокупный портфель корпоративных кредитов впервые в этом году – если не учитывать околонулевую динамику в июле – немного сократился (–0,1%)», – говорилось в материалах регулятора. Прир

Сильные и слабые стороны российской экономики — Россия в глобальной политике

Поиск

Все
Около
вопросы
аналитика
События

ру
|
ан

RSCI
Scopus

О журнале

Читателям и экспертам
Фонд исследований внешней политики
Авторы
Совет попечителей
Редакционная коллегия
Совет советников
Редакция
реклама

архив

Предыдущие выпуски
Текущая проблема

Подписка

Через редакцию
Через агентства по подписке

аналитика

Колонка издателя
Колонка редактора
мнения
Интервью
Отчеты
Отзывы
Валдайские записки

События

Предстоящие События
Резюме

проектов

Большая Евразия
Школа для ученых

,

Перспективы развития внешнеэкономических связей между Россией и Ираном


Иран в настоящее время является одной из наиболее перспективных стран для развития внешнеэкономических связей с Российской Федерацией. Долгое время иранская экономика была закрыта для внешнего мира из-за санкций. Теперь то время, когда Иран был закрытой страной, уходит в прошлое. В будущем Иран становится самой мощной и экономически развитой страной Ближнего Востока.И здесь ни в коем случае нельзя упускать момент, чтобы стать основным экономическим партнером Ирана.

В этой статье я хотел бы сформулировать некоторые свои мысли о развитии российско-иранских внешнеэкономических связей. Определяем основные направления.

Первое направление — сельское хозяйство. Иран производит много сельскохозяйственной продукции, которая пользуется спросом в России (грецкие орехи, фисташки и др.). В свою очередь Ирану необходимо российское зерно в больших количествах. Объем поставок может достигать нескольких миллионов тонн в год по зерну и сотням тысяч тонн по иранскому ореху.

Второе направление — промышленность. Иран производит одни из лучших лекарств в мире. Также существует рынок отличной мебели, ковров и т. Д. В свою очередь Иран нуждается в металле и высокотехнологичной продукции. Конечно, мы не игнорируем иранскую нефть. Если санкции против Ирана не будут сняты, нефть можно будет продавать через Россию. Также для Ирана актуально создание современных нефтеперерабатывающих заводов, что могли бы сделать российские компании.

Третье направление — товары «двойного назначения». Здесь в принципе все понятно.Иранская армия большая, но требует радикального перевооружения. Это рынок на сотни миллиардов рублей.

Четвертое направление — туризм. К сожалению, в настоящее время нет туристических агентств, которые могли бы организовать обычные туры в Иран. И это очень плохо, ведь в Иране есть на что посмотреть. Очень немногие туры, которые есть на рынке, очень дороги.

Пятое направление — образование. В Иране хорошо развита система высшего образования. Вы можете отправить на учебу наших студентов, которые уже готовы работать в ближневосточном направлении, учиться в Иране и, наоборот, брать иранских студентов в наши университеты.

На данный момент, к сожалению, сотрудничество ни по одному из этих направлений не развивается. Но есть надежда, что все сдвинется с мертвой точки. Это требует политической воли как от руководства России, так и от руководства Ирана.

.

О проблемах и перспективах развития российского фондового рынка в условиях кризиса мировой финансовой системы

Развитие экономической ситуации в России под влиянием негативных внешнеэкономических факторов показало, что созданная и усовершенствованная за последние годы экономическая модель не смогла обеспечить экономическую безопасность страны в условиях резкого обострения противоречий. в мировой финансовой системе.

По оценкам, нынешний финансово-экономический кризис управляется мировыми финансовыми элитами.Его основная цель — сохранить доминирование нынешней элиты, заложить основы новой модели глобальных финансов перед лицом глобальных трансформаций: предстоящего в ближайшем будущем истощения разведанных запасов углеводородного сырья; глубокое изменение климата, ведущее к трансформации геополитического пространства; значительное изменение миграционных потоков населения планеты; Появление прорывных технологий в отрасли может кардинально изменить направление и темпы человеческого развития.По сути, перед организаторами нынешнего кризиса стоят те же проблемы, которые ранее решались военной силой во время Первой и Второй мировых войн. Другими словами, сегодня третья мировая война, и она ведется посредством экономического давления, шантажа, спекуляции и взяточничества. В результате геоэкономическая картина мира в корне меняет потребности и связанные с ними интересы мировых держав.

В этих условиях возникает вопрос о возможности и целесообразности сохранения национального фискального суверенитета страны, ее экономической безопасности.Анализ показывает, что есть три основных варианта дальнейшего развития.

Во-первых, вы можете принять ситуацию в мировой финансовой системе как данность и попытаться построить стратегию своего собственного развития как маркетинговую стратегию для увеличения доли рынка финансовых услуг. В этом случае мы должны работать в правовом и технологическом пространстве, изначально сформированном без участия России. В этом случае вам нужно будет сосредоточиться на обеспечении конкурентных условий глобального капитала в России.Однако следствием такой позиции будет потеря суверенитета национальных финансовых рынков, продолжающееся доминирование иностранной валюты в финансовых потоках страны и невозможность возрождения национальной валюты. Следствием такой позиции станет продолжение процесса интеграции российской экономики в мир через ее узкую специализацию в рамках таких глобальных организаций, как ВТО, которая также является элементом нынешней глобальной финансово-экономической системы.Результат — российская экономика никогда не сможет изменить свой «товарный» статус, так как в мировом разделении труда «высокотехнологичные» ниши уже заняты другими. Как показали результаты последнего саммита G20 — это путь, перепрофилировавший развитие России.

Второй путь — это участие России в одной из современных региональных валютно-финансовых систем. Такими региональными системами являются сегодня проект «Евро», в перспективе реализация проекта «Золотой юань» в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, проект «Динарский залив» стран Персидского залива, проект единого Южноамериканская валюта и, наконец, североамериканский проект — «Амеро».Во многом этот путь был схожим, хотя в условиях формирования региональных альянсов у России больше шансов выторговать более выгодные условия как поставщик углеводородов.

Третий путь — формирование и развитие в России независимого национального финансового центра. Это верно только для текущего пути среды. Основой в этом случае должны стать развивающиеся в России цены российского экспорта стратегического сырья. Причем ценообразование должно осуществляться только в национальной валюте — рублях.

В условиях, когда рушатся старые стереотипы, многие виды («тихоокеанская гавань», «налоговая гавань» и др.) Финансовых центров теряют свою ценность, так как они во многом являются атрибутом нынешней денежно-кредитной и финансовой системы. В качестве реальных центров притяжения останутся единственные реальные центры производства или транспортных узлов. Он принадлежит к этому классу и является частью Москвы, географическое положение которой позволяет ей действовать в качестве узлового пункта торговли, транспорта, миграции и других маршрутов между Европой и Азией.Кроме того, в среднесрочной перспективе в результате глобального потепления значительно возрастет значимость северных регионов России, активизация процессов освоения Арктики, что станет дополнительным развитием роли Москвы как транспортного узла не только. «Запад-Восток» и «Север-Юг».

Именно проекты развития транспортных коридоров вместе с поставкой российского сырья на экспорт за рубли должны стать основой стратегии развития Москвы как национального финансового центра.

Безусловно, выбор этого направления развития экономики России приведет к обострению жесткой конкуренции на мировой арене. Существенно увеличится вероятность реализации ряда угроз экономической безопасности страны, в частности, будет принят ряд мер, направленных на дестабилизацию рубля. Обострились проблемы взаимоотношений российского бизнеса с зарубежными партнерами. Запустит процесс «брожения» в национальных элитах стран СНГ с целью саботировать продвижение российского бизнеса и блокировать транзит российских товаров и сырья на мировой рынок.

Стремительное развитие и углубляющийся кризис в стране показали высокую важность инструментов фондового рынка в обеспечении стабильности финансовой системы страны в целом. С фондовым рынком, как наиболее динамичным сегментом финансового рынка страны, с которой начался текущий кризис. Во многом выход из кризиса будет связан со стабилизацией на нем ситуации.

Текущая ситуация в отрасли не позволяет руководству России использовать фондовый рынок как эффективный инструмент стабилизации ситуации в экономике страны.В результате российский фондовый рынок в условиях финансово-экономического кризиса не превратился в действенный инструмент в руках государства. Все сводилось к тому, что периодически прекращались торги на биржах, что только добавляло нервозности российским и иностранным инвесторам. Частые остановки торгов во время кризиса привели к оттоку и без того небольшой ликвидности российского рынка на рынки Великобритании и Германии.

Оценивая ситуацию на российском фондовом рынке в период развития кризиса и принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регуляторов, можно предположить, что в ближайшем будущем российский фондовый рынок окажется под влиянием мировые биржевые центры, что резко отрицательно сказывается на суверенитете экономики страны в целом.

Чтобы этого избежать, необходимы срочные действия.

Таким образом, в условиях кризиса необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между российскими биржами. Слияние объединит их клиринговые палаты и депозитарии, что значительно повысит устойчивость и снизит стоимость операций на фондовом рынке. Ассоциация биржевых депозитариев окончательно решит проблему создания Центрального депозитария России, что само по себе значительно улучшит инвестиционный имидж России.

В рамках совместной биржи чрезвычайно важно создание и развитие товарного направления. Прежде всего, создать рынок для российского стратегического сырья.

Российское сырье на мировом рынке должно продаваться за рубли, а цена на него должна формироваться в России. И здесь участие государства должно проявиться в предоставлении государственных гарантий и повышении капитализации расчетной инфраструктуры для создания условий, адекватных текущей нестабильной ситуации на рынке.

В сложных условиях кризиса значительно возрастает роль государства как надзорного и регулирующего органа. Следовательно, участие государства в стабилизации фондового рынка должно найти отражение в усилении функций контроля за государственными фондами, направленных на поддержку рынка. Несомненно то, что более эффективно обеспечить надежный контроль тиража при наличии одной из современных торговых площадок.

Участие общественности в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка должно быть направлено не столько на адресную поддержку участников рынка «живыми» деньгами, сколько на предоставление государственных гарантий и повышение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. ,Выход государства на фондовый рынок не как игрока в лице госбанков, а как гарант стабильности, позволит значительно снизить риски при размещении на фондовом рынке инструментов фондирования пенсионной системы, то есть системы ипотечного кредитования и др.

Также крайне важно создать условия, которые позволили бы небольшому количеству сделок на рынке манипулировать эталонным индексом России — индексом РТС.

Объединение холдинга прописано в стратегии развития финансового рынка до 2020 года, поданной в ФСФР осенью прошлого года.Однако в документе не указаны цели и задачи создания такого холдинга. Более того, в текущих российских условиях, с учетом разных форм собственности на российских биржах и разных взглядов их акционеров на слияние, процесс консолидации «сверху» рискует затянуться, а в нестабильных условиях кризиса процесс консолидации с участием двух ведущих фондовых бирж страны может привести к параличу национального фондового рынка.

В этих условиях слияние должно начинаться с унификации своих технологических платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как единое целое, сохраняя текущую собственность, и только потом имеет смысл говорить о завершении слияния. На наш взгляд, слияние должно начаться «снизу». Оценки показывают, что при наличии согласованной позиции техническая работа по унификации процедур работы бирж может быть завершена в течение четырех-шести месяцев.

Таким образом, можно сделать вывод, что происходящие в мировой финансовой системе процессы продемонстрировали ведущую роль фондового рынка в возникновении и развитии кризиса. Кризис показал большое значение в решении проблем экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового рынка привела к значительным финансовым потерям для государства, снижению инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.

Скорейшее принятие согласованного со всеми заинтересованными сторонами технологического объединения крупнейших российских бирж и создание на их основе мощного прототипа единой национальной биржи будет способствовать укреплению финансовой системы и оживлению ее участников. , что в конечном итоге послужит основой для выхода из текущего финансово-экономического кризиса и формирования будущего в России, как независимого международного финансового центра.

.

Перспективы развития — Информационно-аналитическая система Росконгресс

Новые платформы для сотрудничества между Китаем и Россией: перспективы развития

24 мая 2018

16: 45—18: 00

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

Сотрудничество России и Китая на Дальнем Востоке — долгий путь

Россия и Китай имеют наилучшие возможности для развития сотрудничества на Дальнем Востоке.Китай — огромный рынок, а Дальний Восток — гигантская кладовая природных богатств с комфортабельными приграничными городами, — Алексей Чекунков, генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Цифры показывают, что у нас есть некоторые результаты, и об этом можно судить по транспорту. Объем контейнерных перевозок между нашими странами в прошлом году вырос на 55%, а в этом году — еще на 35%. Мы достигли еще лучших результатов с проектом «Шелковый путь».В прошлом году транзитный грузопоток из Китая через Россию вырос на 80%, в этом году — на 32%, и мы ожидаем, что он будет расти еще быстрее, — Александр Мишарин, первый вице-президент ОАО «РЖД».

Неиспользован потенциал российско-китайского сотрудничества

Регионы, бизнес-альянсы и юридические лица не всегда могут поддерживать высокий уровень политической коммуникации.Потенциал межрегиональной коммуникации — один из самых перспективных. 51 регион России является побратимом провинции Китая. Это огромный потенциал для партнерства, — Дмитрий Мезенцев, председатель комитета Совета Федерации по экономической политике.

Пока наши страны недостаточно использовали потенциал сотрудничества в области сельского хозяйства. Китай склонен к увеличению импорта продуктов питания и планирует в декабре провести ярмарку импорта и экспорта. Но нас существенно сдерживают торговые войны, — Чжэньвэй Хэ, генеральный секретарь по развитию Китая за рубежом.

ВОПРОСЫ

Сложные переговоры по совместным проектам

Крымский мост открыли совсем недавно, а на нашей границе нет ни одного моста! Строительство моста в Благовещенске подходит к завершающей стадии, но на это ушло 20 лет! Есть ли у нас проблемы с технологиями? Нет, нам потребовалось всего 20 лет, чтобы договориться, — Чжэньвэй Хэ, генеральный секретарь по развитию Китая за рубежом.

Планы по увеличению торговли между двумя странами не реализованы

У нас есть договоренность об увеличении взаимного товарооборота до 100 миллиардов долларов к 2015 году и до 200 миллиардов — к 2020 году. Но этого не произошло. Текущий объем торговли составляет 80 миллиардов долларов, с США — 500 миллиардов долларов. Надеемся, что в этом году нам удастся достичь 100 миллиардов долларов.Мы очень дополняем друг друга — Чжоу Лицюнь, генеральный директор, China Chengtong International Investment Ltd.

РЕШЕНИЯ

Подъемный торговый шлагбаум

Мы хотели бы иметь источники импорта, кроме США.Мы импортируем более 95 миллионов тонн сои, треть из которых американская. Из России поступает всего 500 тысяч тонн сои. Мы должны использовать план Китая по расширению импорта для расширения сотрудничества в области сельского хозяйства, — Чжэньвэй Хэ, генеральный секретарь Управления развития Китая за рубежом.

Наши два приоритета — это сельское хозяйство и туризм. Необходимо решить вопросы логистики и транспортировки. Это транспортные коридоры, таможенные правила и т. Д., — Максим Сурнин, председатель наблюдательного совета, Группа компаний «БАЙКАЛСЕА».

Увеличение инвестиций в совместные проекты

Мы создали российско-китайский инвестиционный фонд. Мы инвестировали более чем в 20 проектов и превысили первоначальный капитал в 1,1 миллиарда долларов. Инвестиции помогут нам увеличить товарооборот. Нам нужно больше прозрачности в инвестициях. Мы ожидаем, что российские инвесторы также увеличат прозрачность.Если мы увеличим инвестиции, мы сможем улучшить торговлю, — Ту Гуаншао, заместитель председателя Китайской инвестиционной корпорации.

Нам нужны надежные финансовые инструменты, которые помогут нам преодолеть последствия кризисов. Мы считаем это самым важным, — Сяолинь Ли, исполнительный вице-президент Совета директоров Исследовательского центра планирования Шелкового пути.

Поддержка туризма

Мы отправили более 1.5 миллионов китайских туристов побывали в России в прошлом году и около 10 миллионов — в Тайланде. Потенциал роста огромен! — Ван Пин, председатель Китайской туристической палаты.

В прошлом году мы открыли прямые рейсы из разных городов Китая в Россию. К концу года будет 20 таких рейсов, на которых будет перевезено 300 тысяч пассажиров, а значит, авиасообщение между нашими странами вырастет на четверть, — Ван Пин, председатель Китайской туристической палаты.

Расширение сотрудничества в сфере медиа-контента

Мы подписали соглашения с крупнейшими онлайн-кинотеатрами и работаем над внедрением медиаконтента из Китая в Россию.Это взаимное признание, регулярное использование одних и тех же платформ и товаров. На Китай приходится 50% анимационных игр, что составляет более миллиарда долларов. Это будет одна из ключевых площадок для развития наших отношений, — Дмитрий Медников, заместитель генерального директора Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК).

Материал подготовлен Российским информационным агентством ТАСС

.

,

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *