Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.
Технологическая карта урока
Образовательные: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, интерес к родному языку, живописи и поэзии.
Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.
Формировать УДД:
личностные: формировать навык развернутого анализа.
регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
коммуникативные: развитие коммуникативных способностей, активное познание окружающей действительности, ощущение чувства коллектива, взаимопомощи и поддержки.
познавательные: умение извлекать информацию, представленную в разных формах .
Планируемые результаты
Предметные: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения
Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре, формировать навык развернутого анализа.
Оборудование
Доска, мел, учебник «Русский язык» 6 класс (ч. 1) / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. – М.: Просвещение. – 2015, рабочие тетради, презентация.
Организация пространства
Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа.
Эскиз доски
- Восемнадцатое сентября.
Классная работа.
1.1. Что такое рубрики и рубрикация
Рубриками называют заголовки частей издания (заглавия произведений, внутренние заголовки их подразделов, заголовки элементов аппарата), а также сами выделенные заголовками части (главы, параграфы и т. д.) Чтобы избежать путаницы, в справочнике рубриками будут называться только подразделы текста (части, главы, параграфы и т. п.).
Рубрикация – это система заголовков издания и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую или иную связь и соподчиненность обозначаемых ими частей текста (произведений, разделов, глав, параграфов)
Благодаря различным издательско–оформительским приемам (разному расположению заголовков относительно текста) и художественно–полиграфическим средствам (рисунку, начертанию и размеру шрифта, которым заголовки набраны) читатель видит, какой заголовок и его подраздел старший, а какой – младший, подчиненный и какие заголовки и подразделы равны по значимости. Это помогает читателю точно ориентироваться в структуре и композиции издания и воспринимать соотносительное значение каждого заголовка и его подраздела
Рубрикация – это такая система заголовков, в которой заголовки разной значимости занимают разные ступени (от высшей через промежуточные к низшей), а заголовки одной значимости стоят на одной ступени. Слово ступень условно обозначает здесь значимость заголовка на первой, верхней ступени стоят заголовки высшей значимости, на второй, следующей после верхней (при движении вниз) – заголовки, значимость которых меньше значимости заголовков первой ступени на один шаг, и т. д. Таких ступеней в книге может быть несколько (раздел, глава, параграф) и очень много (часть, подчасть, раздел, подраздел, глава, подглава, параграф, подпараграф и т. д.).
1.2. Каковы функции заголовков
Заголовки:
1. Организуют, направляют и облегчают чтение:
— прерывая текст, они заставляют читателя невольно остановиться перед тем, как приступить к чтению нового подраздела, и благодаря этому подталкивают к тому, чтобы осмыслить прочитанное, представляющее собой относительно законченное целое;
— предупреждая во многих случаях о теме последующего текста, они подготовляют читателя к его восприятию;
— членя текст, они, с одной стороны, помогают прерывать чтение на графически фиксированном месте и позволяют читать книгу осмысленными порциями, а с другой – создают благоприятные условия для чтения выборочного, когда читателю нужны в книге материалы только на одну или несколько ее подтем.
2. Углубляют понимание произведения, т к наглядно раскрывают его строение, соотносительное значение заголовков и их подразделов, место каждого в общей структуре произведения.
3. Усиливают справочную функцию книги, облегчая и упрощая поиск частей произведения или издания
Признаки, по которым заголовки делят на виды: 1) степень содержательности, состав и форма заголовка; 2) место заголовка на полосе и относительно текста; 3) взаимодействие заголовка с текстом; 4) характер части текста, которую заголовок возглавляет.
1.3. Виды заголовков по степени их содержательности, форме и составу
1.3.1. Тематические заголовки
Каждый такой заголовок состоит из слова или словосочетания, выражающих тему (содержание) той части текста, к которой относится заголовок. Напр.:
Петр в Голландии и Англии
(название главки из сочинения В. О. Ключевского «Жизнь Петра великого
до начала Северной войны»)
Тематический заголовок – заголовок высокой содержательности по нему можно судить, чему посвящен подраздел текста, он так или иначе характеризует содержание своей рубрики: называет тему, или главного персонажа подраздела, или центральное событие и т. д.
1.3.2. Родо–нумерационные и родо–литерные заголовки
Каждый такой заголовок состоит из слова или знака определяющего род рубрики (часть, раздел, глава, §), и номера или буквы (в алфавитной последовательности), указывающих место подраздела в ряду однозначных (одноступенных). Напр.:
Часть первая Раздел А Глава 1 § 1 | Часть вторая Раздел Б Глава 10 § 18 |
Такие заголовки словесным или знаковым определением рода рубрики помогают отличать друг от друга заголовки разной значимости (ступени соподчиненности) и легко вычленять заголовки одной ступени, что особенно важно, когда рубрикация многоступенна и художественно–полиграф средств недостает для того, чтобы различать заголовки близких ступеней. Чаще используются в произведениях худож. лит.
1.3.3. Нумерационные и литерные заголовки
Каждый такой заголовок состоит из цифрового номера или буквы (в порядке алфавита). Напр.:
А
Начинается текст подраздела А…
1
Начинается текст подраздела 1…
Роль таких заголовков только членящая и соподчиняющая. Они наименее содержательные.
1.3.4. Родо–нумерационно–тематические и родо–литерно–тематические заголовки
Каждый такой заголовок состоит: 1) из слова или знака, определяющего род рубрики; 2) номера или литеры, указывающих место подраздела в ряду одноступенных; 3) наконец, слова или словосочетания, выражающих тему рубрики. Напр.:
Книга одиннадцатая. БРАТ ИВАН ФЕДОРОВИЧ
(подраздел «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского)
Раздел А. Элементы текста
Такой заголовок сочтет родо–нумерационный или родо–литерный заголовок с тематическим. Это самый содержательный вид заголовка: по нему можно судить и о теме (содержании) рубрики, и о месте и соподчиненности рубрики в ряду других не только по оформлению, но и по словесно обозначенному роду рубрики, а также номеру или букве.
1.3.5. Нумерационно–тематические и литерно–тематические заголовки
Каждый такой заголовок состоит из цифры или буквы и тематической части, словесно определяющей содержание или тему рубрики. Напр.:
II. Первые впечатления
(глава «Записок» из Мертвого дома Ф. М. Достоевского)
Расширение эстетического измерения в область трансцендентного
Значение гуманистической традиции для гуманитарных наук
Проблема метода
Ведущие гуманистические понятия
α) Образование
β) Sensus communis (здравый смысл)
γ) Способность суждения
(Из книги Х. Г. Гадамера «Истина и метод: Основы филос. герменевтики»)
Этот вид заголовка несколько уступает родо–нумерационно–тематическому или родо–литерно–тематическому, т. к. в нем род рубрики словесно не определен. Но различимость заголовков разных ступеней и в этом случае благодаря литерам и цифрам очень высока.
1.3.6. Заголовки – перечни подтем, раскрываемых в подразделе
В таком заголовке содержание подраздела, по существу, аннотируется. Напр.:
Петербургская газетная критика. Театральный муравейник. Савина. Давыдов. Варламов. Комиссаржевская. Вопросы техники.
(Глава «Моих воспоменаний» С. М. Волконского)
Благодаря этому каждый может перед чтением узнать, о чем пойдет речь в подразделе, как именно будет раскрываться его содержание, а значит, и лучше подготовиться к чтению, более осмысленно воспринимать части текста как элементы целого, а может быть, даже отказаться от чтения. Если в заголовке–перечне проставить номера страниц, где начинается каждая подтема, то читатель сможет быстро найти интересующий его материал при выборочном чтении. В изданиях худож. и научно–популярной лит. такой перечень способен заинтриговать многих, обострить их интерес к главе.
Перечень подтем редко встречается как самостоятельный. Чаще он дополняет заголовки других видов: нумерационные, родо–нумерационные, родо–нумерационно–тематические и др. Напр.:
V
ОТ МЫСА ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ ДО ОСТРОВА ЯВЫ
Шторм. – Святая неделя. – Тридцать дней на Индийском океане – Жары. –
Смерч. – Анжерский рейд. – Вечер на Яве. – Китайцы и малайцы
(из книги И. А. Гончарова «Фрегат „Полладо“»)
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Комедия начала 1760–х годов. – Первые опыты «склонения на наши нравы»
(И. П. Елагин и его кружок). – В. И. Лукин как теоретик этого течения.
(из книги П. Н. Беркова «История русской комедии XVIII в.»)
1.3.7. Заголовки с подзаголовками
Тематические заголовки и все заголовки, в которые входит тематическая часть, могут сопровождаться тематическими подзаголовками, когда необходимо конкретизировать заголовок, привести датировку и т. п. Подзаголовок подключается к заголовку либо как текст в круглых скобках, либо как самостоятельная часть (отдельными строками), графически отличающаяся от заголовка. Напр.:
В стенах старого дома
Дворцовая наб., 30
(из книги «Дома рассказывают»)
1.3.8. Графические заголовки
Каждый такой заголовок представляет собой наборный знак, украшение, рисованное орнаментальное или иное изображение, отделяющее один подраздел от другого, орнаментальную или сюжетную заставку и концовку.
1.3.9. Немые заголовки
Каждый такой заголовок выражен только графически – пробельной строкой, отделяющей один подраздел текста от другого; пробельным спуском в начальной полосе (когда текст размещен не от верха полосы, а с отступом от него – спуском) и концевым пробелом в последней, концевой полосе подраздела (когда текст заполняет не всю полосу, а только верхнюю ее часть и внизу остается свободное место). Напр.:
не обращая внимания на окаменевших от ужаса гостей, и когда в тарелке у каждого оказалась изрядная порция фаршированного орехами и ароматными травами министра обороны, было велено начинать вечерю: «Приятного аппетита, сеньоры!» | Он обошел такое множество рифов, пережил столько землетрясений и затмений судьбы, уцелел от стольких ударов огненных небесных шаров, что в наши дни никто уже не верил, что когда–нибудь сбудется предсказание гадалки–провинциалки и он умрет. В это невозможно было поверить, это не умещалось в сознании. И пока оформлялось |
(из книги «Сто лет одиночества» Г. Гарсия Маркеса)
Это наименее содержательный вид заголовка. Пробельная строка применяется гл. обр. в изданиях ху
разбор понятий, связь и различие темы и идеи, выявление идеи текста
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами. Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
Тема и основная мысль: связь и различие
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна. Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
Тема
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе. Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы. Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный. Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации. Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
- Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
- Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
- Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
- Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
- Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
- Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
- Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
- Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
-
Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
- автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
- автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
- автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
- Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
- Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
- Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
- Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли. Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор. Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Видео
В нашем видео вы найдете подробный мастер-класс по определению основной мысли текста.
как определить или сформулировать мысль, в каком предложении она выражена и задания для определения этого
Понятие текста весьма расплывчато. Обычно его определяют как несколько предложений, связанных по смыслу. При этом бывают тексты, состоящие всего из одного предложения, а бывает так, что границы трудно определить: например, в интернете часто можно видеть в одном тексте ссылку на другой или на несколько других, а те, в свою очередь, тоже связаны с другими текстами.
Получается бесконечный лабиринт текстовых массивов, в каком-то смысле являющих собой единое целое, называемое гипертекстом. Тот же принцип можно проследить и в обычных бумажных книгах — словарях и энциклопедиях. В гипертексте заключено множество самых разных тем и мыслей.
Тема и основная мысль: связь и различие
Рассмотрим текст в его обычном, самом распространённом понимании — как совокупность нескольких предложений, связанных между собой по смыслу, — и попробуем ответить на вопрос: как определить тему и основную мысль текста?
С определением темы, как правило, проблем не возникает: она лежит на поверхности. А вот главная мысль, заложенная автором, не всегда очевидна.
Эти два понятия образуют два разных уровня понимания текста: они оба определяют его содержание, но если тема обозначает проблему, то идея ее или развивает и подводит читателя к логическому выводу, или оставляет вопрос открытым, оставляя поле для обсуждения.
Тема
В любом законченном текстовом материале все предложения объединены общей темой. Единство обеспечивает его целостность, независимо от количества частей, на которые он может делиться. Тема задает содержание материала, при этом она может распадаться на ряд микротем, подчиненных ей, раскрывающих ее с разных сторон.
Основная мысль
Здесь речь идет об авторском послании, заключенном в тексте и лежащем в его основе.
Если тема сама по себе не выражает отношения автора к рассматриваемому вопросу, а просто обозначает область этого вопроса, то основной замысел уже передает авторскую оценку, его видение проблемы.
Не всегда главная мысль очевидна и однозначна: все зависит от того, как автор ее выражает, какие использует при этом языковые средства.
Например, в художественной литературе авторскую точку зрения может высказать один из персонажей, причем персонаж этот не обязательно главный.
Часто бывает так, что сама идея вообще не выражена конкретно — в таких случаях читатель либо полагается на собственное восприятие и делает выводы самостоятельно, либо прибегает к дополнительным источникам информации.
Идея, не выраженная однозначно, превращается в образную мысль эмоционально-обобщенного характера, что лишь приблизительно позволяет сформулировать ее в качестве отвлеченного суждения. Именно в таких случаях возникают различные и даже противоположные друг другу интерпретации материала.
Как определить тему текста
Определить тему — значит уяснить, о чем или о ком данный текст. Любой текстовый анализ, в том числе и определение темы, нужно начинать с его прочтения.
Вот несколько подсказок, по которым можно определить тему:
- Заголовок. Очень часто он отражает тему и содержание всего текста, особенно если это информационная, публицистическая или научная статья. Бывает, что он заключает в себе и основную идею, но к этому мы вернемся позже. Что касается художественных текстов, то их названия, на первый взгляд, бывают очень далеки и от темы, и от идеи, и лишь после вдумчивого прочтения и глубокого анализа можно установить эту связь.
- Подзаголовки. Они обычно отделяют друг от друга текстовые фрагменты, посвященные микротемам; при наличии подзаголовков, как правило, определить тему достаточно просто.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Любая тема имеет в своем арсенале определенный набор слов, характерных именно для нее. Это могут быть различные термины, например, медицинские, строительные, музыкальные и так далее. По ключевым словам легко определить тему информационных, публицистических или научных статей, но что касается художественных текстов — это удается не всегда, в таких случаях необходимо ознакомиться с содержанием.
Как выделить основную мысль
При работе с любой литературой очень важно уметь самостоятельно выделять одну или несколько основных идей, это помогает составить сжатое изложение текста и способствует лучшему усвоению информации.
Существует несколько инструментов и приемов, помогающих это сделать:
- Следование логической нити. Вдумчивое чтение материала позволит выстроить тема-рематическую цепь, вместе с автором проследить за развитием логики повествования. Поясним термины: тема — это то, что уже известно, а рема — это новая информация. Часто такое изучение логического развития текста — чередования тем и рем — подсказывает его основной смысл.
- Ключевые (опорные) слова и их синонимы. Как и в случае с определением темы, здесь могут помочь ключевые слова и словосочетания, несущие важную смысловую нагрузку.
- Подзаголовки и абзацы. Чтение подзаголовков часто само по себе позволяет выстроить логическую цепочку, расшифровать авторскую задумку. Наряду с подзаголовками в текстовом материале встречается деление на абзацы, помогающее разграничить смысловые части, выделить то, что автор считает нужным особо подчеркнуть.
- Связь с темой. Определение темы всегда предшествует выделению основной идеи текста, являясь первым этапом его понимания. Уловив общую тематику и то, как именно раскрывает ее автор, можно установить основную мысль — своеобразный сплав темы с идеей. Только в таком неразрывном сочетании этих двух составляющих и возможна реализация авторского замысла, формирование авторской оценки.
- Анализ и синтез. Любой материал становится понятнее, если при его исследовании суметь соединить изучение отдельных деталей с оценкой общего плана, охватывающей объект целиком. Сочетание анализа и синтеза — необходимый этап, подводящий к итогам исследования материала.
Пошаговая инструкция
При определении темы и основной мысли следуйте таким правилам:
- Внимательно прочитайте весь текст, обращая внимание на его заголовок, подзаголовки и абзацы, отмечая ключевые слова.
- Постарайтесь ответить на вопрос: что интересует автора рассматриваемого текста? Что для него наиболее важно? Предмет изучения часто выносится в заголовок, но следует помнить, что заголовки не всегда прямо указывают на предмет, а бывают и метафорическими, и ассоциативными, и даже парадоксальными. Поэтому не стоит опираться исключительно на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
- Определите задачу, которую поставил себе автор при написании текста. Попробуйте понять, что стремится донести автор до читателя. Вот несколько вариантов:
- автор хочет заострить внимание аудитории на актуальной проблеме;
- автор выражает своё субъективное отношение к вопросу;
- автор даёт описание какому-то событию, представляя вниманию читателя конкретную информацию.
- Подумайте, каковы отличительные черты авторского восприятия? С какой стороны освещаются проблемы? Какая позиция отличает авторскую точку зрения? Какую оценку дает автор событиям, явлениям, предметам? Ответы на эти вопросы помогут сформировать общую идею текста, а также цель повествования.
- Определившись с авторской позицией, предположите, почему она именно такова? Какие приводятся аргументы, факты, доказательства, подкрепляющие ее? На чем основана такая оценка?
- Отметьте языковые средства, призванные удержать внимание, заинтересовать читателя, убедить его в правильности суждений автора. В зависимости от стиля, в котором подается материал, в тексте возможно наличие экспрессивных выражений и различных тропов, способствующих выражению отношения автора к предмету или явлению.
- Проанализируйте авторские выводы. Они могут быть сформулированы в конкретной фразе или фразах, обычно в самом конце, реже — в начале повествования. Главная мысль может и не быть четко сформулирована, но цель всего текста — подвести к этой мысли читателя, поэтому попробуйте сделать самостоятельный вывод, достроив последнее звено логической цепи. При этом желательно держаться в рамках общего стиля и использовать те же речевые приёмы, которые применял автор в своей работе.
В последнем пункте могут быть варианты в зависимости от того, какова цель выявления основной мысли.
Если требуется анализ текста в рамках учебной программы, то выводы нужно стараться формулировать так, как это сделал бы сам автор.
Если же вам необходимо составить конспект для собственных целей, лучше записать суть материала своими словами, которые впоследствии помогут быстро восстановить в памяти прочитанное.
Источник: https://LivePosts.ru/articles/education-articles/books-education-articles/opredelenie-temy-i-osnovnoj-mysli-teksta
Что такое основная мысль текста и как ее определить
Чаще всего на уроках литературы, но порой и на русском языке встречаются задания, в которых учитель требует, чтобы ученики определили главную или основную мысль произведения.
Однако для нахождения правильного ответа, а соответственно, и получения хорошей оценки, ребята должны понимать, в чем заключается это задание. То есть что подразумевается под главной идеей произведения или его отдельного предложения.
Чтобы разобраться в этом вопросе максимально тщательно, прочтите статью. И вы узнаете, что такое основная мысль текста.
Что представляет собой текст
Совсем не обязательно текст должен быть объемным и состоять из нескольких простых, сложноподчиненных или сложносочиненных предложений. Существуют даже литературные произведения, в составе которых лишь одно емкое и понятное предложение.
Да и оно само далеко не всегда представляет собой длинную конструкцию. Частенько в речи или на письме можно встретить такой ее вид, где вся необходимая информация будет передана единственным словом.
Тем не менее в каком виде ни был бы представлен рассказ, стихотворение или повседневный диалог, в нем непременно присутствует основная мысль текста.
Что такое связь предложений грамматически и по смыслу
В большинстве случаев мы сталкиваемся с текстами, в состав которых входит не одно, а целая группа предложений. Главное условие составления полноценного, логического, содержательного и интересного текста — это обязательная связь этих предложений грамматически и по смыслу:
- Грамматическая связь подразумевает зависимость форм слов текущего предложения с теми, что использовались в предыдущем и последующем. То есть предложения должны быть согласованы, как бы вытекать одно из другого.
- Связь предложений по смыслу означает, что весь текст связывают предложения и основная мысль (общая для всего текста), которая прослеживается в каждом из них.
Виды смысловой связи предложений в тексте
Итак, мы выяснили, что предложения должны быть связаны грамматически и по смыслу. Однако смысловую связь необходимо выстроить грамотно и логически. Для этого важно выучить следующую классификацию связи предложений в тексте или речи:
- Цепная — особенность построения текста в том, что каждое последующее предложение подробнее раскрывает содержание текущего. Например: Бурый медведь обитает в лесу. Лес — это то место, где эти животные сооружают себе берлоги, охотятся, выводят потомство. Медвежата с ранних лет учатся добывать себе еду, в этом им помогает мама медведица.
- Параллельная — характер данной связи иной, он подразумевает равноправие предложений (перечисление, сопоставление, противопоставление), а не «цепляние» одного за другое. Например: На улице стояла отличная погода, шел снег. Мы с Васькой решили встретиться и отправиться кататься на санках с горы. Только когда мы с трудом забрались на вершину, и я уже готовился наперегонки съехать вниз, друг струсил. Затея провалилась, а настроение было испорчено.
Таким образом, для того чтобы понять, что такое основная мысль текста, следует вникать в содержание и производить мысленный анализ каждого предложения.
Тема и главная мысль текста
Органично вписать предложения в текст помогают дополнительные части речи. Например, можно использовать союзы, частицы, вводные слова, местоимения и т. п. Ведь именно они придают живость, яркость и насыщенность сухой констатации фактов.
Правильное (по смыслу и грамматически) построение предложений как раз и служит для формирования главной мысли и, следовательно, темы текста.
Тема — это направленность произведения, проблема, что поднимается в нем, его суть. Она определяет, каково повествование, содержание текста. Нередко выражена непосредственно в заголовке.
Основная (главная) мысль — посыл автора к читателям, того, что он хотел передать людям, миру с помощью своего произведения. Может выражаться в заголовке или в одном из предложений текста, но чаще ее необходимо «выудить» самостоятельно, внимательно прочитав весь текст.
Почему важно уметь извлекать главную мысль из произведений
Помните присказку, которая звучала в известном произведении Александра Сергеевича Пушкина, что ваши родители и бабушки с дедушками наверняка читали вам в детстве? Если нет, то вот какова она: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».
Позже это выражение стало крылатой фразой, относящейся практически ко всем детским историям, описанным в книжках. Да и ко многим взрослым произведениям тоже. Ведь «урок» — это совокупность темы и главной мысли любого произведения. То, что оказывает на нас определенное воспитательное влияние.
Однако чтобы уловить этот самый намек, следует разобраться, что предполагает основная мысль сказки. Иначе говоря, научиться самостоятельному определению темы и главной мысли текста.
Как научиться выделять основную мысль
Для того чтобы правильно выявить идею произведения, следует помнить о следующих аспектах, которыми важно руководствоваться при чтении любого текста:
- Следить за течением повествования, развитием событий и логики.
- Обращать внимания на заголовки (они могут быть метафорическими или ассоциативными) и ключевые слова, которые на протяжении текста чередуются синонимами.
- По мере чтения анализируйте, что является важным для автора, на какие моменты он делает больший акцент.
- Определив главную мысль или позицию автора, найдите в тексте, какие доказательства он приводит, чем объясняет свою точку зрения.
- После прочтения произведения попытайтесь привести из текста или сформулировать самостоятельно вывод повествования.
Помните: понять, что такое основная мысль текст
Сюжетно выразить себя. Быстрая прогулка по основным… | автор: Werlindo Mangrobang
Быстрый просмотр основных визуализаций с использованием Plotly Express на Python.
Я недавно открыл для себя Plotly Express и очень рад добавить его в свой набор инструментов, так как он имеет потенциал.
Для тех, кто не знаком с Plotly (или еще больше не понимает, почему нужен для версии express ), давайте познакомимся.
Plotly — это библиотека визуализации, доступная на нескольких платформах, включая Java, Python и R (где лежит мой собственный прошлый личный, хотя и ограниченный опыт работы с Plotly), а также через коммерческий продукт Plotly (организации).Plotly великолепен, потому что вы можете создавать высокоинтерактивные визуализации в отличие от статических визуализаций с помощью matplotlib
или seaborn
(более прохладного родственника matplotlib
). Например:
https://mangrobang.shinyapps.io/Project_Draft_AV/
Но недостатком (по крайней мере для меня) было то, что выполнение чего-либо в Plotly всегда казалось большим количеством строк кода. Например, код для предыдущего графика выглядит так (некоторые данные не включены для краткости):
p <- plot_ly (draft
, x = ~ Rnd
, y = ~ First4AV
, type = "scatter"
, mode = "markers", color = ~ draft $ Position.Стандартный
, colors = brewer.pal (8, "Spectral")
, marker = list (size = 10, opacity = 0,25)
)%>%
# Постройте среднее значение для каждого чернового раунда макета
(title = " Накопленный AV за первые 4 года карьеры игроков по драфтовому раунду, 1994-2012 гг. ")%>%
layout (xaxis = xx, yaxis = yy)%>%
add_trace (data = avg.4.AV, x = ~ Rnd, y = ~ avg.F4.AV, type = "scatter"
, name = "Avg 4-Yr AV", color = I ("lightpink"), mode = "lines")%>%
# Постройте график предсказанное значение
add_trace (x = input.rnd, y = mod.draft.pred (), type = "scatter"
, mode = "markers"
, marker = list (symbol = 'x', size = 15, color = 'black'))%>%
layout (annotations = jj)%>%
layout (annotations = pr) p
Обратите внимание, что вышесказанное написано на R, а не на Python, потому что именно там я получил большую часть моего прошлого опыта работы с Plotly. Но то, что я видел и использовал в Python, кажется похожим по синтаксической сложности.
Что делает Plotly Express, так это создает оболочку еще более высокого уровня вокруг базового кода Plotly, что упрощает синтаксис.Для меня это означает, что легче учиться и легче наращивать кодирующую мышечную память. Меньше копирования и вставки кода из старых проектов или переполнения стека!
Чтобы пройти через это, я подумал, что было бы полезно пройтись по некоторым стандартным участкам разведки. Надеемся, что когда мы закончим, у нас появится удобная шпаргалка по Plotly Express!
.
Автострахование, Великобритания — Как конкретное название должности может сэкономить вам до 677 фунтов стерлингов
Подача заявления на страхование автомобиля может сбивать с толку и немного подавлять, причем более половины утверждают, что информационная перегрузка заставляет их заморачиваться над своей премией ,
Стоимость страховых премий в Великобритании стабилизируется и снижается впервые за несколько месяцев после пика к концу 2017 года.
Однако миллионы водителей по-прежнему ежегодно платят огромные суммы за свою страховку в Великобритании.
Один из способов экономии денег водителями — это конкретное название должности.
Фактически, новое исследование MoneySuperMarket утверждает, что некоторые водители могут сэкономить более 677 фунтов стерлингов, просто изменив название должности в своей премиальной форме.
Сравнивались идентичные расценки на страхование автомобилей, основанные на самой дешевой годовой цене в январе 2018 года, когда единственной корректировкой является род занятий, для определения цены до и после изменения.
Первое место в списке заняли студенты, которые могли сэкономить деньги, указав себя как студенты, а не как безработные.
Многие студенты не имеют работы во время учебы в университете и поэтому могут рассматривать свой статус занятости как безработных, а не как студентов.
Это изменение размера премии в среднем на 51 процент.
Аналогичным образом, три другие группы людей, которые могли бы сэкономить деньги, сменив название должности с безработной на более конкретную, — это зрелые студенты, живущие дома, пенсионеры и домохозяйки.
Взрослые студенты, живущие дома, могут сэкономить 510 фунтов стерлингов.40, в то время как пенсионер может сэкономить почти 100 фунтов стерлингов (98,29 фунтов стерлингов), а дом — около 146,39 фунтов стерлингов.
Результаты также показали, что те, кто относит себя к «домохозяйкам» вместо «пенсионеров», добавляют шесть процентов к своей премии, в то время как называя себя «учеником» вместо «подмастерье», можно сэкономить 13 процентов, что эквивалентно до 181,71 фунта стерлингов.
Кевин Пратт, эксперт по делам потребителей MoneySuperMarket, прокомментировал: «Люди думают, что для организации страховки автомобилей требуются годы, но это неправда.
«Путешествие по автострахованию на сайте сравнения займет всего несколько минут, но это не та работа, которую следует выполнять слишком поспешно.
» Чтобы получить лучшее страхование по лучшей цене, вы должны выбрать самое лучшее. точный ответ на каждом этапе цитатного путешествия.
«И это может означать попытку альтернативы, чтобы найти тот, который лучше всего соответствует вашей ситуации, вместо того, чтобы усердно искать то, что кажется наиболее очевидным.
» Стоит не торопиться и изучать свои варианты на каждом этапе онлайн-пути.Например, если вы называете себя «безработным», когда на самом деле вы студент, пенсионер или остаетесь дома, чтобы присматривать за домом и семьей, вы можете в конечном итоге заплатить на 50 процентов больше за свое накройте, чем вам нужно.
«Независимо от профессии или статуса, водители должны избегать получения квоты на продление, которую они получают от своего действующего страховщика, потому что фирмы, как правило, оставляют свои лучшие цены для новых клиентов.
«Покупки при продлении — это самый простой и эффективный способ снизить ваши страховые взносы с возможностью значительной экономии.»
.
Money Heist: Что означает La Casa de Papel на английском языке? | ТВ и Радио | Шоу-бизнес и ТВ
«Ограбление денег» на Netflix только что посмотрели эфир четвертого сериала, и этот сериал также известен на испанском языке как La Casa de Papel. Английское название не является прямым переводом испанского названия, что заставило фанатов задуматься, что означает La Casa de Papel на английском языке. La Casa de Papel — это испанский каламбур, который на самом деле не переводится на английский.
Что означает La Casa de Papel на английском языке?
В буквальном переводе La Casa de Papel означает «Дом бумаги», «Дом бумаги» и / или «Дом бумаги».
Бумага — это сленговое название денег, поэтому на самом деле название переводится как «Дом денег».
Это название шоу было дано в Германии, где La Casa de Papel называется Haus des Geldes или «Дом денег».
Название выставки отсылает к Королевскому монетному двору Испании, месту, где в шоу происходит одноименное «денежное ограбление».
НЕ ПРОПУСТИТЕ …
Кража денег: Почему Берлин был почти удален из La Casa de Papel? [ОБСУЖДЕНИЕ ФАНТАМИ]
Однако La Casa de Papel имеет и другое значение, связанное с сюжетом «Ограбления денег».
Бумажный домик похож на карточный домик — он может легко опрокинуться и развалиться, как и центральное ограбление.
Netflix официально не объяснил, почему он дал сериалу название Money Heist на английском языке, а не House of Paper.
Однако это, скорее всего, предотвратит путаницу с его первой потоковой серией, Карточным домиком.
Один фанат объяснил метафорическое значение названия, сказав: «Это также поэтическое и метафорическое название, отсылающее как к ложности системы, так и к капиталистическому обществу, которое управляется банками и переступает через простых людей.
«Но также, что наиболее важно, это относится к хрупкости их положения и к тому, что даже их, казалось бы, идеальный план, столь тщательно продуманный, может развалиться, как бумажный домик».
Карточный домик до сих пор носит такое же название в Испании, поэтому нет никакой путаницы между ним и La Casa de Papel.
В любом случае, «карточный домик» на испанском языке называется «карточным замком» или «castillo de naipes».
На других языках ограбление денег носит разные названия. Например, на греческом эта серия известна как «Τέλεια Ληστεία» или «Совершенное ограбление».
Другие языки копируют значение оригинального испанского и называют серию версией «Денежного дома» на своем языке, включая итальянский (La casa di carta), норвежский (Papirhuset) и русский (Бумажный дом).
Поклонники знакомы с тем фактом, что здесь упоминается нестабильное и слабое здание или очень деликатная операция.
НЕ ПРОПУСТИТЕ …
Жена Альваро Морте: Кто замужем за звездой «Ограбления денег»? [INSIGHT]
«Ограбление денег» Состав: Неймар в «Ограблении денег»? [INSIGHT]
Многие фанаты критиковали английское название La Casa de Papel, однако некоторые зрители сочли его слишком общим.
На Reddit La Casa de Papel один фанат написал: «Это имя наиболее генетического ограбления».
Они добавили: «Разве большинство фильмов об ограблениях нельзя назвать« Ограблением денег »?»
Другой написал: «Это забавно, потому что обычно я думаю, что названия американских фильмов / телешоу довольно хороши, а когда их переводят на мой язык, они становятся глупыми и неоригинальными. На этот раз все было наоборот ».
Сезон «Ограбление денег» 4 уже транслируется на Netflix
.
Время начала финала Кубка Англии: когда начинается матч «Арсенал» против «Челси»? | Футбол | Спорт
Полуфинал Кубка Англии состоялся в прошлом месяце, и теперь мы знаем, кто будет участвовать в этом году. «Арсенал» нокаутировал чемпионов 2019 года «Манчестер Сити» в первом полуфинале, а «Челси» выиграл у «Манчестер Юнайтед» в другом матче.
Когда состоится финал Кубка Англии?
Финал Кубка Англии между «Арсеналом» и «Челси» состоится в субботу, 1 августа.
Время начала матча — в 5 часов.30 вечера BST.
ПОДРОБНЕЕ: На каком канале идет «Арсенал» против «Челси»? Телевидение, прямая трансляция Кубка Англии
Финал Кубка Англии: узнайте, когда состоится шоу в этом году (Изображение: FA)
Выступая в прошлом месяце, главный исполнительный директор FA Марк Буллингэм сказал: «Мы рады согласовать предварительные условия. дата перезапуска Кубка Англии Эмирейтс 2019-2020 гг.
«Соревнование было неотъемлемой частью английского футбольного календаря на протяжении почти 150 лет, и мы хотели бы поблагодарить руководство Премьер-лиги и клубы за их поддержку при составлении расписания. оставшиеся матчи за это беспрецедентное время.
«Это был трудный период для многих людей, и, хотя это положительный шаг, дата перезапуска зависит от соблюдения всех мер безопасности.
« Здоровье и благополучие игроков, персонала и болельщиков остается нашим приоритетом. »
ПОСЛЕДНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ LIVE SPORT TV
Получите Sky Sports всего за 25 фунтов стерлингов в месяц за 9,99 фунтов стерлингов
Получите BT Sport за ПОЛОВИНУ ЦЕНЫ
Ранее в этом месяце Футбольная ассоциация объявила Экспонат будет переименован в финал Heads Up FA Cup.
Смена названия является частью инициативы FA по повышению осведомленности о психическом здоровье.
Эмирейтс, являющаяся титульным спонсором соревнований с 2015 года, согласилась на изменение финала.
Президент Англии принц Уильям сказал: «Мы действительно собираемся использовать финал как момент, чтобы способствовать хорошему и позитивному психическому здоровью для всех.
«Это очень своевременно, учитывая, через что мы все прошли с этой пандемией.
« Я думаю, что, к сожалению, это будет иметь много последствий в обществе, а не только в футболе, с точки зрения людей. душевное здоровье.
«Надеюсь, Кубок Англии может стать поворотным моментом, вокруг которого люди смогут сплотиться».
Генеральный директор FA Буллингхэм добавил: «После нескольких трудных месяцев для многих по всей стране благополучие психического здоровья стало как никогда важным.
«Мы рады, что благодаря поддержке Эмирейтс, мы можем посвятить наше яркое место в мужском футбольном календаре Heads Up.
» Я также хотел бы поблагодарить BBC и BT Sport за их поддержку кампании, поскольку они разделяют нашу страсть к борьбе с этой важной проблемой.
«Вместе мы будем поощрять людей говорить о психическом здоровье, стремясь избавиться от стигмы, которая существует вокруг этого.
«Герцог Кембриджский всегда хотел начать самый масштабный разговор о психическом здоровье, и такое переименование Кубка Англии, за которым наблюдают миллионы людей во всем мире, — это наш способ стимулировать это обсуждение».
В этой статье есть партнерские ссылки, мы можем получать комиссию с любых продаж, которые мы производим. Подробнее
.