Паскаль яп: Pascal-ABC 2020 скачать бесплатно на русском языке

История языка Паскаль

Приведем несколько заметок из истории языка программирования Паскаль (Pascal). Прочтя данную статью, вы узнаете, какими этапами проходила история языка Паскаль.

Само названия языка — “Паскаль” — возникло в честь одного из великих французских математиков и физиков Блеза Паскаля (1623-1662). Немного из истории жизни французского мыслителя. Блез Паскаль родился в семье известного математика Этьена Паскаля.

Отличительная черта всех его родных — необыкновенная одаренность. У него было две сестры: у старшей сестры Жильберты были в большей степени развиты математические способности и литературный талант, а у младшей сестры Жаклины — артистический дар. Свое детство Блез Паскаль провел в Париже, школу никогда не посещал.

Единственный учитель, которого Паскаль признавал, был его отец Этьен. В четырехлетнем возрасте Блез уже умел читать и писать, начал интересоваться эвклидовой геометрией, а в 15 лет уже на равных мог обсуждать с известными на тот момент парижскими учеными сложнейшие математические задачи. Из юноши Паскаля вырастал гениальный математик.

Одним из известных изобретений Блеза Паскаля стал арифмометр (паскалево колесо), который производил все арифметические действия. Он представлял собой латунный ящик с интересным механизмом (рис. ниже).

История языка Паскаль

Этот арифмометр прославил Блеза Паскаля во всех западных странах. Толпы народов со старого света направлялись в Люксембургский дворец (Париж), чтобы лицезреть это уникальное приспособление того времени.

История языка Паскаль продолжается, и в 50-е годы XX века появились первые языки программирования высокого уровня: ФОРТРАН, КОБОЛ и АЛГОЛ. ФОРТРАН и КОБОЛ они существуют и по сей день, а вот АЛГОЛ как раз и стал родоначальником История языка Паскальязыка программирования Паскаль.

Первая версия АЛГОЛа появилась в 1958 году, разработчиком которого был создатель ФОРТРАНа Джон Бэкус. Последующими версиями языка АЛГОЛ стали АЛГОЛ-60 и АЛГОЛ-68. Однако  из-за громоздкости языков АЛГОЛ-60 и АЛГОЛ-68 создавались большие трудности.

Поэтому в 1965 году Международная федерация по обработке информации предложила проект нескольким специалистам ЭВМ. Необходимо было создать новый язык программирования — преемник АЛГОЛа-60.

В этом проекте и принял участие будущий создатель языка программирования Паскаль — Николас Вирт,  швейцарский ученый, на тот момент доцент факультета информатики Стэнфордского университета.

Николас Вирт начал разрабатывать проект АЛГОЛ-W. Целью проекта было обучение студентов различным методам: “структурное программирование”, “программирование сверху вниз” и др. В 1970 году произошли два великих события:

  1. появление операционной системы UNIX
  2. появление нового языка программирования.

Николас Вирт назвал новый язык программирования в честь французского математика  XVII века Блеза Паскаля, поскольку Паскаль создал вычислительное устройство (паскалево колесо). Первая версия нового языка программирования вышла на компьютере CDC 6000.

Успех языка Паскаль:

Выдающийся успех языка Паскаль обусловлен рядом причин:

  1. Язык в естественной форме отразил самые важные современные концепции технологии разработки программ.
  2. Именно благодаря своей компактности, целостности и ортогональности понятий, язык программирования Паскаль оказался весьма легок для изучения и освоения.
  3. Несмотря на кажущуюся простоту языка, он оказался пригодным для достаточно широкого спектра приложений, для разработки очень больших и сложных программ, даже операционных систем.
  4. Паскаль весьма технологичен для реализации почти для всех (в том числе нетрадиционных) машинных текстур. Существует интересное сравнение: разработка Паскаль-транслятора почти не превышает по трудоемкости хорошую дипломную работу выпускника вуза.

Итак, Вы увидели, как протекала история языка Паскаль. Заинтересовала статья?! По своей простоте и отсутствию громоздкости, основы языка программирования Паскаль могут постигать как учащиеся высших учебных заведений, так и обычные школьники. Программирование на языке Паскаль — увлекательное занятие. Программируйте и наслаждайтесь!


Похожие записи:

Линейные алгоритмы паскаль примеры

Линейный алгоритм

Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом. Это самая простая конструкция. Программирование линейных алгоритмов освоить очень легко. Для написания простых программ на паскале разберем основные правила записи кода.

Структура программы на языке Паскаль

Прежде чем самостоятельно писать программы, разберем ее структуру на примере. Ниже приведен код программы, кото­рая вычисляет сумму двух чисел и выводит ее на экран.

program primer1;    
var х,у,z:integer; { описание переменных }
begin	{ начало программы }
  х := 3;	{ установка значения х }
  у := 5;	{ установка значения у }
  z := х + у;	{ вычисление суммы }
  write(z);	{вывод результата вычисления на экран }
end.	{ конец программы }

как составить программу паскаль структура программы Паскаль

Заголовок программы

Текст программы начинается со слова program. После него записывается имя программы. Данная строка носит информативный характер и ее можно не писать.

Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.

Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, меток, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний меток, констант и др. могут отсутствовать.

Раздел описания переменных

Раздел программы, обозначенный служебным словом var,  содержит описание переменных с указанием их типов. Они используются для хранения исходных данных, результатов вычисления и промежуточных результатов.

Комментарии в программе можно записывать внутри фигурных скобок. Они игнорируются во время выполнения программы. Эти пояснения вы пишите только для себя.

В нашем примере переменные с именами X и Y используются для хранения исходных данных. Переменная с именем Z используется для хранения результата вычислений.

Имя переменной может записываться большими или маленькими латинскими буквами. Имя может содержать цифры, знак подчеркивания и не должно начинаться с цифры. Прописные и строчные символы считаются одинаковыми. В качестве имени нельзя использовать служебное слово языка Pascal.

Переменные одного типа можно указать в одной строке через запятую. После ставится двоеточие и указывается тип, к которому принадлежат переменные. Тип определяет допустимый диапазон значений.

Принадлежность переменной к типу integer означает, что она может хранить только целые числа. Если требуется хранить действительные (дробные) числа, тогда используется тип real.

Тело программы

Все что находится между служебными словами Begin и end — тело программы. Здесь записываются основные команды.

Оператор присваивания значений переменным имеет следующую структуру: переменная := выражение

Значок : = (двоеточие, равно) читается как «присвоить».
Умножение обозначается символом * (звездочка),  деление — символом / (слеш).

Вывод результата выполняет команда write.

линейные алгоритмы паскаль примеры

Каждая строка содержащая команду на языке Паскаль обязательно заканчивается символом «точка с запятой».

Команды ввода и вывода

Команда Read

В первом примере мы присвоили значения переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во время ее работы. Для этого применяется команда read, которая позволяет ввести текстовые или числовые данные с клавиатуры.

Модифицируем код программы из примера выше.

program primer1;    
var х,у,z:integer; { описание переменных }
begin	{ начало программы }
  read(x,y);	{ ввод значений х и y с клавиатуры }
  z := х + у;	{ вычисление суммы }
  write(z);	{вывод результата вычисления на экран }
end.	{ конец программы }

Теперь ввод значений переменных Х и У будет осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы продолжить выполнение программы.

линейные алгоритмы паскаль

При работающей программе в системе программирования PascalABC появится строка ввода данных. Там и пишутся значения переменных.

Команда Write

В предыдущем примере, при работе программы, не совсем понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам команду  Write.

program primer1;    
var х,у,z:integer; { описание переменных }
begin	{ начало программы }
  writeln('Вычисление суммы двух чисел');  
  write('Введите два целых числа через пробел'); 
  readln(x,y);	{ ввод значений х и y с клавиатуры }
  z := х + у;	{ вычисление суммы }
  write('Сумма = ',z);	{вывод результата вычисления на экран }
end.	{ конец программы }

Теперь посмотрите, как добавленные строки повлияли на работу программы.

линейные алгоритмы паскаль задачи с решением
У нас появились подсказки. Посмотрите на команду write. В качестве ее аргумента был использован текст, заключенный в апострофы. И еще, появилось окончание ln у оператора write. Именно оно заставляет последующий вывод информации делать с новой строки. Это же окончание можно использовать совместно с оператором read.

линейные алгоритмы на паскаль

Также поменялся вывод результата. Здесь тоже появилась подсказка.

Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы

 

Задание 1. Модифицировать программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение трех целых чисел.

Решение:

program zadanie1;    
var х,у,k,z,p:integer; { описание переменных }
begin	{ начало программы }
  writeln('Вычисление суммы и произведения трех чисел');  
  write('Введите три целых числа через пробел'); 
  readln(x,y,k);	{ ввод значений х,y,k с клавиатуры }
  z := x + y + k;	{ вычисление суммы }
  p := x * y * k;       { вычисление произведения }
  write('Сумма = ',z);	{вывод результата сложения на экран }
  write('Произведение = ',p);	{вывод результата произведения на экран }
end.	{ конец программы }

Задание 2. Дана длина ребра куба а. Найти объем куба V=a3  и площадь его поверхности S=6a2.

Решение:

program zadanie2;    
var a,v,s:real; { описание переменных }
begin	{ начало программы }
  writeln('Вычисление объема и площади поверхности куба');  
  write('Введите длину ребра куба'); 
  readln(a);	{ ввод значения a с клавиатуры }
  v := a * a * a;	{ вычисление объема }
  s := 6 * a * a;       { вычисление площади }
  write('Объем куба = ',v);	{вывод результата объем куба }
  write('Площадь поверхности = ',s);	{вывод результата площадь поверхности }
end.	{ конец программы }

Посмотрите еще примеры линейных алгоритмов.

Хотите подробнее узнать о системе PascalABC и начать писать в ней свои первые программы, тогда статья «Знакомство с PascalABC» для вас.

Следующая тема для изучения Условный оператор

Тест «Линейный алгоритм»

Лимит времени: 0

Информация



Проверь свои знания по теме «Линейный алгоритм»


Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.


Тест загружается…


Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.


Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:


Правильных ответов: 0 из 5


Ваше время:


Время вышло


Вы набрали 0 из 0 баллов (0)



Средний результат

 


 

Ваш результат

 


 

Рубрики

  1. Линейный алгоритм
    0%




максимум из 5 баллов
МестоИмяЗаписаноБаллыРезультат
Таблица загружается
Нет данных


Ваш результат был записан в таблицу лидеров



  1. С ответом


  2. С отметкой о просмотре

Архивы ЯП Паскаль — Инфоучка

обучение PascalABC

Составной оператор Особенностью условного оператора или цикла в паскале является то, что по умолчанию в них может выполнятся только одна команда. Но если нам потребуется выполнить несколько команд…

обучение PascalABC

Задание 15.2 в ОГЭ по информатике на составление программы. Как правило, это программы содержащие и циклы и условия. В этой статье постараемся разобраться как решать такие задачи. Условный…

обучение PascalABC

Все предыдущие примеры программ на этом сайте выводили данные непосредственно на экран компьютера. Но данные можно выводить в файлы на внешние носители. Рассмотрим пример программы на PascalABC, которая…

обучение PascalABC

Оператор for to do — цикл со счётчиком В сегодняшней статье разберем самый популярный вид цикла в языках программирования. Это цикл с параметром. У него есть и другие…

обучение PascalABC

При составлении программ часто возникает необходимость сократить запись кода при повторении однообразных команд. А когда количество их повторений заранее неизвестно и определяется некоторым условием, то можно использовать структуру…

обучение PascalABC

В линейных программах все просто. Команды выполняются последовательно друг за другом. Но, если в задаче необходимо предусмотреть решение в нескольких вариантах, то здесь не обойтись без ветвления. Эта…

обучение PascalABC

Операции с числами Над целыми числами В PascalABC можно проводить не только простые арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение). Есть еще две: деление нацело (обозначается div) и…

обучение PascalABC

Среда программирования PascalABC используется в качестве начального обучения программированию школьников на языке программирования Паскаль. Среда содержит мощную справочную систему и встроенный задачник с автопроверяемыми заданиями. Это позволит вам…

обучение PascalABC

Линейный алгоритм Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом. Это самая простая конструкция. Программирование линейных алгоритмов освоить очень легко. Для написания простых программ на…

Словарь языка Pascal

У любого естественного, тем которым мы пользуемся в обиходе, языка есть свой алфавит и словарь, то есть набор допустимых букв и набор допустимых слов. Нечто подобное имеется и в формальных языках, в том числе языках программирования. Только вместо букв здесь говорят о символах.

Язык программирования Pascal использует следующие наборы символов:

  • Английские буквы и буквы национальных алфавитов, в том числе русского. Буквы могут быть как строчными, так и прописными.
  • Арабские цифры — 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9.
  • Знаки операций и знаки, входящие в составное обозначение операций — + - * / : = < >.
  • Ограничители — . , () [] {} : ; ' ".
  • Специальные символы — $ @ # &amp; ^ _ ~ %.

Одним из ключевых понятий в программировании является понятие о переменной. Переменную можно представить, как небольшой участок физической памяти компьютера. В таких ячейках памяти хранятся данные, используемые в программе. Чтобы к ним обращаться, используются имена переменных.

Имена переменных придумывает программист, они не являются частью словаря языка программирования. В программировании обозначения, которые придумывает разработчик, принято называть идентификаторами. Таким образом, имена переменных также являются идентификаторами. Однако к идентификаторам относятся не только имена переменных. Программист задает имена для констант, программ, модулей, функций и процедур. Поэтому их имена также являются идентификаторами. 

Идентификаторы записываются с помощью допустимых в Pascal символов и должны удовлетворять следующим правилам:

  • в состав имени могут входить только английские буквы, цифры и символы подчеркивания,
  • при этом имя может начинаться только с английской буквы или символа подчеркивания, но не с цифры.

Отметим, в Паскале в идентификаторах прописные и строчные буквы не различаются. Таким образом, имена number, Number и NUMBER будут считаться одним и тем же. В большинстве других языков это не так.

Словарный набор почти любого языка программирования делится на три группы: 

  • зарезервированные, или ключевые, слова,
  • предопределенные имена,
  • идентификаторы, определяемые программистом.

Ключевые слова – это слова языка программирования, которые имеют специальное, раз и навсегда закрепленное за ними значение. В программе нельзя использовать идентификаторы, совпадающие по написанию с ключевыми словами. Например, нельзя назвать переменную begin, так как это слово используется в самом Паскале.

Ключевые слова языка программирования Pascal:

andendnilset
arrayfilenotthen
beginforofto
casefunctionortype
constgotopackeduntil
divifprocedurevar
doinprogramwhile
downtolabelrecordwith
elsemodrepeat 

Предопределенные, или стандартные, имена также имеют в языке специальный заранее заданный смысл. Однако, если программист определит переменную с таким же именем, то ошибки не возникнет. Но лучше так не делать, потому что при этом старое, предопределенное, значение слова будет утеряно, как бы затерто. Например, в Паскале предопределенными являются имена Integer, Writeln и ряд других. 

Десятичные числа всегда начинаются с цифры, перед которой может стоять знак числа, + или -.

Действительные, или вещественные, числа записываются в двух форматах. В формате с фиксированной точкой явно указывают положение десятичной точки (например, 4.505, -16.25, +1.0). В формате с плавающей точкой используется десятичный порядок, обозначаемый прописной или строчной буквой E, после которой идет целое число, указывающее значение порядка, например, 8e10, 1.62e-3, 0.8E+3.

В языке Pascal максимально допустимое целое число равняется 2147483647 (оно содержится в предопределенной целой константе MaxLongInt). Чтобы получить это число достаточно выполнить выражение

В Паскале возможен диапазон целых чисел от -2147483648 до 2147483647. Предопределенная в Паскале целая константа MaxInt содержит в себе значение 32767

Распространенные компиляторы с языка Pascal позволяют оперировать действительными числами до 38 порядка, а некоторые – до 67 порядка.

Целое число может задаваться не только в десятичной, но и в шестнадцатеричной системе счисления. Шестнадцатеричному числу предшествует знак $.

Текстовым литералом (строкой) в языке Pascal называют последовательность любых допустимых символов, стоящих между апострофами (например, ‘Hello World!’). Если в качестве символа строки необходимо использовать апостроф, то записывают подряд два апострофа

Строку можно задавать также в виде последовательности, образованной из символов # с последующим цифровым кодом требуемого символа (например, запись #72#73#33 эквивалентна строке ‘HI!’). В строковых данных прописные и строчные буквы различаются.

Пробелы являются разделителями. Между любыми именами, числами, ключевыми словами должен стоять по крайней мере один разделитель, а может их быть и сколько угодно. Но нельзя отделять один символ от другого внутри одного имени, числа, либо ключевого слова.

PASCAL YAPI VE OTOMASYON SİSTEMLERİ

PASCAL YAPI VE OTOMASYON SİSTEMLERİ

Üyelik Tipi Standart

Фирма Adı: PASCAL YAPI VE OTOMASYON SİSTEMLERİ

Фирма Йеткили: ИЛХАН ОЗСОЙ

Firma Tanımı: 2006 yılından beri piyasada evre Güvenlik Çit Sistemleri, Kapı Otomasyonu, Giriş — ıkış Kontrol Sistemleri konularında üretim, pazarullama veıygıygón.Паскаль Япы ве Отомасьонун иш аланлары; Kafesli Teller, Kaynaklı Teller, Panel Çit, Pano Fensler, Jiletli Teller, Dikenli Teller, it Direkleri, antiye itleri, Portatif Çitler, Ferforje Uygulamaları, Spor Sahalapirest, Garaj Kapılarıları, Kapıselayları, Kapılarıları, ı, … Sınırsız müşteri memnuniyetine değil, üstesinden gelebileceğimize söz veriyoruz.Dürüst rekabeti seviyoruz …. Biz bildiğimiz işi yapıyoruz …

Firma Kayıt Süreci: Onaylandı

İletişim Bilgileri
Тел. : 0 352320 07 27 Адрес : Kemeraltı Mah Nazımbey Bulvarı Hasbahçe № 154
Факс : 0 352320 07 27 İl : Кайсери
Gsm : 0532 497 14 08 İlçe : Melikgazi
Eposta : info @ pascalyapi.com Веб-сайтыi : www.pascalyapi.com



Икинджи Эль Иланлары
  • Henüz biz ikinci el ilanı bulunamadı
Duyurular
  • Henüz biz duyuru bulunamadı
Кампаньялар
  • Henüz biz kampanya bulunamadı
Firma Hakkında Yorumlar

,

Free Pascal — Онлайн-документация

Примечание: у вас должны быть включены javascript и таблицы стилей, чтобы
чтобы правильно просматривать html-документацию.

Следующие документы доступны онлайн:

PDF HTML Документ
PDF HTML Руководство пользователя
PDF HTML Руководство программиста
PDF HTML Справочник по языкам
PDF HTML Справочное руководство по модулям библиотеки времени выполнения (RTL)
PDF HTML Справочное руководство модулей свободной библиотеки компонентов (FCL)
PDF HTML Справочное руководство по ресурсам библиотеки свободных компонентов (FCL)
PDF HTML fpdoc Documentation Tool справочное руководство
PDF НЕТ Справочная таблица со всеми параметрами компилятора и переключателями (только PDF)

Вы также можете поискать в документации.

Вы также можете скачать документацию в альтернативных форматах.
См. Страницу загрузки.

Руководства Free pascal 2.2 были переведены на немецкий язык компанией C&L , и их можно приобрести
с веб-сайта C&L. Обновлено!

Документация, предоставленная пользователями

Доступны следующие документы, предоставленные пользователями:

Документ PDF HTML
Таблица классов в формате PDF (Спасибо Tiziano!) PDF

Дополнительная информация

Дополнительную информацию, документацию, предоставленную пользователями, и ссылки можно найти на странице «Дополнительная информация».,

Free Pascal — Özgür Pascal Derleyicisi — Sercanca özümler ..

Programlama hayatıma başladığım dönemlerde hocalarımın desteği ile C dilinden uzaklaşmış ве Паскаль tarafına yürümüştüm. Sizler hocalarınızı her zaman dinlemeyin .. 🙂

Паскаль Дилинде Белли Бир йол katettikten sonra nesne yönetimli görsel yazılımlara kaymaya başlamıştım. Bu dönemde Delphi programlama dilini keşfettim. Sanırım aradığım buydu diyerekten öğrenmeye ve kitapları kemirmeye başladım.

Delphi programlama dili Pascal dilini baz alarak geliştirilmiş bir Dil.Fakat zamanında eksik gördüğüm tek özelliği windows sistemine bağlı olunması olmuştur. Eer hedefiniz Windows ise sanırım en iyi dillerden birisi olsa gerek. Linux tarafı için Kylix adında benzer yazılım mevcut. Yeni versiyonlarında Cross Platform desteğide sunmakta. Şuanda güncel sürümde aşağıdaki sistemleri desteklemektedir.

  • Win32
  • Win64
  • MacOS только 32-разрядная версия
  • Только iOS 32 бит
  • Android
  • iOS 7

Merak etmeyin Delphi iyidir yada kötüdür gibi kesin yargıda bulunmayacağım.Günümüzde gelişen teknoloji sayesinde Yeni programlama dilleri türedi yada var olanlar güçlendi. Эмин олун гучленен диллер içerisinde Delphi’de yerini aldı. Fakat Gözümde ее zaman C ve türevleri en tepedeki yerini korumaktadır.

Genelde işim yazılım değil. Fakat ihtiyaçlarım için genellikle Delphi kullanıyordum. Bazıları ticari uygulamalar olduğu için Delphi lisans konusunda sıkıntı olacağından ötürü arayışa girdim ve aynı yazdığım kodları ufak düzeltmeler sayesinde çalınşrı

Başlangıçta biraz geri durup kullanmasam bile takip ederek gelişimini izledim. Denediğim kadarıyla başarıydı. Ufak tefek uygulamaları yazıp derledim gayette güzel görevlerini yapıyorlardı. Fakat ortaya çıkan dosya boyutu fazla büyük olduğu için gen kullanmama kararımı gözden geçirdim. Sonradan öğrendim ки Cross Platform desteği olduğu için kullanılmayan kütüphaneleride projeye dahil ediyormuş. Exe boyutunun anormal büyüklükte olmasına şaşırmamalı .. Fakat hepsinin çözümü mevcut. İlerleyen konularda sizlere çözüm yollarını açıklayacağım.

Lazarus — Free Pascal

Бесплатная программа pascal derleyicisi yani FPC kodları derleyen, Lazarus ise bir çok işletim sisteminde çalışan FPC için kullanılan arayüz yani IDE yazılımıdır. En büyük güzelliği ise «бир кере yaz her yerde derle» mantığı ile çalışması olmuştur. Kodlarınızda eğer ilgili platforma ait özellikleri kullanmadı iseniz kodunuzu diğer platformlar içinde derleyebilirisiniz. Sanırım zorluk çekilecek tek konu bileşen sıkıntısı olacaktır. Çünkü Delphi bileşenleri Lazarusta çalışmamaktadır.Lazarus hemen hemen bütün işletim sistemlerinde desteklenmekte ve çalışmaktadır. Arayüzü aşağıdaki gibidir:

lazarus

Aynı Delphi gibi dimi 🙂 Tamam Delphi 7 gibi diyelim…

Lazarus için temel bileşenler netten temin edilebilir. Yazının sonunda gerekli linkleri vereceğim. Kullanım olarak eğer Delphi 7 kullandı iseniz kolaylıkla uyum sağlayabilirsiniz.

Aşağıda desteklediği platformlar mevcut.

Mimari OS / Donanım Sürüm 2.4,2 Sürüm 2.4.0 Sürüm 2.2.4 Sürüm 2.0. х Sürüm 1.0. х
i386 DOS (расширитель GO32v2) Evet Evet Evet Evet Evet
FreeBSD (6.x и 7.x) Evet Evet Evet Билинмийор Билинмийор
Linux Evet Evet Evet Evet Evet
Mac OS X Evet Evet Evet Hayır Hayır
OS / 2 Evet Evet Evet Evet Evet
Окна Evet Evet Evet Evet Evet
Окна CE Evet Evet Hayır Hayır Hayır
Haiku Evet Evet Hayır Hayır Hayır
Netware Билинмийор Билинмийор Билинмийор Билинмийор Билинмийор
Solaris Билинмийор Билинмийор Билинмийор Билинмийор Билинмийор
x86-64 FreeBSD Evet Hayır Hayır Hayır Hayır
Linux Evet Evet Evet Билинмийор Hayır
Mac OS X Evet Evet Hayır Hayır Hayır
Окна Evet Evet Hayır Hayır Hayır
Solaris Evet Hayır Hayır Hayır Hayır
ARM iOS Evet Evet Hayır Hayır Hayır
Game Boy Advance (GBA) Evet Evet Hayır Hayır Hayır
Nintendo DS Evet Evet Hayır Hayır Hayır
Linux Evet Evet Evet Билинмийор Hayır
Окна CE Evet Evet Evet Билинмийор Hayır
PowerPC Linux Evet Evet Evet Evet Hayır
Mac OS X Evet Evet Evet Evet Hayır
Mac OS Classic Hayır Hayır Билинмийор Evet Hayır
MorphOS Билинмийор Билинмийор Билинмийор Evet Hayır
PowerPC 64-разрядная Linux Evet Evet Evet Hayır Hayır
Mac OS X Evet Evet Hayır Hayır Hayır
SPARC Solaris Evet только 32 бит Hayır Hayır Hayır Hayır
Linux Evet Evet Evet Билинмийор Hayır

Кайнак: Википедия.org

Zamanla bazı kod örneklerini sizlerle paylaşacağım. Aşağıda Temel bileşenlerin siteleri bulunmaktadır.

Лазарь уйгулама Галериси: http://wiki.freepascal.org/Lazarus_Application_Gallery#3D_Image_Commander

VLC Player Лазарус Эклентиси: http://prog.olsztyn.pl/paslibvlc/

Инди Билешен Сети: http://indyproject.org/Sockets/fpc/index.en.aspx

Lazarus Free Pascal İndirmek için: http://www.lazarus-ide.org/index.php?page=downloads

,

Pascal (programlama dili) — Vikipedi

Pascal
Paradigması komutsal, yapısal
İlk çıkışı 1970
Tasarımcı Niklaus Wirth
Tip sistemi güçlü, statik, güvenli
Önemli uygulamaları CDC 6000, ICT 1900, Pascal-P, PDP-11, PDP-10, IBM System / 370, HP, GNU
Lehçeleri UCSD, Borland, Turbo
Etkilendikleri АЛГОЛ
Etkiledikleri Modula, Modula-2, Oberon, Oberon-2, Component Pascal, Ada, Object Pascal, Java, Seed7, Oxygene

Pascal (Paskal okunur) bilgisayar programlama dili pek çok öğrenciye bilgıe hala yaygın olarak kullanılmaya devam eden en önemli programlama dillerinden biridir.İlk Macintosh işletim sisteminin çoğu ve TeX Pascal ile yazılmıştır.

Bilgisayar bilimcisi Niklaus Wirth Pascal’ı 1970’te yapısal programlamayı derleyiciler için daha kolay işlenir hale getirebilmek amacıyla geliştirmiştir. Adını matematikçi ve düşünür Blaise Pascal’dan alan Pascal, Algol programlama dilinden türemiştir. Wirth, Pascal’dan başka Modula-2 ve Oberon programlama dillerini de geliştirmiştir. Bu diller Pascal’a benzerler ve ayrıca nesneye yönelik programlamayı da desteklerler.

Bir dilin sözdizimine örnek olarak yaygın biçimde bir «Merhaba dünya» programı gösterilir. Aşağıda Pascal ile yazılmış bir «Merhaba dünya» programı görebilirsiniz:

 программа MerhabaDunya (вывод);
использует crt;
начать
  Напишите («Merhaba Dünya!»);
конец.
 

Pascal’da tüm programlar «Программа» anahtar sözcüğü ile başlar, ве ardından «Begin» / «End» anahtar sözcükleri ile sınırlanan bir blok gelir. Паскаль dilinde harflerin büyüklüğü-küçüklüğü önemli değildir. İfadeler noktalı virgül ile ayrılır, ve programlar bir nokta ile bitirilir.Bazı derleyiciler için «Программа» satırı zorunlu değildir.

Orijinal halinde Pascal, tümüyle prosedürel bir dildir ve programlar if, в то время как для ve benzeri yapılardan oluşur.

Паскаль ве C dilleri yaklaşık aynı zamanlarda geliştirilmişlerdir ве aralarında önemli benzerlikler vardır. Ориджинал Паскаль иль C’nin ikisi де yapısal programlama fikrini gerçekleştiren küçük ве prosedürel dillerdir. İkisinde de dinamik bellek ayırma ve işaretçi işleme ( англ. манипуляции указателем) mümkündür.Ancak, bu iki dil dışarıdan bakıldığında farklı görünürler (C programları genelde Pascal programlarından kısadır).

Tartışma yaratan farklılıklardan bir tanesi, Pascal’ın atama için: = ve karşılaştırma için = imlerini kullanmasıdır. Matematikte = imi her iki amaç için de kullanıldığından, programcılar bazen yanlışlıkla Pascal’da: =, C’de ise == kastedildiği halde daha kısa olan = imini kullanırlar. C’nin tasarımcıları atama işleminin karşılaştırma işleminden daha sık kullanıldıını, dolayısıyla kısa olan imin atama işlemi için kullanılması gerektiğini savunurlar.Pascal’ın savunucuları ise, yanlışlıkla atama yapmanın yanlışlıkla karşılaştırma yapmaktan çok daha tehlikeli olduğunu savunurlar. Bu savunma, eğer, C’de olduğu gibi, bir ifadesi içinde atama yapılabiliyorsa, kesinlikle doğrudur.

Bu tartışma, iki dilin tasarım mantıkları arasındaki farka işaret eder. Паскаль, en azından kısmi olarak, bir eğitim dili olarak tasarlanmıştır. Yanlışlıklara yol açabilecek sözdizimi yapılarından kaçınılmış, sözdiziminin anlaşılması kolay olmasına dikkat edilmiştir.C’nin tasarımcıları ise dili programların kısa olması için tasarlamışlardır.

Bu iki dil arasındanki başka bir fark da, Pascal’ın « строго типизированный » olmasıdır. Яни, бир deişken kullanılmadan önce belirli bir tipe sahip olmak üzere tanımlanmalıdır, ве faklı tiplerden iki değişken birbirlerine atanamazlar. Бу sınırlama Pek çok programlama yanlışını önler.

C’nin tersine, Pascal’da iç içe fonksiyon tanımlamak mümkündür.

Orijinal Pascal’da program parçaları ayrı ayrı derlenemezler, ve derleme anında boyutu bilinmeyen diziler kullanmak mümkün değildir.Ancak bu sınırlamalar, Pascal’ın bazı versiyonlarında kaldırılmıştır. pascal biraz zor ama çözüldüğü zaman zevkli bir hale gelir .. Turbo pascal gibi programlar özellikle ‘C’ olup oyunlarda önde gelen programlardır.

İlk Pascal derleyicileri (örneğin kendisi de Pascal ile yazılmış olan UCSD p-System derleyicisi) Pascal programlarını makineden bağımsız p-Code’a çevirmek üzere tasarlanmışlardı. Bu kod, sonradan ее система için ayrı bir program tarafından yorumlanıyordu. Sonuç olarak, yalnızca küçük yorumlayıcı kısım diğer mimarilere taşınmak ( порт edilmek) zorundaydı.

1980’lerde Anders Hejlsberg Nascom-2 için Blue Label Pascal derleyicisini yazdı. Даха сонра Borland’da çalışmaya başlayan Hejlsberg, burada derleyicisini IBM PC için baştan yazıp, adını Turbo Pascal koydu. Borland, Turbo Pascal’ı Hejlsberg’in Blue Label’ı sattığı fiyattan çok daha ucuza, 49 dolara sattı.

Ucuza elde edilebilen Borland derleyicisinin 1980’lerin sonunda IBM PC üzerinde yoğunlaşmaya başlayan Паскаль topluluğunda büyük etkisi oldu. BASIC yerine yapısal бир programlama dili arayan pek çok PC amatörü Turbo Pascal’ı kullanmaya başladı.Yalnızca bir mimaride çalışan Turbo Pascal , programları doğrudan Intel 8088 makine diline çeviriyordu, dolayısıyla yorumlama kullanan yaklaşımdan daha hızlı idi.

Super Pascal , dile nümerik olmayan etiketler ve bir return ifadesi ekledi.

1990’larda değişik mimariler için işletilebilir kod üretebilen derleyiciler kullanılmaya başlandığında Pascal programları pek çok makine diline kolayca derlenebilir hale geldiler.

Borland, Turbo Pascal’a 5.5 версионунда неснее йонелим экледи.

Borland daha sonra daha geniş bir nesneye yönelim desteği istediğine karar verip, Apple’ın önerdiği (hala bir standart olmayan) Object Pascal taslağını kullanarak Delphi’yi geliştirmeye baja. Borland da başta bu dili Delphi’de Object Pascal olarak adlandırdıysa da, sonradan dilin adını da Delphi olarak değiştirdi. Pascal’ın bu ‘lehçesini’ destekleyen başka derleyiciler de vardır.

Herkesin kullanımına açık bazı Pascal derleyicileri aşağıda sıralanmıştır:

  • P4 derleyicisi: Pascal kullanılarak yazılan (UCSD p-System dahil olmak üzere) pek çok Pascal derleyicisinin temeli olan derleyici.
  • FreePascal да Паскаль kullanılarak yazılmıştır (ве Кенди Кендини дерлейебилир). FreePascal, kullanışlı ve güçlü bir derleyici olarak tasarlanmıştır ве eski uygulamaları derlemek için kullanılabileceği gibi, yeni uygulamalar yazmak için de geliştirilştır.
  • Лазарь

1980’lerde ve 1990’ların başındaki kadar olmasa da hala popüler olan Pascal, yine де «ciddi» programlama için uygun olmadığı ве yalnızca eğitim için kullanılabileceği savıyla eleştirilmiştir.C’nin yaratıcılarından olan Brian Kernighan, 1981’de yazdığı makalesi Почему Паскаль не мой любимый язык программирования (Pascal Niçin Benim En Sevdiğim Dil Değildir) ile bu eleştirileri özetlemiştir. Öte yandan, 1980’lerde Apple Lisa ve Macintosh gibi büyük projeler Pascal’a dayanıyorlardı. Aradan geçen zaman içinde, Pascal gelişmeyi sürdürmüş ve bu sayede Kernighan’ın eleştirileri artık modern Pascal versiyonları için geçerli olmaktan çıkmıştır. Yeterli bilgiye sahip olmayan pek çok kimse bugün hala bu eleştirilerin geçerli olduğunu düşünmektedir.Паскаль üzerindeki бу haksız damga, bugün Pascal’ın önündeki ан büyük sorunlardan biridir.

,

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *