Для чайников турбо паскаль: Turbo Pascal 7.0. Самоучитель для школьников, студентов и начинающих — Онлайн учебник по программированию

Содержание

Turbo Pascal 7.0. Самоучитель для школьников, студентов и начинающих — Онлайн учебник по программированию

Год: 1999
Автор: С.Н.Лукин
Жанр: Самоучитель
Издательство: Диалог – МИФИ
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 211
Язык: Русский \ RUS

Кому нужна эта книга?
Это самоучитель. То есть написана книга с расчетом на то, что, изучив ее без посторонней помощи, вы сможете без посторонней помощи писать программы на Паскале и выполнять их на компьютере тоже без посто-ронней помощи. Материал книги я в течение трех лет проверял на учениках-энтузиастах 6-11 классов 345 мос-ковской школы. Проверка, как мне кажется, закончилась нормально – вопросов в процессе изучения ребята зада-вали немного, а программировать научились. Ответы же на их вопросы я включил в книгу.
Если вы хотите научиться программировать, но никогда в жизни не написали ни одной программы и плохо представляете, как компьютер устроен, читайте эту книгу с начала до конца – вы и программировать научитесь, и об устройстве компьютера узнаете все необходимые сведения.
Если вы школьник или студент, первый год изучающий программирование, и вам предстоит сдавать экзамен по программированию, то изучив книгу и выполнив задания, вы вполне можете рассчитывать на отличную оценку. Исключение – студенты, преподаватели которых уже на первом году обучения предпочитают что-нибудь глубокое или специфичное (например, работу с адресами или оптимальные сортировки). Этого в моей книге нет. Здесь только основы. (Но без них и глубину со спецификой не поймешь.)
Если вы опытный программист, но хотите изучить еще и Паскаль, вам эта книга не нужна – изложение рассчитано на начинающих.
Если у вас под рукой нет компьютера, не очень огорчайтесь. Книга снабжена достаточным количеством заданий и решений к ним. Сверяя свои программы с приведенными в ответе, вы всегда сможете сказать, на пра-вильном ли вы пути.
Если вы хотите узнать Паскаль в полном объеме, то имейте в виду, что данная книга для этого не пред-назначена. Во-первых, потому, что Паскаль настолько велик, что в полном объеме во всем мире мало кому ну-жен. Во-вторых, потому, что для полного его изложения понадобились бы тысячи страниц текста. Цель данной книги не в полноте охвата, а в том, чтобы вы научились программировать и использовать основные средства Паскаля.
Книга учит не только писать программы на листе бумаги, но и выполнять программы на компьютере. Все, что вам нужно знать заранее, это как включать компьютер и как запускать Паскаль. Все остальное в книге объяснено.

Компилятор Турбо Паскаль


Раздел: Как стать программистом /
Средства разработки





Компилятор Турбо Паскаль в своё время совершил прорыв в мире средств разработки программного обеспечения. В чём же заключался этот прорыв? Ведь внешне эта среда разработки выглядит весьма примитивно (см. рис. 1).

Рис. 1. Турбо Паскаль 7.0


Но, во-первых, давайте не будем забывать, что для тех лет эта среда выглядела очень даже ничего (первая версия Турбо Паскаль вышла в 1983 году, и выглядела ещё менее привлекательно, чем на рисунке выше — см. рисунок 2).

Рис. 2. Турбо Паскаль 1.0


Во-вторых, для 1983 года это была среда разработки нового типа. Ранее обычно использовался компилятор, вызываемый из командной строки, и какой-то текстовый редактор для написания исходных кодов.


Прорыв же был в том, что Турбо Паскаль объединил в одной среде разработки и компилятор,
и редактор исходного кода, и ещё кое-какие полезные инструменты. Это было намного удобнее,
чем сначала писать исходный код в отдельном текстовом редакторе, а потом вызывать
компилятор из командной строки и передавать туда файл с исходным кодом — слишком много приходилось печатать и тратить время впустую.


Правда, в самой первой версии это было не очень красиво и не очень удобно. И совсем не интуитивно понятно. Но не забывайте — это же был 1983 год!


Кстати, первая версия Турбо Паскаль стоила около 50 доллларов, и по тем временам цена
была очень небольшой для полноценной среды разработки.


Что касается непосредственно компилятора Турбо Паскаль, то и он был очень хорош для тех времён — работал довольно быстро и создавал хорошо оптимизированные исполняемые файлы (программы), которые тоже работали довольно быстро.


Потом стали появляться более свежие версии. И это уже было вполне приемлемо даже по
сегодняшним меркам. Во всяком случае, Турбо Паскаль 7.0 интуитивно понятен тем, кому
довелось работать в ДОС.


Ну а для тех времён среда разработки Турбо Паскаль была очень крутой — простой, понятной,
с удобным меню. О “крутости” этой среды разработки говорит хотя бы то, что даже такой
гигант, как Микрософт, прекратил создание своего компилятора Паскаля (да-да — они это
делали), потому что он просто не выдержал конкуренции с Турбо Паскаль,
и Билл Гейтс вовремя это понял и принял.


Не знаю, доводилось ли вам программировать в этой среде разработки. Скорее всего, нет.


И я вам даже не советую пробовать (хотя обычно советую))). Потому что современные средства разработки шагнули далеко вперёд. Сейчас всё по-другому — проще и сложнее одновременно. Так что если и стоит попробовать написать какую-нибудь программку в Турбо Паскаль, то только из любопытства. Каких-то особых практических навыков, которые бы пригодились вам в современном программировании, вам это уже не даст.


Однако я всё-же решил написать эту небольшую обзорную статью. Потому что “пенсионеров” надо уважать — за их былые заслуги и неоценимый вклад в свою профессию. И Турбо Паскаль был именно таким — его вклад в развитие средств разработки трудно переоценить…

ПРИМЕЧАНИЕ

Если вы всё-таки скачали где-нибудь Турбо Паскаль и решили его испробовать, то скажу, что в версии 7.0 программа находится в папке BIN и называется TURBO.EXE. Запускайте эту программу и откроется окно, похожее на то, что показано на рис. 1. Это и есть редактор исходного кода.

Можете написать там какую-нибудь программку и запустить. Запуск выполняется комбинацией клавиш CTRL + F9 или через меню.

Чтобы попасть в меню, нажмите клавишу ALT, а затем, не отпуская её, клавишу с буквой, которая подсвечена красным в названии меню. Например, чтобы раскрыть меню FILE, надо нажать комбинацию клавиш ALT + F.

Перемещаться по меню можно клавишами со стрелками. Чтобы выполнить выбранную команду меню, нажмите ENTER.

Вот так и работали раньше программисты)))

Кстати, мышь, скорее всего, работать не будет. Так что учитесь пользоваться клавиатурой.





Директивы компилятора


Как это ни странно, но даже многие опытные программисты не используют директивы компилятора, считая их чем-то ненужным и бесполезным.
А между тем, директивы компилятора — это очень классная штука. Если их умело применять в своих программах, то можно существенно сократить время на разработку и уменьшить количество рутинных операций.
Подробнее…

Графика, графика, графика! Часть 1. Введение.

Важна ли графика для начинающих программистов? Или следует в первую очередь изучать конструкции языка, алгоритмы, методику написания программ? А графика — баловство?

Несомненно, все зависит от аудитории. Если программированию обучается школьник, то графика очень важна — мышление конкретное, и хочется сразу видеть результаты своего труда. Абстрактное мышление быстро утомляет. Если программировать учится студент — здесь другая картина. Графика нужна по большей мере как вспомогательное средство для визуализации результатов, динамики выполнения алгоритмов. Но что однозначно — графика нужна.

Меня вот часто спрашивают студенты — как сделать что-нибудь графическое на C++? Много лет уже спрашивают. Уже устал отвечать — не знаю… 

Конечно, не каждый язык должен иметь стандартную поддержку графики. Даже универсальный. Но вот от языка для обучения (а язык Паскаль используется в основном для обучения) поддержку графики — ждут.

В старом добром Бейсике — чем он подкупал — на Корветах там всяких, Атари и Синклерах — загрузил среду, написал

Circle(100,100,50)

и получил на экране кружочек — прямо поверх кода. Это потом с появленим MS DOS, где основным режимом стал текстовый, все усложнилось.

На старом добром Turbo Pascal был такой замечательный модуль Graph — подключил его, написал пару строчек непонятных заклинаний — и рисуй себе все что угодно аж 256 цветами! Вот эти заклинания:

uses Graph;
 
var GraphDriver,GraphMode: integer;
 
begin
  InitGraph(GraphDriver,GraphMode,'d:\turbo\bgi');
  <здесь рисуем>
end.

Еще в конце там CloseGraph надо было вызвать. И знатоки с умным видом рассказывали новичкам, что у тебя там неправильно установлен путь к графическому драйверу или драйвер у тебя не тот.

Вообщем, прошли те времена — появилась Windows, а в ней основной режим — графический.

Прошли ли? Меня до сих пор спрашивают, почему в PascalABC нет модуля Graph? Отвечаю, что не мог больше терпеть. Но нет-нет да мелькнет в Интернете на форуме пост какого-нибудь новичка — представляете, настолько плохой PascalABC, что даже графики в нем нет или она там какая-то своя! Не та, что описана в груде книжек по Турбо-Паскалю, а другая!

Вот об этой другой графике мы и поговорим.

Те, кто программировал графические приложения под Windows, знают, что рисовать лучше всего в обработчике события WM_PAINT или OnPaint (последнее — если используется какой-нибудь объектный каркас для Windows-приложения). В этом обработчике нельзя рисовать долго, поскольку программа на время его работы блокируется. А если рисовать в других обработчиках, то нарисованное стирается при следующей перерисовке окна. Короче — куча проблем!

Идея была простой: создать графическую библиотеку, подключающуюся крайне просто, где эти проблемы были бы решены. Еще лучше, если графическое приложение будет похоже на обычную программу: чтобы сразу после begin можно было писать графические команды.

Решение было найдено — вот эта простейшая программа:

uses GraphABC;
begin
  Rectangle(10,10,100,100);
end. 

При запуске такой программы возникает специальное графическое окно, и все рисование происходит именно на нем. Изображение на нем не пропадет при перерисовке, и можно рисовать сколь угодно долго — программа не окажется заблокированной на время рисования. Это значит, в частности, что можно легко делать простую анимацию.

Вот несколько очень простых графических программок — совершенно бесполезны — чистое баловство!

Программа 1. Показывает использование процедуры SetPixel и функции RGB.

uses GraphABC;
 
begin
  for var x:=0 to Window.Width-1 do
  for var y:=0 to Window.Height-1 do
    SetPixel(x,y,RGB(2*x-y,x-3*y,x+y));
end.

Программа 2. Рисование звездочки. Показывает использование процедур MoveTo и LineTo, а также полярных координат.

uses GraphABC;
 
const
  n = 17; // количество точек
  n1 = 7; // через сколько точек соединять
 
begin
  var a := -Pi/2;
  var Center := Window.Center;
  var Radius := Window. Height/2.2;
  MoveTo(Round(Center.X+Radius*cos(a)),Round(Center.Y+Radius*sin(a)));
  for var i:=1 to n do
  begin
    a += n1*2*Pi/n;
    LineTo(Round(Center.X+Radius*cos(a)),Round(Center.Y+Radius*sin(a)));
  end;
end.

Пример 3. Цифровые часы. Показывает использование процедуры TextOut, а также функций TextWidth, TextHeight.

uses GraphABC,System;
 
begin
  Font.Size := 80;
  var x0 := (Window.Width - TextWidth('00:00:00')) div 2;
  var y0 := (Window.Height - TextHeight('00:00:00')) div 2;
  while True do
  begin
    var t := DateTime.Now;
    var s := string.Format('{0:d2}:{1:d2}:{2:d2}',t.Hour,t.Minute,t.Second);
    TextOut(x0,y0,s);
    Sleep(1000);
  end;
end.

Ну вот, для введения и достаточно.

А симпатичные примеры на графику строк эдак на 10-15 — пожалуйста — пишите в комментариях!

Список Уроков: уроки программирования паскаль для начинающих

На нашем сайте вы найдете учебник посвященный языку программирования pascal. Множество уникальных уроков из нашего самоучителя позволят вам в кратчайшие сроки изучить структуры таких компиляторов
как Паскаль abc , FreePascal , а также TurboPascal в онлайн формате.

Типы Переменных в Паскале – Var Real Integer Pascal – Отличие String от boolean и char

Условия if then else в Паскаль – Pascal Разветвление

Функции в паскале – Pascal Процедуры, Функции и Рекурсии – Основы программирования для чайников

Математические операции в паскале – Pascal Математические функции для работы с числами

Способы записи алгоритмов – Построение блок-схем с примерами

Как написать Комментарий в Паскале – Комментарии в Pascal это

Блок схема в паскаль – Создание блок схем по паскалю в программах

Тип string (строковый) в паскале – Процедуры и функции для работы со строками

Константы в Паскале это – Обычные, Именуемые, Типизированные

Типы данных в паскале – Pascal Сложные и Элементарные типы данных

Тип char (символьный) в паскале

Логический (boolean) тип данных в Паскаль

Оператор Case в Паскаль – Особенности и примеры Case в Pascal

Одномерные массивы в Паскале – Pascal Array для чайников

Двумерные массивы в Паскале (многомерные) – Как вывести двумерный массив паскаль

Циклы в паскале | For, While, Repeat | Вложенные циклы Pascal

Работа с файлами паскаль – Ввод-вывод данных Pascal

Как изменить цвет текста и фона в паскале – Голубой, Розовый, Серый, Прозрачный

Перевод в двоичную систему Паскаль

Поиск Максимального Элемента и Минимального Элемента в Массиве Паскаль

Задача: Сортировка массива в паскале – Найти факториал числа

Паскаль Обмен значениями двух переменных

Сумма целых чисел от 1 до N Паскаль

Случайные числа Паскаль в диапазоне – Пример генератора чисел

Оформление текста на экране в Паскаль – Работа с текстом в Pascal

Паскаль вывод на экран – Pascal Ввод и вывод

Паскаль Найти наибольшее число

 

Курсы паскаль обучение pascal turbo изучение программирования delphi компьютерные в москве основы для начинающих язык турбо


Курсы Паскаль

Обучение Паскалю нацелено на освоение принципов программирования на структурных языках и получение навыков создания программ с алгоритмами различной сложности. Программа курсов Pascal включает изучение структуры программы, алгоритмизации, принципов работы с простыми и сложными типами данных, конструкций языка Turbo Pascal, процедур и функций, работы с файлами, использования графики в DOS, а также методов отладки и тестирования создаваемых программ.
В результате прохождения курса Вы овладеете навыками разработки сложных программ на языке Турбо Паскаль под операционную систему DOS.


Курсы Delphi

Программа курса Delphi нацелена на освоение самой среды Delphi и изучение языка Object Pascal. Благодаря программам-примерам и практическим задачам достигается легкость в процессе обучения и достижение результативности. В программу обучения входит освоение навыков по обработке данных всех возможных форматов (включая сложные структуры и файлы), созданию диалогов, разработке классов, графических компонентов, работе с базами данных, технологиями COM, OLE и ActiveX.
В результате прохождения курса Вы сможете создавать сложные приложения для Windows и овладеете языком Object Pascal на профессиональном уровне.


Подготовка студентов к сдаче зачетов и экзаменов

Обучение Turbo Pascal включает все темы, которым обучают студентов первых и вторых курсов в высших учебных заведениях. Прохождение курсов Паскаля и Delphi поможет в подготовке к успешной сдаче зачетов и экзаменов.


Помощь в решении задач

Оказываю помощь в решении задач на Turbo Pascal и Delphi на заказ. Спектр решаемых задач очень широкий, цена варьируется в зависимости от сложности программы. По желанию клиента к решенной задаче прилагается блок-схема программы, а также отчет о проведенном тестировании.


Проведение разовых консультаций

Помимо обучения Pascal я провожу консультации по Паскалю и Delphi, на которых могу помочь с решением конкретной проблемы или обучить нужным Вам возможностям языка.

как учили детей программированию в 90-х и что с этим было не так / Хабр

Немного о том, что из себя представляла школьная «информатика» в 90-х, и почему все программисты тогда были исключительно самоучки.

На чем учили программировать детей

В начале 90-х московские школы начали выборочно оснащать классами ЭВМ. В помещениях сразу ставили решетки на окна и тяжелую обитую железом дверь. Откуда-то появлялся учитель информатики (выглядел как самый важный товарищ после директора), основной задачей которого было следить, чтобы никто ничего не трогал. Вообще ничего. Даже входную дверь.

В классах чаще всего можно было встретить системы БК-0010 (в его разновидностях) и БК-0011М.

Фото взято отсюда

Детям рассказывали про общее устройство, а также с десяток команд «Бейсика», чтобы могли нарисовать на экране линии и кружки. Для младших и средних классов, наверное, этого было достаточно.

С сохранением своих творений (программ) тогда были отдельные проблемы. Чаще всего компьютеры с помощью контроллеров моноканала объединяли в сеть с топологией «общая шина» и скоростью передачи 57600 бод. Дисковод, как правило, был один, и с ним частенько не ладилось. То работает, то не работает, то сеть подвисла, то дискетка не читается.

Я тогда таскал с собой вот это творение емкостью 360 кБ.

Шансы на то, что в очередной раз я вытащу с нее свою программку, были процентов 50-70.

Однако главной проблемой всех этих историй с компьютерами «БК» были бесконечные зависания.

Это могло произойти в любой момент, будь то набор кода или выполнение программы. Зависшая система означала, что 45 минут времени ты прожил зря, т.к. приходилось делать все сначала, но оставшегося времени урока для этого было уже не достаточно.

Ближе к 1993 году в отдельных школах и лицеях появлялись нормальные классы с 286-ми машинами, а местами стояли даже «трешки». По части языков программирования было два варианта: там, где заканчивался «Бейсик», начинался «Турбо Паскаль».

Программирование на «Турбо Паскале» на примере «танчиков»

На «Паскале» детей учили строить циклы, отрисовывать всякие функции, работать с массивами. В физмат-лицее, где я одно время «обитал», на информатику отводили одну пару в неделю. И два года там была вот эта вот скукотища. Разумеется, хотелось сделать что-то посерьезнее, чем вывод на экран значений массива или некой синусоиды.

Танчики

Battle City была одной из самых популярных игр на приставках клонах NES (Dendy и др.).

В 1996-м популярность 8-биток прошла, они давно пылились в шкафах, и мне показалось прикольным в качестве чего-то масштабного сделать именно клон «Танчиков» для ПК. Далее как раз о том, как тогда надо было извернуться, чтобы запилить на «Паскале» что-то с графикой, мышкой и звуком.

Рисовать можно только палочки и кружочки

Начнем с графики.

В базовом варианте «Паскаль» позволял рисовать некоторые фигуры, закрашивать и определять цвета точек. Самые продвинутые процедуры в модуле Graph, приближающие нас к спрайтам, это GetImage и PutImage. С их помощью можно было захватывать в предварительно зарезервированную область памяти участок экрана и потом использовать этот кусок как растровое изображение. Другими словами, если вы хотите многократно использовать на экране какие-то элементы или изображения, вы их сначала отрисовываете, копируете в память, стираете экран, отрисовываете следующее и так до тех пор, пока не создадите в памяти нужную библиотеку. Поскольку все происходит быстро, пользователь этих фокусов не замечает.

Первый модуль, где в ход пошли спрайты – редактор карт.

В нем было размеченное игровое поле. Клик мышкой вызывал меню, где можно было выбрать один из четырех вариантов препятствий. Кстати о мышке…

Мышь – это уже конец 90-х

Мыши, разумеется, были у всех, но до середины 90-х пользовались ими лишь в Windows 3.11, графических пакетах и еще небольшом числе игр. В Wolf и Doom рубились только с клавиатуры. Да и в DOS-среде мышь была не особо нужна. Поэтому в Borland модуль работы с мышью даже не включали в стандартную поставку. Его надо было искать по знакомым, которые разводили руками и в ответ восклицали «а нафига он тебе?».

Однако найти модуль для опроса мышки – это лишь половина дела. Чтобы мышью клацать по экранным кнопкам, их надо было нарисовать. Причем в двух вариантах (нажатую и не нажатую). У не нажатой кнопки верх светлый, а под ней тень. У нажатой наоборот. И отрисовать затем на экране трижды (не нажатая, нажатая, потом опять не нажатая). Плюс не забыть поставить задержки на отображение, ну и спрятать курсор.

Например, обработка главного меню в коде выглядела вот так:

Звук – только пищалка PC Speaker

Отдельная история со звуком. В начале девяностых клоны Sound Blaster только готовились к своему победному шествию, и большинство приложений работали лишь со встроенным динамиком. Максимум его возможностей – это одновременное воспроизведение только одного тона. И именно это позволял сделать Turbo Pascal. Через процедуру sound можно было «попищать» разными частотами, чего достаточно для звуков выстрелов и взрывов, но для музыкальной заставки, как тогда было модно, это все не подходило. В итоге нашлось весьма хитрое решение: в собственном архиве софта обнаружился «экзешничек», скачанный когда-то с какой-то BBS-ки. Он умел творить чудеса – воспроизводить несжатые wav-ы через PC Speaker, причем делал это из командной строки и не имел собственно интерфейса. Все, что нужно было – это вызвать его через паскалевскую процедуру exec и проследить, чтобы эта конструкция не рухнула.

В итоге забойный музон на заставке появился, но с ним вышла забавная штука. В 1996 году у меня была система на Pentium 75, раскочегаренным до 90. На нем все работало прекрасно. В вузе же, где нам на второй семестр поставили Pascal, в учебном классе стояли видавшие виды «трешки». По договоренности с преподавателем я потащил на второе занятие эти танчики, чтобы получить зачет и больше туда не ходить. И вот, после запуска из спикера повалил громкий рев вперемешку с булькающими гортанными звуками. В общем, 33-мегагерцовой «трешке» DX оказалось не под силу нормально крутить тот самый «экзешничек». Но в остальном все было нормально. Конечно, не считая заторможенного опроса клавиатуры, который портил весь геймплей вне зависимости от производительности ПК.

Но основная проблема не в «Паскале»

В моем понимании «Танчики» — это максимум, что можно было выжать из Turbo Pascal без ассемблерных вставок. Из явных недостатков конечного продукта – медленный опрос клавиатуры и медленная отрисовка графики. Усугубляло ситуацию крайне малое число сторонних библиотек и модулей. Их можно было сосчитать по пальцам одной руки.

Но больше всего меня расстраивал подход в школьном образовании. Детям никто тогда не рассказывал о преимуществах и возможностях других языков. На уроках практически сразу начинали говорить про begin, println и if, что запирало учеников внутри бейсико-паскалевской парадигмы. Оба эти языка можно считать исключительно учебными. Их «боевое» применение — редкое явление.

Зачем учить старшеклассников фейковым языкам – для меня загадка. Пусть они более наглядные. Пусть разновидности «Бейсика» кое-где используются. Но, в любом случае, если человек задумает связать свое будущее с программированием, ему придется учить с нуля другие языки. Так почему бы детям не ставить те же учебные задачи, но только уже на нормальной платформе (языке), в рамках которой они могли бы развиваться дальше самостоятельно?

Кстати о задачах. В школе и институте они всегда были абстрактные: посчитать то-то, построить функцию, нарисовать что-то. Я учился в трех разных школах, плюс у нас был «Паскаль» на первом курсе института, и ни разу преподаватели не ставили сколь-нибудь реальной прикладной задачи. Например сделать записную книжку или еще что-то полезное. Все было надуманное. А когда человек месяцами решает пустые задачи, которые потом идут в корзину… В общем, из института люди уже выходят выгоревшими.

Кстати, на третьем курсе того же вуза нам в программу поставили «плюсы». Вроде и дело благое, но народ был уставший, наевшийся фейков и «учебных» задач. Энтузиазма, как в первый раз, ни у кого не наблюдалось.

P.S. Погуглил на тему того, какие языки сейчас преподают в школах на уроках информатики. Все как и 25 лет назад: Basic, Pascal. Единичными вкраплениями идет Python.

Установка и настройка Turbo Pascal 7

Предупреждение: последующий текст предназначен для абсолютных новичков и не связан напрямую с программированием для мобильных устройств.

 

Не буду скрывать, что любимой средой разработки для меня является Lazarus IDE, а в качестве языка программирования там используется Free Pascal. Он значительно продвинулся по сравнению со старым добрым Турбо Паскаль 7. Однако, недавно, с удивлением узнал, что до сих пор в наших школах для обучения детей используется Pascal 7, которому уже очень много лет. Именно с Pascal 7 я, в своё время, и начинал обучение программированию. Покопавшись в закромах, нашёл дистрибутив Turbo Pascal 7. В этом посте я хотел бы разместить ссылку на него. Думаю, что тем самым смогу помочь некоторым школьникам и студентам в поисках.

Итак, приступим к установке.

  1. Скачайте и запустить файл setup.exe.
  2. В появившемся окне нажмите кнопку Next.
  3. В следующем окне измените расположение будущей установки, Например на такую строку: C:\tpascal
  4. Нажмите кнопку Next. Все, инсталляция turbo pascal 7 завершена. Перейдём к настройке среды.

Переходим в каталог, куда вы установили pascal 7, у меня это c:\tpascal\bin и запускаем файл TPX. EXE.

Нажимаем клавишу F10 и переходим в меню Options->Directories…

и прописываем в настройке Unit directories путь к каталогу UNITS: c:\tpascal\units

Жмём OK.

Теперь можно приступать к написанию первой программы и дальнейшему изучению Pascal 7.

UPD: для запуска Turbo Pascal 7 на 64-битных версиях Windows можно использовать DOSBox. Качаем и устанавливаем отсюда. После установки и запуска монтируем папку с досовскими программами как диск C и загружаем раскладку для русского языка. Для удобства я кроме TP7 устанавливаю Norton Commander.

Для переключения языков используются комбинации:
Alt + левый Shift — английский,
Alt + правый Shift — русский

mount c c:\Utils\dos\
c:
keyb ru441 866
c:\tpascal\bin\tpx.exe

Turbo Pascal — реализация языка программирования Pascal — Прогопедия

Turbo Pascal — это IDE со своим собственным компилятором, созданная Borland Corporation (название Borland Pascal используется для обозначения более высокопроизводительного продукта).

Turbo Pascal был впервые выпущен в 1983 году, и для того времени это была выдающаяся вещь — это была IDE, которая объединила редактор, однопроходный компилятор и компоновщик, который создавал исполняемые файлы .com (исполняемые файлы .exe с версии 4). «Турбо» подчеркивает скорость как компиляции, так и выполнения результирующей программы.

Turbo Pascal широко использовался в образовании.

Примеры:

Факториал:

Пример для версий

Бесплатный Паскаль 2.0.4,

Бесплатный Паскаль 2.2.0,

Turbo Pascal 4.0,

Turbo Pascal 5.0,

Turbo Pascal 5.5,

Турбо Паскаль 6.0,

Турбо Паскаль 7.0,

gpc 20070904

В этом примере используется определение рекурсивного факториала.

Обратите внимание, что этот пример работает во всех заданных реализациях Паскаля, но дает несколько разные результаты. В gpc все работает отлично. Turbo Pascal и Free Pascal имеют арифметическое переполнение для факториала чисел больше 12, но Free Pascal сообщает об ошибке:

13! = Ошибка выполнения 215 при $ 004013C7
$ 004013C7
$ 00401449
$ 004063E0

, а Turbo Pascal не обнаруживает ошибку и просто печатает неверные значения:

13! = 1932053504
14! = 1278945280
15! = 2004310016
16! = 2004189184

Этот пример не работает в Turbo Pascal 3.0 и ранее из-за отсутствия в этих версиях типа данных longint .

В GNU Pascal эта программа работает без проблем.

  программный факториал;

функция fact (n: целое число): longint;
начинать
    если (n = 0), то
        факт: = 1
    еще
        факт: = n * факт (n - 1);
конец;

вар
    n: целое число;

начинать
    для n: = от 0 до 16 сделать
        Writeln (п, '! =', факт (п));
конец. 
  

Факториал:

Пример для версий

Бесплатный Паскаль 2.0,4,

Бесплатный Паскаль 2.2.0,

Turbo Pascal 1.0,

Турбо Паскаль 2.0,

Turbo Pascal 3.0,

Turbo Pascal 4.0,

Turbo Pascal 5.0,

Turbo Pascal 5.5,

Турбо Паскаль 6.0,

Турбо Паскаль 7.0,

gpc 20070904

Этот пример точно такой же, как основной рекурсивный пример для реализаций Паскаля, за исключением того, что он использует тип данных real для хранения значений факториала.Команда Writeln (f: -1: 0) выводит число с плавающей запятой f с 0 цифрами после десятичной точки и выравнивает его по левому краю.

  программный факториал;

функция fact (n: целое число): вещественное;
начинать
    если (n = 0), то
        факт: = 1
    еще
        факт: = n * факт (n - 1);
конец;

вар
    n: целое число;

начинать
    для n: = от 0 до 16 сделать
        Writeln (n, '! =', fact (n): - 1: 0);
конец.
  

Числа Фибоначчи:

Пример для версий

Бесплатный Паскаль 2.0,4,

Бесплатный Паскаль 2.2.0,

Turbo Pascal 1.0,

Турбо Паскаль 2.0,

Turbo Pascal 3.0,

Turbo Pascal 4.0,

Turbo Pascal 5.0,

Turbo Pascal 5.5,

Турбо Паскаль 6.0,

Турбо Паскаль 7.0,

gpc 20070904

В этом примере используется рекурсивное определение чисел Фибоначчи.

  программа Фибоначчи;

функция fib (n: целое число): целое число;
начинать
    если (n <= 2), то
        fib: = 1
    еще
        фиб: = фиб (п-1) + фиб (п-2);
конец;

вар
    я: целое число;

начинать
    для i: = от 1 до 16 сделать
        напишите (fib (i), ',');
    Writeln ('...');
конец.
  

Привет, мир !:

Пример для версий

Бесплатный Паскаль 2.0,4,

Бесплатный Паскаль 2.2.0,

Turbo Pascal 1.0,

Турбо Паскаль 2.0,

Turbo Pascal 3.0,

Turbo Pascal 4.0,

Turbo Pascal 5.0,

Turbo Pascal 5.5,

Турбо Паскаль 6.0,

Турбо Паскаль 7.0,

gpc 20070904

  программа helloworld;

начинать
    Writeln ('Привет, мир!');
конец.  

Квадратное уравнение:

Пример для версий

Бесплатный Паскаль 2.0.4,

Бесплатный Паскаль 2.2.0,

Turbo Pascal 1.0,

Турбо Паскаль 2.0,

Turbo Pascal 3.0,

Turbo Pascal 4.0,

Turbo Pascal 5.0,

Турбо Паскаль 6.0,

gpc 20070904

Pascal имеет встроенный комплексный тип данных complex , но его использование в данном случае неудобно, поскольку Writeln не может напрямую выводить комплексные числа, и придется использовать функции Re и Im . В этом примере вычисления производятся в реальных числах. Библиотечная функция halt (добавлена ​​в Extended Pascal) выходит из текущего блока (в более поздних версиях заменяется exit ).

  программа Квадратичная;

вар
   A, B, C, D: целое число;

начинать
   написать ('A =');
   readln (А);
   если (A = 0), то
   начинать
      Writeln («Не квадратное уравнение»);
      остановка;
   конец;
   написать ('B =');
   readln (B);
   написать ('C =');
   readln (C);
   D: = В * В-4 * А * С;
   если (D = 0), то
   начинать
      Writeln ('х =', -B / 2.0 / A);
      остановка;
   конец;
   если (D> 0), то
   начинать
      Writeln ('x1 =', (- B + Sqrt (D)) / 2.0 / A);
      Writeln ('x2 =', (- B-Sqrt (D)) / 2.0 / А);
   конец
   еще
   начинать
      Writeln ('x1 = (', -B / 2.0 / A, ',', Sqrt (-D) /2.0/A, ')');
      Writeln ('x2 = (', -B / 2.0 / A, ',', - Sqrt (-D) /2.0/A, ')');
   конец;
конец.
  

Camel Ящик:

Пример для версий

Бесплатный Паскаль 2.2.0,

Turbo Pascal 4. 0,

Turbo Pascal 5.0,

Turbo Pascal 5.5,

Турбо Паскаль 6.0,

gpc 20070904

В этом примере строка char обрабатывается с помощью char и работает с ASCII-кодами, чтобы определить, являются ли они буквами верхнего или нижнего регистра. ord возвращает ASCII-код символа, а chr преобразует данный ASCII-код в символ. Емкость строки опущена и по умолчанию установлена ​​на 255.

Обратите внимание, что в серии Turbo Pascal эта программа работает только с Turbo Pascal 4.0 и выше из-за того, что в более ранних версиях не было типа данных char .

  программа Camelcase;

вар
    текст, копия: строка;
    c: char;
    я: целое число;
    lastSpace: логический;

начинать
    readln (текст);
    lastSpace: = true;
    коп: = '';
    for i: = 1 to Length (text) do
    начинать
        c: = текст [я];
        if ((c> = # 65) and (c <= # 90)) или ((c> = # 97) and (c <= # 122)), то
        начинать
            если (lastSpace) то
            начинать
                если ((c> = # 97) и (c <= # 122)), то
                    c: = chr (ord (c) - 32);
            конец
            еще
                если ((c> = # 65) и (c <= # 90)), то
                    c: = chr (ord (c) + 32);
            cc: = cc + c;
            lastSpace: = false;
        конец
        еще
            lastSpace: = true;
    конец;
    Writeln (CC);
конец.  

Camel Ящик:

Пример для версий

Бесплатный Паскаль 2.2.0,

Turbo Pascal 4.0,

Turbo Pascal 5.0,

Turbo Pascal 5.5,

Турбо Паскаль 6.0,

gpc 20070904

Этот пример аналогичен предыдущему, но для проверки букв используются наборы символов.Это делает код более читабельным.

Обратите внимание, что в серии Turbo Pascal эта программа работает только с Turbo Pascal 4.0 и выше из-за того, что в более ранних версиях не было типа данных char .

  программа Camelcase;

вар
    текст, копия: строка [100];
    c: char;
    я: целое число;
    lastSpace: логический;
    верхний, нижний: набор знаков;

начинать
    верхний: = ['A' . . 'Z'];
    нижний: = ['a' .. 'z'];
    readln (текст);
    lastSpace: = true;
    коп: = '';
    for i: = 1 to Length (text) do
    начинать
        c: = текст [я];
        если (c в нижнем) или (c в верхнем), то
        начинать
            if (lastSpace) then {преобразовать в верхний регистр}
            начинать
                если (c ниже), то
                    c: = chr (ord (c) - 32);
            конец
            else {преобразовать в нижний регистр}
                если (c в верхнем), то
                    c: = chr (ord (c) + 32);
            cc: = cc + c;
            lastSpace: = false;
        конец
        еще
            lastSpace: = true;
    конец;
    Writeln (CC);
конец. 

История Delphi

В этом документе представлены краткие описания версий Delphi и их истории, а также краткий список функций и примечаний. Узнайте, как Delphi превратилась из Pascal в инструмент RAD, который может помочь вам решить сложные проблемы разработки для предоставления высокопроизводительных и масштабируемых приложений, начиная от настольных приложений и приложений баз данных до мобильных и распределенных приложений для Интернета - не только для Windows, но и для Linux и. СЕТЬ.

Что такое Delphi?
Delphi - это скомпилированный строго типизированный язык высокого уровня, поддерживающий структурированный и объектно-ориентированный дизайн. Язык Delphi основан на Object Pascal. Сегодня Delphi - это гораздо больше, чем просто «язык Object Pascal».

Корни: Паскаль и его история
Происхождение Pascal во многом обязано своим дизайном Algol - первому высокоуровневому языку с читаемым, структурированным и систематически определяемым синтаксисом. В конце шестидесятых (196X) было разработано несколько предложений по эволюционному преемнику Алгола.Самым успешным из них был Паскаль, по определению профессора Никлауса Вирта. Вирт опубликовал исходное определение Паскаля в 1971 году. Оно было реализовано в 1973 году с некоторыми изменениями. Многие возможности Паскаля пришли из более ранних языков. Оператор case и передача параметров значение-результат были взяты из Algol, а структуры записей были похожи на Cobol и PL 1. Помимо очистки или исключения некоторых малоизвестных функций Algol, Паскаль добавил возможность определять новые типы данных вне более простые существующие.Паскаль также поддерживал динамические структуры данных; то есть структуры данных, которые могут увеличиваться и уменьшаться во время работы программы. Этот язык был разработан в качестве учебного пособия для студентов классов программирования.

В 1975 году Вирт и Дженсен выпустили последний справочник Паскаля «Руководство пользователя и отчет Паскаля». Вирт прекратил свою работу над Паскалем в 1977 году, чтобы создать новый язык, Модула - преемника Паскаля.

Borland Pascal
С выпуском (ноябрь 1983 г.) Turbo Pascal 1.0, Borland начала свое путешествие в мир сред разработки и инструментов. Для создания Turbo Pascal 1.0 Borland лицензировала быстрое и недорогое ядро ​​компилятора Pascal, написанное Андерсом Хейлсбергом. Turbo Pascal представил интегрированную среду разработки (IDE), в которой вы могли редактировать код, запускать компилятор, видеть ошибки и возвращаться к строкам, содержащим эти ошибки. Компилятор Turbo Pascal был одной из самых продаваемых серий компиляторов всех времен и сделал этот язык особенно популярным на платформе ПК.

В 1995 году Borland возродила свою версию Паскаля, представив среду быстрой разработки приложений под названием Delphi, превратив Паскаль в язык визуального программирования. Стратегическое решение заключалось в том, чтобы сделать инструменты баз данных и возможности подключения центральной частью нового продукта Pascal.

Корни: Delphi
После выпуска Turbo Pascal 1 Андерс присоединился к компании в качестве сотрудника и был архитектором всех версий компилятора Turbo Pascal и первых трех версий Delphi.Будучи главным архитектором Borland, Хейлсберг тайно превратил Turbo Pascal в объектно-ориентированный язык разработки приложений с действительно визуальной средой и превосходными функциями доступа к базе данных: Delphi.

На следующих двух страницах следует краткое описание версий Delphi и его истории, а также краткий список функций и примечаний.

Теперь, когда мы знаем, что такое Delphi и где его корни, пора совершить путешествие в прошлое ...

Почему название «Дельфи»?
Как объясняется в статье музея Delphi, проект под кодовым названием Delphi зародился в середине 1993 года.Почему именно Дельфи? Это было просто: «Если вы хотите поговорить с [оракулом], идите в Delphi». Когда пришло время выбирать название для розничного продукта, после статьи в Windows Tech Journal о продукте, который изменит жизнь программистов, предложенным (окончательным) названием было AppBuilder. С тех пор, как Novell выпустила свой Visual AppBuilder, ребятам из Borland нужно было выбрать другое имя; это стало чем-то вроде комедии: чем упорнее люди пытались исключить «Delphi» из названия продукта, тем больше оно получало поддержку. Когда-то рекламируемый как «убийца VB», Delphi оставался краеугольным продуктом Borland.

Примечание: некоторые ссылки ниже, отмеченные звездочкой (*), использующие Internet Archive WayBackMachine, перенесут вас на несколько лет назад, показывая, как сайт Delphi выглядел давным-давно.
Остальные ссылки укажут вам на более глубокий взгляд на каждую (новую) технологию, с учебными пособиями и статьями.

Delphi 1 (1995)
Delphi, мощный инструмент разработки программирования для Windows от Borland, впервые появился в 1995 году. Delphi 1 расширил язык Borland Pascal, предоставив объектно-ориентированный и основанный на форме подход, чрезвычайно быстрый компилятор собственного кода, визуальные двусторонние инструменты и отличная поддержка баз данных, тесная интеграция с Windows и компонентной технологией.

Вот первый черновик библиотеки визуальных компонентов

Delphi 1 * слоган:
Delphi и Delphi Client / Server - единственные инструменты разработки, которые обеспечивают преимущества быстрой разработки приложений (RAD) в виде визуального проектирования на основе компонентов, возможности оптимизирующего компилятора собственного кода и масштабируемого клиента. серверное решение.

Вот каковы были "7 основных причин купить клиент / сервер Borland Delphi 1. 0 * "

Delphi 2 (1996)
Delphi 2 * - единственный инструмент быстрой разработки приложений, который сочетает в себе производительность самого быстрого в мире оптимизирующего 32-битного компилятора машинного кода, продуктивность проектирования на основе визуальных компонентов и гибкость. масштабируемой архитектуры базы данных в надежной объектно-ориентированной среде.

Delphi 2, помимо того, что он был разработан для платформы Win32 (полная поддержка и интеграция с Windows 95), принес улучшенную сетку базы данных, автоматизацию OLE и поддержку различных типов данных, длинную строку типа данных и наследование визуальной формы. Delphi 2: «Легкость VB с мощью C ++»

Delphi 3 (1997)
Наиболее полный набор визуальных, высокопроизводительных, клиентских и серверных средств разработки для создания распределенных корпоративных и веб-приложений.

Delphi 3 * представил новые функции и улучшения в следующих областях: технология анализа кода, отладка DLL, шаблоны компонентов, компоненты DecisionCube и TeeChart, технология WebBroker, ActiveForms, пакеты компонентов и интеграция с COM через интерфейсы.

Delphi 4 (1998)
Delphi 4 * - это полный набор профессиональных и клиент-серверных инструментов разработки для создания высокопроизводительных решений для распределенных вычислений.Delphi обеспечивает совместимость с Java, высокопроизводительные драйверы баз данных, разработку CORBA и поддержку Microsoft BackOffice. У вас никогда не было более продуктивного способа настройки, управления, визуализации и обновления данных. С Delphi вы доставляете надежные приложения в производство вовремя и в рамках бюджета.

Delphi 4 представила компоненты стыковки, привязки и ограничения. Новые функции включают AppBrowser, динамические массивы, перегрузку методов, поддержку Windows 98, улучшенную поддержку OLE и COM, а также расширенную поддержку баз данных.

Delphi 5 (1999)
Высокопроизводительная разработка для Интернета

Delphi 5 * представил множество новых функций и улучшений. Вот некоторые, среди многих других: различные макеты рабочего стола, концепция фреймов, параллельная разработка, возможности перевода, улучшенный интегрированный отладчик, новые возможности Интернета (XML), большая мощность базы данных (поддержка ADO) и т. Д.

Затем, в 2000 году, Delphi 6 был первым инструментом, полностью поддерживающим новые и появляющиеся веб-службы...

Далее следует краткое описание самых последних версий Delphi, а также краткий список функций и примечаний.

Delphi 6 (2000)
Borland Delphi - первая среда быстрой разработки приложений для Windows, которая полностью поддерживает новые и появляющиеся веб-службы. С помощью Delphi корпоративные или индивидуальные разработчики могут быстро и легко создавать приложения для электронного бизнеса следующего поколения.

Delphi 6 представила новые функции и улучшения в следующих областях: IDE, Интернет, XML, компилятор, COM / Active X, поддержка баз данных...
Более того, в Delphi 6 добавлена ​​поддержка кроссплатформенной разработки, что позволяет компилировать один и тот же код с помощью Delphi (под Windows) и Kylix (под Linux). Включены дополнительные улучшения: поддержка веб-служб, механизма DBExpress, новых компонентов и классов . ..

Delphi 7 (2001)
Borland Delphi 7 Studio предоставляет путь миграции на Microsoft .NET, которого так ждали разработчики. С Delphi выбор всегда за вами: вы контролируете полноценную студию разработки электронного бизнеса и можете легко перенести кроссплатформенные решения на Linux.

Delphi 8
К 8-й годовщине Delphi Borland подготовила самый значительный выпуск Delphi: Delphi 8 продолжает предоставлять библиотеку визуальных компонентов (VCL) и библиотеку компонентов для кроссплатформенной разработки (CLX) для Win32 (и Linux), а также в качестве новых функций и постоянных усовершенствований фреймворка, компилятора, IDE и времени разработки.

Delphi 2005 (часть Borland Developer Studio 2005)
Diamondback - это кодовое имя следующего выпуска Delphi.Новая IDE Delphi поддерживает несколько типов личности. Он поддерживает Delphi для Win 32, Delphi для .NET и C # ...

Delphi 2006 (часть Borland Developer Studio 2006)
BDS 2006 (кодовое имя «DeXter») включает полную поддержку RAD для C ++ и C # в дополнение к Delphi для Win32 и Delphi для языков программирования . NET.

Turbo Delphi - для разработки Win32 и .Net
Линия продуктов Turbo Delphi является подмножеством BDS 2006.

CodeGear Delphi 2007
Delphi 2007 выпущен в марте 2007 г.Delphi 2007 для Win32 в первую очередь нацелен на разработчиков Win32, желающих обновить свои существующие проекты, включив в них полную поддержку Vista - тематические приложения и поддержку VCL для стекол, файловых диалогов и компонентов диалоговых окон задач.

Embarcadero Delphi 2009
Embarcadero Delphi 2009. Поддержка .Net прекращена. Delphi 2009 имеет поддержку юникода, новые языковые функции, такие как универсальные и анонимные методы, элементы управления ленты, DataSnap 2009 ...

Embarcadero Delphi 2010
Embarcadero Delphi 2010 выпущен в 2009 году.Delphi 2010 позволяет создавать сенсорные пользовательские интерфейсы для приложений планшетов, сенсорных панелей и киосков.

Embarcadero Delphi XE
Embarcadero Delphi XE выпущен в 2010 году. Delphi 2011 содержит множество новых функций и улучшений: встроенное управление исходным кодом, встроенная облачная разработка (Windows Azure, Amazon EC2), инновационный расширенный набор инструментов для оптимизации разработки , Многоуровневая разработка DataSnap, многое другое ...

Embarcadero Delphi XE 2
Embarcadero Delphi XE 2 выпущен в 2011 году.Delphi XE2 позволит вам: создавать 64-битные приложения Delphi, использовать один и тот же исходный код для целевой Windows и OS X, создавать приложения FireMonkey (HD и 3D для бизнеса) на базе графического процессора, расширять многоуровневые приложения DataSnap с помощью новых мобильных и облачных приложений. возможность подключения в RAD Cloud, используйте стили VCL, чтобы модернизировать внешний вид ваших приложений ...

Online Pascal Compiler - онлайн-редактор

  Ярлыки IDE: 
Новый файл: Ctrl-M
Выполнить код: F9
Код отладки: F8
Сохранить проект: Ctrl-S
Украсить код: Ctrl-B
Меню настроек: Ctrl-Shift-S
Информация: Ctrl-I

  Ярлыки редактора: 
showSettingsMenu: Ctrl-,
goToNextError: Alt-E
goToPreviousError: Alt-Shift-E
selectall: Ctrl-A
готолин: Ctrl-L
сложить: Alt-L | Ctrl-F1
развернуть: Alt-Shift-L | Ctrl-Shift-F1
toggleFoldWidget: F2
toggleParentFoldWidget: Alt-F2
foldOther: Alt-0
развернуть: Alt-Shift-0
findnext: Ctrl-K
findprevious: Ctrl-Shift-K
selectOrFindNext: Alt-K
selectOrFindPrevious: Alt-Shift-K
найти: Ctrl-F
перезапись: Вставить
selecttostart: Ctrl-Shift-Home
gotostart: Ctrl-Home
выбор: Shift-вверх
golineup: Вверх
selecttoend: Ctrl-Shift-End
gotoend: Ctrl-End
selectdown: Shift-вниз
голиндаун: Вниз
selectwordleft: Ctrl-Shift-Left
gotowordleft: Ctrl-Left
selecttolinestart: Alt-Shift-Left
gotolinestart: Alt-Left | На главную
selectleft: Shift-Left
gotoleft: Left
selectwordright: Ctrl-Shift-вправо
gotowordright: Ctrl-Вправо
selecttolineend: Alt-Shift-Right
gotolineend: Alt-Right | Конец
selectright: Shift-Right
gotoright: Право
selectpagedown: Shift-Pagedown
gotopagedown: Pagedown
selectpageup: Shift-Pageup
gotopageup: Pageup
прокрутка: Ctrl-Up
прокрутка вниз: Ctrl-вниз
selectlinestart: Shift-Home
selectlineend: Shift-End
переключить запись: Ctrl-Alt-E
replaymacro: Ctrl-Shift-E
скачкообразное сопоставление: Ctrl-P
выбор совпадения: Ctrl-Shift-P
expandToMatching: Ctrl-Shift-M
удалить линию: Ctrl-D
duplicateSelection: Ctrl-Shift-D
строки сортировки: Ctrl-Alt-S
togglecomment: Ctrl- /
toggleBlockComment: Ctrl-Shift- /
modifyNumberUp: Ctrl-Shift-вверх
modifyNumberDown: Ctrl-Shift-вниз
заменить: Ctrl-H
отменить: Ctrl-Z
повторить: Ctrl-Shift-Z | Ctrl-Y
copylinesup: Alt-Shift-Up
movelinesup: Alt-Up
copylinesdown: Alt-Shift-Down
movelinesdown: Alt-Down
del: Удалить
Backspace: Shift-Backspace | Backspace
cut_or_delete: Shift-Delete
removetolinestart: Alt-Backspace
removetolineend: Alt-Delete
removewordleft: Ctrl-Backspace
removewordright: Ctrl-Delete
outdent: Shift-Tab
отступ: Tab
blockoutdent: Ctrl- [
blockindent: Ctrl-]
транспозлеттеры: Ctrl-T
верхний регистр: Ctrl-U
tolowercase: Ctrl-Shift-U
expandtoline: Ctrl-Shift-L
addCursorAbove: Ctrl-Alt-Up
addCursorBelow: Ctrl-Alt-Down
addCursorAboveSkipCurrent: Ctrl-Alt-Shift-Up
addCursorBelowSkipCurrent: Ctrl-Alt-Shift-Down
selectMoreBefore: Ctrl-Alt-Left
selectMoreAfter: Ctrl-Alt-Right
selectNextBefore: Ctrl-Alt-Shift-Left
selectNextAfter: Ctrl-Alt-Shift-Right
splitIntoLines: Ctrl-Alt-L
alignCursors: Ctrl-Alt-A
findAll: Ctrl-Alt-K
showKeyboardShortcuts: Ctrl-Alt-H
           

.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *