Основы си программирования: Введение в Си. Послание из прошлого столетия / Хабр

Содержание

Введение в язык программирования C. Урок 1

C — это достаточно «древний» язык программирования, он сформировался в начале 70-х. Не смотря на это, C — живой язык в том смысле, что он активно применяется в настоящее время. Он был придуман, использовался и используется для написания существенных частей программного кода Unix-подобных операционных систем. Также на нем пишут утилиты, компиляторы и реже прикладные программы. Поэтому C называют системным языком программирования.

Его живучесть можно объяснить тем, что принципы работы операционных систем относительно универсальны, они не подвержены тому прогрессу и разнообразию, которые можно наблюдать в среде десктопного и мобильного ПО, Web-приложений. C не является языком достаточно высокого уровня, он ближе к архитектуре компьютера. В результате программы на C получаются компактными и быстрыми.

C не поддерживает объектно-ориентированного программирования. Поддержка ООП реализована в C++. Хотя последний возник на основе языка C, он не является его «продолжением», а представляет собой отдельный язык, который можно изучать, не зная C. Однако изучение C полезно перед знакомством с его «продвинутым младшим братом», т.к. синтаксис языков похож, C не перегружает мозг начинающего программиста сверхвозможностями и приучает к пониманию сути происходящего.

Подходит ли C для первого знакомства с программированием? Если вы не обучаетесь в вузе по специальности, связанной с IT, то нет. C предполагает понимание организации и принципов работы аппаратного обеспечения, в частности – памяти. Здесь многое делается с помощью указателей, они играют ключевую роль; эта тема достаточно сложная для понимания и обычно не изучается в школе.

Конечно, с помощью C можно изучать основы программирования и не изучать при этом указатели. Однако человек будет думать, что знает C, мало зная о нем по существу. Язык C был создан разбирающимися в устройстве «железа» профессиональными программистами для написания операционной системы UNIX. Его не задумывали как язык для обучения начинающих.

Среды и компиляторы для программирования на C

Если вы пользуетесь одним из дистрибутивов GNU/Linux, вам подойдет любой текстовый редактор с подсветкой синтаксиса, также понадобятся GCC и терминал.

Редактор и терминал для программирования на CСуществуют редакторы для программистов, включающие различные дополнения, в том числе терминал, просмотр каталогов и др. Например, Geany или Atom.

Программирование в Geany

C – компилируемый язык программирования. В GNU/Linux для получения исполняемых файлов используется GCC – набор компиляторов, включающий в том числе компилятор для C. Чтобы из исходного файла (обычно таким файлам дают расширение *.с) получить исполняемый, надо выполнить в терминале команду примерно следующего вида:

, где gcc — команда, запускающая программу, выполняющую компиляцию и иные действия; -o – ключ, сообщающий, что мы вручную указываем имя исполняемого файла; hello – имя получаемого исполняемого файла; hello.c – имя файла с исходным кодом. Имя исполняемого файла можно не указывать:

В этом случае исполняемый файл будет иметь имя по умолчанию a.out.

Для Windows существует свой набор компиляторов – MinGW. Его можно использовать самостоятельно, однако он входит в состав простой среды разработки Dev-C++, которая может оказаться хорошим выбором для обучения программированию на языках C и С++.

При сохранении выбирайте тип файла «C source files (*.c)». Компиляция и запуск программы выполняется при нажатии клавиши F9. После исполнения программа сразу закрывается и результат невозможно увидеть. Чтобы этого не происходило, прописывают две дополнительные строки: #include <conio.h> и getch(). (Возможно это не актуально для более новой версии Dev-C++.)

«Hello World» в GNU/Linux:

#include <stdio.h>
 
int main () {
	printf ("Hello World\n");
}

«Hello World» в Windows:

#include <stdio.h>
#include <conio.h>
 
int main () {
	printf ("Hello World\n");
 
	getch();
}

С другой стороны, существует большое количество кроссплатформенных сред разработки. Например, Eclipse + модуль CDT, KDevelop, CLion. Последняя платна, выпускается компанией JetBrains – лидером в разработке IDE, однако имеет 30-ти дневный триальный период, чего может быть достаточно для обучения. CLion удобнее других IDE.

«Hello World» на C

На примере простейшей программы сразу отметим некоторые особенности языка программирования C.

В языке C роль основной ветки программы берет на себя функция main(). Эта функция всегда должна присутствовать в законченной программе на языке C, и исполнение программы начинается именно с нее. Однако объявленные внутри нее переменные не являются глобальными, их область видимости простирается только на main(). Тем не менее в языке программирования C почти весь программный код заключается в функции, и функция main() является главной и обязательной.

По умолчанию функция main() возвращает тип данных int, поэтому можно не указывать тип возвращаемых данных. Однако компилятор в этом случае выносит предупреждение.

Функция printf() предназначена для вывода данных. Ее назначение аналогично процедуре write() языка Pascal и функции print() в Python. Функция printf() после вывода не выполняет переход на новую строку. Поэтому для перехода используется специальный символ, который обозначается комбинацией \n. Законченные выражения на языке C разделяются точкой с запятой.

В языке C функции ввода-вывода не являются частью языка. Например, в Python нам не надо импортировать никакой модуль, чтобы пользоваться функциями print() и input(). В C же мы не можем просто вызвать функцию printf(), т.к. в самом C ее просто нет. Эту функцию, а также ряд других, можно подключить с помощью заголовочного файла stdio.h. Именно для этого в начале программы прописана строка #include <stdio.h>. Include с английского переводится как «включить», а stdio есть сокращение от «стандартный ввод-вывод (input-output)».

В заголовочных файлах (они оканчиваются на *.h) обычно содержаться объявления тех или иных функций. Объявление — это просто описание функции: какие параметры она принимает и что возвращает. Сам код функции (определение) находится не в заголовочном файле, а в библиотеках (других файлах), которые могут быть уже скомпилированы и расположены в системных каталогах. Перед компиляцией программы запускается препроцессор языка C. Помимо прочего он включает в начало файла программы содержимое указанных в ней заголовочных файлов.

Практическая работа

Закомментируйте1 первую строчку кода программы HelloWorld. Попробуйте скомпилировать программу. Удалось ли получить исполняемый файл? Какое предупреждение выдал компилятор?

1 // — однострочный комментарий на языке C; /* … */ — многострочный комментарий на языке C.

Самоучитель по Си с нуля

Справочник по языку программирования СИ

1 урок.  Простейшая программа на Си.                                                          Установка Си для Windows 7

              Структура программы в Си.  Вывод сообщения на экран              Другие языки программирования:

2 урок   Переменные в Си. Операции                                                            Курс Python

             Типы переменных, Арифметические операции с перменными      Курс Vb

3 урок   Вывод информации на экран в Си.                                                   Курс Pascal

                Форматированный вывод информации на экран. Оператор Printf Курс по PHP

4 урок   Ввод данных с клавиатуры в Си

             Форматированный ввод информации с клавиатуры. Оператор scanf

5 урок  Ввод и вывод данных в Си++

             Операторы cout и cin

6 урок   Условия в Си. Оператор if

             Условные алгоритмы. Опертаор If

7 урок   Логические операции в Си

             Логические  выражения и операции and  or  (И,  ИЛИ)

8 урок   Множественный выбор в СИ

             Оператор switch

9 урок   Циклы в Си.Оператор for

             Циклические алгоритмы. Цикл for

10 урок  Цикл с условием в Си. Оператор while

11 урок  Графика в Си.

              Графический режим. Рисование основных фигур : точка, линия, окружность, прямоугольник

12 урок   Случайные числа в Си

               Задание случаных чисел в необходимом диапазоне 

13 урок  Процедуры и функции в Си.

              Глобальные и локальные переменные. Параметры функций и процедур. Зданаие процедур и функций в Си

14 урок   Массивы в Си.  

              Определение массива в Си. Задание массива с клавиатуры. Вывод массива на экран. 

15 урок   Матрицы в Си

               Определение матрицы в Си. Воод матрицы и вывод на экран

16 урок  Файлы в Си

                   Чтение и запись информации в файлы в Си

17 урок Ошибки в программах на Си

               Поиск и исправление ошибок в программах на си

Поделиться 

 

 

Уроки программирования на C++ | Ravesli

Здесь представлены более 200 бесплатных уроков по программированию на языке С++. Онлайн курсы программирования с нуля для начинающих, где рассматриваются основы и тонкости языка программирования C++. Бесплатное обучение программированию, а именно учебник с практическими заданиями и тестами. Неважно, имеете ли Вы опыт или нет, эти уроки по программированию помогут Вам начать создавать, компилировать и отлаживать программы на языке C++ в разных средах разработки: Visual Studio, Code::Blocks, Xcode или Eclipse.

Множество примеров и подробных разъяснений. Отлично подойдут как для новичков (чайников), так и для более продвинутых. Объясняется всё с нуля и до самых деталей и это всё абсолютно бесплатно!

Также рассматривается пошаговое создание игры в С++ и более 70 заданий для проверки своих навыков программирования. 

Глава №0. Введение. Начало работы

Глава №1. Основы C++

Глава №2. Переменные и основные типы данных в C++

Глава №3. Операторы в C++

Глава №4. Область видимости и другие типы переменных в C++

Глава №5. Порядок выполнения кода в программе. Циклы, ветвления в C++

Глава №6. Массивы, Строки, Указатели и Ссылки в C++

Глава №7. Функции в C++

Глава №8. Основы ООП в C++

Глава №9. Перегрузка операторов в C++

Глава №10. Введение в связи между объектами в C++

Глава №11. Наследование в C++

Глава №12. Виртуальные функции в C++

Глава №13. Шаблоны в C++

Глава №14. Исключения в C++

Глава №15. Умные указатели и Семантика перемещения в C++

Глава №16. Стандартная библиотека шаблонов (STL) в С++

Глава №17. std::string в С++

Глава №18. Ввод/Вывод в С++

Дополнительные уроки

Финал

Адаптированный перевод с LearnCpp.com.

Пошаговое создание игры на С++

Отдельное спасибо Дмитрию Бушуеву за помощь в переводе с cprogramming.com.

Задания по С++

Основы C++ для начинающих программистов: вводный видеокурс

В курсе подробно и доступно разобраны базовые концепции программирования и основы C++. Прекрасный выбор для начинающих разработчиков.

C++ – один из самых востребованных и многофункциональных языков программирования. В то же время – один из самых сложных для изучения. Если вы счастливчик, для которого C++ стал первым языком, подойдите к изучению ответственно.

Крайне важно сразу построить прочный фундамент из базовых знаний, иначе все ваше здание рано или поздно рухнет.

Этот курс поможет вам плавно влиться в программирование и простыми словами объяснит непростые основы C++ .

Немного о языке

Курс начинается коротким вступительным видео, из которого вы узнаете, что C++ существует давно и может многое. Кроме того, подберете подходящий для дальнейшей работы инструмент и создадите заготовку проекта.

Каркас первой программы

По традиции основы C++ начинаются с классического HelloWorld-приложения, которое продемонстрирует, как программист может давать указания компилятору языка. Вы узнаете о заголовочных файлах и пространствах имен, а также научитесь использовать два полезных метода стандартной библиотеки для работы с потоками ввода и вывода.

Типы данных

Следующие несколько уроков посвящены основным типам данных языка.

Вы создадите свою первую переменную, освоите арифметические операции в полной и краткой форме, напишете простой калькулятор и научитесь генерировать случайные числа с помощью функции rand.

Расширенный набор математических операций вы найдете в этом видео.

Отдельный урок освещает тонкости работы с символами и строками. Особенность состоит в том, что в C++ не существует специального типа данных для строк, поэтому приходится что-то изобретать.

Конструкции языка

Изучая основы C++, нельзя не упомянуть об условных конструкциях всех видов и циклах, которые позволяют грамотно организовать код и избежать повторений.

Также вы познакомитесь с обработкой исключений внутри блока try-catch.

Указатели и ссылки

Одна из самых сложных концепций языка, которая часто ставит новичков в тупик. Вы разберетесь, что такое указатели (и даже указатели на указатели) и чем они отличаются от ссылок. На данном этапе эта тема может оказаться довольно трудной. Не переживайте, все станет понятнее, когда речь пойдет о функциях. Обязательно вернитесь к ней чуть позже.

Способы организации данных

Разобравшись с указателями, переходите к различным способам организации данных в C++: массивам, перечислениям и структурам.

Этот урок продемонстрирует, как создавать и инициализировать массивы, а также перебирать их элементы с помощью циклов.

Если изначально размер массива неизвестен, его можно определить во время выполнения кода. О динамическом выделении и освобождении памяти расскажет этот урок.

Еще один способ собрать данные в единый набор – это перечисления. В курсе они рассматриваются на примере лифта в торговом центре.

Структуры в C++ – это подобие упрощенных классов. Разобравшись с ними, вы сделаете первый шаг к объектно-ориентированному программированию.

Функции

Далее в курсе разбираются основы C++ функций. Вы узнаете, зачем нужны прототипы функций, а также что такое перегрузка и как она помогает организовать работу с разными типами данных и количеством параметров.

ООП

С 18 урока начинается знакомство с объектно-ориентированным программированием. В отличие от языка C в C++ эта парадигма поддерживается. Вы создадите свой первый класс, познакомитесь с модификаторами доступа и научитесь делать переменные приватными.

Облегчить создание и уничтожение экземпляров класса помогут конструкторы и деструкторы, которые рассматриваются в отдельном уроке.

Затем вы узнаете, что такое дружественные функции и как они позволяют организовать взаимодействие между классами. А после этого познакомитесь с дружественными классами на примере совсем недружелюбного объекта Volodya.

Завершают тему объектно-ориентированного программирования в C++ концепции указателя this и наследования одних классов от других:

Шаблоны

В заключение автор предлагает рассмотреть очень важную тему шаблонов функций и классов, которые позволяют не привязываться при написании кода к конкретным типам данных.

Курс Основы C++

Курс отлично подходит для начинающих разработчиков ПО. Автор хорошо объясняет основы C++ и программирования в целом. Все уроки подряд вы можете найти в этом плейлисте:

Удачи в обучении!

Еще больше материалов по C++:

Преимущества C++ как первого языка для обучения программированию / Хабр

Всем доброго времени суток!

Это статья о том, почему же все-таки стоит выбрать C++ в качестве первого языка программирования для обучения студентов, и немного о проблемах преподавания в ВУЗах. Часть суждения, касающегося процесса обучения, основывается на личном опыте преподавания (три года, во время учёбы в аспирантуре), а также на общении с преподавателями и студентами.

Рассматриваются преимущества языка программирования C++ именно для обучения и с точки зрения лучшего понимания основных концепций. Остальные кандидаты на роль первого языка (Pascal/Python/C#/Java) не рассматриваются, дабы не разжигать холивар. Еще раз отмечу: не для промышленной разработки и не с точки зрения такого субъективного критерия, как удобство.

Написано под впечатлением откровенно рекламного поста «Delphi XE5 как основа для обучения программированию» (на момент написания, доступна только версия «от гугла»).

0 Введение

Для начала, хотелось бы отметить, что для студентов не профильных специальностей вопрос выбора первого языка программирования не рассматривается. Основы алгоритмизации (если они необходимы) можно осваивать хоть на Python, хоть на C++ (Java, C#, Pascal и т.д.). В данном случае, чем проще язык, тем он лучше: у людей необходимо сформировать хоть какую-то культуру алгоритмического мышления и понимания базовых конструкций. Студентам некоторых специальностей (юридические, экономические, гуманитарные), изучение ЯП совсем не требуется.
Несмотря на всю очевидность написанного выше, многим студентам-экономистам первого курса преподают программирование на Pascal на практических занятиях по информатике. Студентам, которые ещё толком не умеют работать с MS Word. Польза от таких занятий весьма и весьма сомнительна. Точно так же, студентов-математиков могут пару лет учить программировать на C++/C#/Java… но зачем? Гораздо полезнее для последующего применения своих знаний изучить программы вроде Mathcad, Simulink, Surfer и т.д.
Учитывая вышеизложенное, рассмотрим процесс выбора первого языка исключительно для студентов профильных специальностей (например, «Программная инженерия») и смешанных специальностей с уклоном в сторону IT (например, «Прикладная математика и информатика»). Во-первых, учебный план таких специальностей предполагает достаточное количество лекций и практик (т.к. рассматривается первый язык, учитывается только первый курс): для двух связанных дисциплин (информатика и программирование) около 230 часов, в зависимости от специальности. Во-вторых, наличие заинтересованности и определённого склада ума у студентов. Такие студенты чаще всего уже пробовали программировать, а возможно даже и написали сайт/игрушку. Две эти причины, в совокупности, дают неплохую базу для начала обучения и понижают порог вхождения для обучения языку. К тому же, выпускникам рассматриваемых специальностей предстоит в дальнейшем работать в индустрии разработки ПО. Следовательно, выбор первого языка для них особо важен.

1 Почему же C++?

На первом курсе закладывается базис для дальнейшего обучения и формируется подход студента к дальнейшему получению знаний. Язык программирования играет здесь не последнюю роль.
Для того чтобы выбрать C++ в качестве первого языка программирования существует четыре причины:

  1. Компилируемый язык со статической типизацией.
  2. Сочетание высокоуровневых и низкоуровневых средств.
  3. Реализация ООП.
  4. STL.

Рассмотрим данные причины более подробно.

Компилятор. Тут C++ предстаёт во всей красе. Множество компиляторов, консольные команды, этапы сборки программы… Да, первую программу нужно написать в простом текстовом редакторе без подсветки синтаксиса и автокомплита, найти чем и как её можно запустить. Такой подход формирует у человека некоторое понимание того, как всё устроено:

  • Код программы – это просто текст, который сам по себе не заработает.
  • Компилятор – это отдельная программа, которой надо указать, что и как сделать с исходным кодом, чтобы он превратился в исполняемый файл. Текстовый редактор – это тоже отдельная программа, предназначенная для написания исходного кода.
  • Существуют опции сборки, и существует не один компилятор.
  • Исходный код, написанный программистом, может быть предварительно обработан и изменён (например, препроцессором).

Будущий специалист осознает, что код сам по себе не запускается (в дальнейшем он быть может и заинтересуется, как работает, например, интерпретатор Python или JIT-компиляция). Человек будет задавать себе вопросы: «А почему?», «А в чём отличие?», «Как?». Не будет иллюзий по поводу того, что всё работает по нажатию двух волшебных кнопок или в интерактивной командной строке. Студент будет знать, что процесс сборки программы можно настроить и что исходный код может быть обработан сторонними программами. В будущем, при использовании IDE, человек будет понимать, что это всего лишь удобный комплекс программ, выполняющий большую часть рутинных операций и в случае недостаточной гибкости от неё можно отказаться или расширить.

Статическая типизация. На примере языка со статической типизацией проще понять, что такое тип данных, зачем он нужен и от чего зависит. Видно, что собой представляет объявление, определение и инициализация. Использование языка C++ даёт это явно увидеть, что способствует дальнейшему пониманию того, как работают эти механизмы в других языках. Помимо этого можно на реальных примерах понять, чем беззнаковые целые отличаются от целых со знаком, чем отличаются числа двойной и одинарной точности, чем отличается символ от строки и т.д.

Высокоуровневые и низкоуровневые средства. Использование таких средств, как указатели и динамическое выделение памяти, позволяет понять (или в дальнейшем способствует пониманию), что такое стэк, куча, стэк вызовов, раскрутка стэка и т.д. Помимо этого, на практике закрепляется понимание концепции адресов и адресной арифметики. На примерах демонстрируется, что память надо выделять, освобождать, потому что она не бесконечная, что существуют утечки памяти. В будущем, при изучении языков с GC проще будет понять, что же это такое.

Отдельно стоит отметить простой механизм передачи значений по ссылке, значению, указателю и перенос объекта. Что такое изменяемые и не изменяемые параметры. В дальнейшем данные концепции могут быть использованы и при изучении других языков. Студент будет понимать, например, что объект в языке N передаётся по ссылке, и если его значение изменить в функции-члене, то оно изменится везде.

Реализация ООП. Это относительно чистая реализация ООП без всякого синтаксического сахара (относительно некоторых других языков). Чётко разграниченные уровни доступа к членам класса, возможность множественного наследования и динамический полиморфизм дают возможность быстро усвоить основные концепции ООП (абстракция, наследование, инкапсуляция и полиморфизм). Указатели и динамическое выделение памяти позволяют наглядно понять такие важные механизмы, как upcasting и downcasting. В дальнейшем, основываясь на этих знаниях, легко можно понять весь синтаксический сахар в других языках. Необходимость контроля ресурсов (в том числе и «правило трёх» или уже «правило пяти», с учётом C++11), захват их в конструкторе и освобождение в деструкторе также способствуют более глубокому пониманию ООП.

Стоит отметить такой важный момент, как не принудительное ООП. То есть данный подход к программированию применяется тогда, когда это удобно, и его можно смешивать, например, с функциональным программированием. Это способствует формированию понимания того, что средства реализации выбираются исходя из задачи.

STL. Сама по себе концепция шаблонов C++, генерации кода и применения широкого спектра алгоритмов к различным контейнерам положительно влияет на процесс обучения. Здесь все на поверхности и понятно, почему можно создать вектор целых чисел и вектор пользовательских объектов на основе одного класса-контейнера. Почему можно применить некоторую операцию к последовательности объектов или как отсортировать объекты, для которых не предусмотрена встроенная операция сравнения. Можно понять, как осуществляется доступ к элементам, и узнать о категориях итераторов. Помимо этого закрепляется понимание обобщённого программирования.

2 Немного о проблемах обучения

Процесс обучения, пожалуй, одна из наиболее существенных преград, для того, чтобы реализовать все то, о чём написано в предыдущем пункте. Вероятно, этот вопрос не касается топовых IT-вузов, но если взять рядовые образовательные учреждения, то ощущается дефицит квалифицированных кадров и слабая мотивация студентов. Для большей части практических дисциплин редко привлекаются специалисты, занимающиеся непосредственно разработкой ПО. Например, человек, который не применял STL в реальных проектах, вряд ли сможет объяснить, как это делать, и главное зачем. Так же, как и преподаватель, искренне считающий, что программирование на Delphi с формочками уже есть самое настоящее ООП, учитывая, что весь код (без намёка на собственные классы, абстракцию и инкапсуляцию) пишется в обработчике нажатия на кнопку с очень понятным именем «Button1», не способствует процессу обучения. Проблемы есть и со стороны студентов, которые толком не поняли, куда и зачем они поступили. Многие студенты, не имеют мотивации к дальнейшему обучению и пониманию, а также и к самообразованию. Не смотря на то, что такие студенты и преподаватели прекрасно дополняют друг друга, в конце обучения не получится специалист, претендующий на junior-вакансию.

3 Заключение

В настоящий момент в мире разработки программного обеспечения сложилась ситуация, что в цене знание определённых технологий и опыт их применения, а не понимание. Современному обществу необходимо много программистов, которые могут выполнять строго определённые функции. Отчасти этому способствуют и развивающиеся технологии разработки. Возможно, что большая часть разработчиков, умеющих просто пользоваться определённым набором инструментов, никогда не столкнётся с «законом дырявых абстракций». Однако людям, претендующим на должности ведущих разработчиков, занимающихся оптимизацией и вопросами архитектуры, необходимо более глубокое понимание того, как всё устроено. Одним из факторов, приводящих к такому пониманию, может отказаться и верный выбор первого языка программирования. На основании этого, язык C++, являющийся статически типизированным, компилируемым, поддерживающий низкоуровневую работу с памятью и не перегруженную синтаксическим сахаром реализацию ООП, можно рекомендовать в качестве первого языка программирования.

учебник и практический курс для начинающих:

практический курс

Что это такое?


В свое время (1991-1992 года), выбрав язык Си в
качестве основного языка программирования для математических классов,
автор столкнулся с проблемой отсутствия нормальных учебников,
которые можно было бы рекомендовать школьникам. Это
вынудило его написать свой конспект лекций, который можно было бы
назвать «Практический курс программирования на Си»
в него вошли те сведения, которые действительно требовались автору на практике.
Многолетний опыт преподавания показал, что конспект
действительно востребован и широко используется как школьниками, так
и выпускниками.


В качестве среды разработки используется бесплатно распространяемая
оболочка Dev-C++ с открытым исходным
кодом, включающая компилятор GCC.

Автор будет благодарен за отзывы и
конструктивную критику по поводу содержания и оформления этих материалов.
Если вы заметили ошибку или у вас есть
предложения, замечания, жалобы, просьбы и заявления, пишите.

Лицензионное соглашение

Все опубликованные ниже материалы могут быть свободно использованы
в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.

Без письменного согласия автора ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.


Скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Скачать


Конспект распространяется свободно в формате PDF.
Для просмотра требуется бесплатный просмотрщик
Acrobat Reader.
Конспект курса условно разбит на 4 части:

  1. Введение в программирование на языке Си (860 Кб)

    29.03.2014


    Изучение основных конструкций языка и приемов написания программ.
  2. Xранение и обработка данных (792 Кб)

    21.11.2013


    Язык Си: массивы, матрицы, структуры, символьные строки, структуры, рекурсия.
  3. Разработка программ на языке Си (937 Кб)

    01.03.2014


    Приемы проектирования программ,
    структурное программирование, целочисленные алгоритмы, численные методы,
    моделирование.
  4. Динамические структуры данных в языке Си (666 Кб)

    11.06.2009


    Списки, стеки, деревья, графы.

Презентации

Для преподавателей и учащихся могут быть полезны
презентации, построенные на основе этого конспекта. Их можно скачать
на странице Презентации.

Методика


В программе предусмотрено изучение языка Си в
7-11 классах:

7 класс


Часть I представляет собой расширенный конспект курса
7 класса. Введение в язык Си строится на базе алгоритмической
подготовки, которую дети получили в 6 классе, работая с
исполнителями.


Основная задача — познакомить учащихся с основными
конструкциями языка Си: циклами, условными операторами,
процедурами. Весьма успешно проходит изучение разделов,
связанных с графикой, анимацией.


Для работы с графикой через браузер можно использовать
онлайн-сервис
Антона Деникина.

8 класс


Программа включает следующие разделы (в скобках указана часть конспекта):
Массивы (II), Работа с файлами (II), Символьные строки (II), Вращение объектов (III),
Моделирование (III)
. Особое внимание уделяется изучению
алгоритмов работы с массивами, в том числе поиска, сортировки и т.п.
Дается понятие об эффективности вычислительных методов.

9 класс


Основное внимание уделяется изучению методов разработки
программ
на языке Си. Учащиеся выполняют индивидуальное задание, в ходе которого
учатся строить графики на экране, знакомятся с преобразованиями
систем координат, изучают методы решения уравнений, знакомятся с численными
методами, учатся правильно оформлять программы (разделы 1-2 части III).
Одно из заданий посвящено использованию метода Монте-Карло для вычисления
площади сложной фигуры. Из новых разделов изучаются также
Матрицы (II), Массивы символьных строк (II). Вводится понятие
указателей и изучаются простейшие операции с ними.

10 класс


Изучения языка Си выходит на более серьезный уровень. Основные
темы — Управление памятью (II), Рекурсия (II), Структуры (II).
Предусмотрено изучение языка Паскаль в качестве второго языка программирования.
С этого момента алгоритмы на теоретических занятиях записываются
поочередно на двух языках.

11 класс

Изучаются не столько особенности языков, сколько
алгоритмы. Основные разделы — Численные методы (III), Моделирование (III),
Динамические структуры данных (IV)
.

Курс «Основы программирования» / Хабр

Всем привет. Мы, команда BEEGEEK, запускаем курс по основам программирования. В данной статье расскажу, почему создали такой курс, о его содержании и отвечу на часто задаваемые вопросы.

Сразу отмечу, что данный курс не является «идеальным». В нем есть все необходимое для легкого и плавного старта. Жду обратную связь от слушателей, чтобы улучшать наш курс! Итак, поехали!

Проблема

Процесс решения задачи с помощью вычислительной системы состоит из нескольких этапов:

  1. постановка задачи
  2. формализация
  3. алгоритмизация
  4. программирование
  5. тестирование

Каждый этап представляет собой целый набор умений, которого нет у начинающих изучение языков программирования. В процессе обучения программированию, т.е. умению реализовать решение задачи на некотором языке программирования, учащимся сложно добраться до этапа программирования, если они не умеют решать задачи вообще. Многочисленные учебные пособия в печатном и электронном виде направлены в первую очередь на описание синтаксиса языка, и не позволяют развить умение решать задачу или записать ее.

С развитием сетевых технологий появилось большое число различных систем автоматической проверки, которые позволяют проверить правильность решения без участия учителя. Однако они ориентированы на учащихся уже готовых написать полную программу, т.е. готовых выполнить все шаги для получения решения, возможно не осознавая их.

Таким образом, люди, начинающие свой путь программиста останавливаются в самом начале, так как не могут перейти от простых упражнений на синтаксис к более профессиональным задачам, требующих целого комплекса умений:

  • Умение читать и понимать уже существующий код. Современный разработчик чаще всего работает в команде или продолжает работу своих предшественников, поэтому должен уметь вычленить из существующего кода замысел автора.
  • Умение представить как будет работать написанный текст программы. Разработка больших профессиональных приложений может приводить к тому, что скомпилировать код и посмотреть его работоспособность представляется не очень часто, поэтому умение мысленно запустить код на выполнение может сохранить большое число человеко-часов.
  • Умение тестировать программу в мысленном режиме, не используя специализированные системы. Именно это умение позволяет еще на этапе написания программы предотвратить многочисленные ошибки. Также, составление трассировочных таблиц помогает выявить ошибку в программе, когда становится ясно, что выходные данные не совпадают с эталонными.
  • Умение строить гипотезы неработоспособности кода программы и проверять гипотезу. При обнаружении ошибки в выходных данных программы часто учащиеся пытаются методом случайных изменений текста программы, подогнать решение под верный вывод. “А что если так попробовать” — такой подход свойствен начинающим программистам, не умеющим анализировать совокупность входных и выходных данных.

Решение проблемы

Программа курса на базовом уровне освещает практические основы программирования. В ходе обучения предстоит решить множество небольших и интересных задач, в которых можно потренировать умение читать код, анализировать готовые программы, а также писать самостоятельно программный код.

Такой опыт будет полезен всем, кто хочет углубиться в изучение программирования. Едва ли возможно научиться программировать без практики, поэтому в качестве домашних заданий предлагается довольно много задач.

Содержание курса

Курс состоит из следующих модулей:

  1. Типы данных. Переменные. В данном модуле научимся вводить и выводить информацию. Познакомимся с понятием «переменная», с помощью которой будем хранить некоторую информацию. Посмотрим какие типы данных существуют, ведь с типом величины связаны три ее свойства: форма внутреннего представления, множество принимаемых значений и множество допустимых операций.
  2. Условный оператор. В данном модуле научимся пропускать или выполнять некоторый блок кода в зависимости от некоторого условия. Рассмотрим короткую и полную запись условного оператора. Разберем оператор «switch-case«.
  3. Операторы цикла. Самый большой и важный модуль. В данном модуле разберем цикл со счетчиком for, цикл с предусловием while. Также рассмотрим операторы управления циклом: break, continue. Разберем вложенные циклы, задачи про последовательности, минимаксные задачи, задачи на перебор и задачи на анализ цифр числа.
  4. Строки и символы. В данном модуле узнаем подробнее про символы, а именно как они представлены в компьютере, какие операции можно производить. Также поговорим про строки и как они связаны с символами.
  5. Массивы. Большой модуль с большим количеством практических заданий. В данном модуле познакомимся с массивами. Рассмотрим как их объявлять, заполнять, оперировать с элементами массива. Также познакомимся с многомерными массивами, в частности с двумерным массивом.
  6. Функции. В данном модуле поговорим о том, как структурировать программы. Изучим главный «строительный блок» программирования — функции. Рассмотрим примеры, где уместно написание и использование функции.

Для кого предназначен данный курс?

Курс является вводным и больше всего подойдет слушателям, не имеющим опыта программирования.

На каком языке программирования будет проходить курс?

Курс будет проходить на языке программирования C# (си шарп), однако данный курс не привязывается к одному языку программированию, так как в нем проходят базовые понятия и конструкции, которые включают в себя все современные языки. Решать задачи можно на любом из современных языков программирования.

Где будет проходить курс?

Данный курс будет проходить на образовательной платформе Stepik. Уже сейчас можно записываться на курс.

Что кроме изучения языка программирования будет на курсе?

Кроме изучения языка программирования, затронем базовые алгоритмы поиска, алгоритмы со строками, теорию чисел.

Сколько стоит курс?

Курс будет проходить абсолютно бесплатно!

Записывайтесь на курс! Жду от Вас обратной связи для улучшения курса!

90000 What is C Programming Language? Basics, Introduction and History 90001 90002 90003 90004 Home 90005 90004 90007 Testing 90008 90009 90004 90003 90004 Back 90005 90004 Agile Testing 90005 90004 BugZilla 90005 90004 Cucumber 90005 90004 Database Testing 90005 90004 ETL Testing 90005 90004 Jmeter 90005 90004 JIRA 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 JUnit 90005 90004 LoadRunner 90005 90004 Manual Testing 90005 90004 Mobile Testing 90005 90004 Mantis 90005 90004 Postman 90005 90004 QTP 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Quality Center (ALM) 90005 90004 RPA 90005 90004 SAP Testing 90005 90004 Selenium 90005 90004 SoapUI 90005 90004 Test Management 90005 90004 TestLink 90005 90028 90005 90028 90005 90004 90007 SAP 90008 90071 90004 90003 90004 Back 90005 90004 ABA P 90005 90004 APO 90005 90004 Beginner 90005 90004 Basis 90005 90004 BODS 90005 90004 BI 90005 90004 BPC 90005 90004 CO 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 CRM 90005 90004 Crystal Reports 90005 90004 FICO 90005 90004 HANA 90005 90004 HR 90005 90004 MM 90005 90004 QM 90005 90004 Payroll 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 PI / PO 90005 90004 PP 90005 90004 SD 90005 90004 SAPUI5 90005 90004 Security 90005 90004 Solution Manager 90005 90004 Successfactors 90005 90004 SAP Tutorials 90005 90028 90005 90028 90005 90004 90007 Web 90008 90009 90004 90003 90004 Back 90005 90004 Apache 90005 90004 Android 90005 90004 AngularJS 90005 90004 ASP.Net 90005 90004 C 90005 90004 C # 90005 90004 C ++ 90005 90004 CodeIgniter 90005 90004 DBMS 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Java 90005 90004 JavaScript 90005 90004 JSP 90005 90004 Kotlin 90005 90004 Linux 90005 90004 MariaDB 90005 90004 MS Access 90005 90004 MYSQL 90005 90004 Node. js 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Perl 90005 90004 PHP 90005 90004 PL / SQL 90005 90004 PostgreSQL 90005 90004 Python 90005 90004 ReactJS 90005 90004 Ruby & Rails 90005 90004 Scala 90005 90004 SQL 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 SQL Server 90005 90004 SQLite 90005 90004 UML 90005 90004 VB.Net 90005 90004 VBScript 90005 90004 Web Services 90005 90004 WPF 90005 90028 90005 90028 90005 90004 90007 Must Learn! 90008 90231 90004 90003 90004 Back 90005 90004 Accounting 90005 90004 Algorithms 90005 90004 Blockchain 90005 90004 Business Analyst 90005 90004 Build Website 90005 90004 CCNA 90005 90004 Cloud Computing 90005 90004 COBOL 90005 90004 Compiler Design 90005 90004 Embedded Systems 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Ethical Hacking 90005 90004 Excel Tutorials 90005 90004 Go Programming 90005 90004 IoT 90005 90004 ITIL 90005 90004 Jenkins 90005 90004 MIS 90005 90004 Networking 90005 90004 Operating System 90005 90004 Prep 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 PMP 90005 90004 Photoshop 90005 90004 Project Management 90005 90004 Reviews 90005 90004 Salesforce 90005 90004 SEO 90005 90004 Software Engineering 90005 90004 VBA 90005 90028 90005 90028 90005 90004 90007 Big Data 90008 90307 90004 90003 90004 Back 90005 90004 AWS 90005 90004 BigData 90005 90004 Cassandra 90005 90004 Cognos 90005 90004 Data Warehousing 90005 90004 DevOps 90005 90004 HBase 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Hive 90005 90004 Informatica 90005 90004 MicroStrategy 90005 90004 MongoDB 90005 90004 NiFi 90005 90004 OBIEE 90005 90004 Pentaho 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 90005 90028 90005 90028 90005 90028 .90000 What is C? — The Basics of C Programming 90001

90002 C is a 90003 computer programming language 90004. That means that you can use C to create lists of instructions for a computer to follow. C is one of thousands of programming languages ​​currently in use. C has been around for several decades and has won widespread acceptance because it gives programmers maximum control and efficiency. C is an easy language to learn. It is a bit more cryptic in its style than some other languages, but you get beyond that fairly quickly.90005

90002 C is what is called a 90003 compiled language 90004. This means that once you write your C program, you must run it through a 90003 C compiler 90004 to turn your program into an 90003 executable 90004 that the computer can run (execute). The C program is the human-readable form, while the executable that comes out of the compiler is the machine-readable and executable form. What this means is that to write and run a C program, you must have access to a C compiler.If you are using a UNIX machine (for example, if you are writing CGI scripts in C on your host’s UNIX computer, or if you are a student working on a lab’s UNIX machine), the C compiler is available for free. It is called either «cc» or «gcc» and is available on the command line. If you are a student, then the school will likely provide you with a compiler — find out what the school is using and learn about it. If you are working at home on a Windows machine, you are going to need to download a free C compiler or purchase a commercial compiler.A widely used commercial compiler is Microsoft’s Visual C ++ environment (it compiles both C and C ++ programs). Unfortunately, this program costs several hundred dollars. If you do not have hundreds of dollars to spend on a commercial compiler, then you can use one of the free compilers available on the Web. See http://delorie.com/djgpp/ as a starting point in your search. 90005

90002 We will start at the beginning with an extremely simple C program and build up from there.I will assume that you are using the UNIX command line and gcc as your environment for these examples; if you are not, all of the code will still work fine — you will simply need to understand and use whatever compiler you have available. 90005

90002 Let’s get started! 90005

.90000 What is Computer Programming? Basics to Learn Coding 90001 90002 90003 90004 Home 90005 90004 90007 Testing 90008 90009 90004 90003 90004 Back 90005 90004 Agile Testing 90005 90004 BugZilla 90005 90004 Cucumber 90005 90004 Database Testing 90005 90004 ETL Testing 90005 90004 Jmeter 90005 90004 JIRA 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 JUnit 90005 90004 LoadRunner 90005 90004 Manual Testing 90005 90004 Mobile Testing 90005 90004 Mantis 90005 90004 Postman 90005 90004 QTP 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Quality Center (ALM) 90005 90004 RPA 90005 90004 SAP Testing 90005 90004 Selenium 90005 90004 SoapUI 90005 90004 Test Management 90005 90004 TestLink 90005 90028 90005 90028 90005 90004 90007 SAP 90008 90071 90004 90003 90004 Back 90005 90004 ABAP 90005 90004 APO 90005 90004 Beginner 90005 90004 Basis 90005 90004 BODS 90005 90004 BI 90005 90004 BPC 90005 90004 CO 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 CRM 90005 90004 Crystal Reports 90005 90004 FICO 90005 90004 HANA 90005 90004 HR 90005 90004 MM 90005 90004 QM 90005 90004 Payroll 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 PI / PO 90005 90004 PP 90005 90004 SD 90005 90004 SAPUI5 90005 90004 Security 90005 90004 Solution Manager 90005 90004 Successfactors 90005 90004 SAP Tutorials 90005 90028 90005 90028 90005 90004 90007 Web 90008 90009 90004 90003 90004 Back 90005 90004 Apache 90005 90004 Android 90005 90004 AngularJS 90005 90004 ASP.Net 90005 90004 C 90005 90004 C # 90005 90004 C ++ 90005 90004 CodeIgniter 90005 90004 DBMS 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Java 90005 90004 JavaScript 90005 90004 JSP 90005 90004 Kotlin 90005 90004 Linux 90005 90004 MariaDB 90005 90004 MS Access 90005 90004 MYSQL 90005 90004 Node. js 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Perl 90005 90004 PHP 90005 90004 PL / SQL 90005 90004 PostgreSQL 90005 90004 Python 90005 90004 ReactJS 90005 90004 Ruby & Rails 90005 90004 Scala 90005 90004 SQL 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 SQL Server 90005 90004 SQLite 90005 90004 UML 90005 90004 VB.Net 90005 90004 VBScript 90005 90004 Web Services 90005 90004 WPF 90005 90028 90005 90028 90005 90004 90007 Must Learn! 90008 90231 90004 90003 90004 Back 90005 90004 Accounting 90005 90004 Algorithms 90005 90004 Blockchain 90005 90004 Business Analyst 90005 90004 Build Website 90005 90004 CCNA 90005 90004 Cloud Computing 90005 90004 COBOL 90005 90004 Compiler Design 90005 90004 Embedded Systems 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Ethical Hacking 90005 90004 Excel Tutorials 90005 90004 Go Programming 90005 90004 IoT 90005 90004 ITIL 90005 90004 Jenkins 90005 90004 MIS 90005 90004 Networking 90005 90004 Operating System 90005 90004 Prep 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 PMP 90005 90004 Photoshop 90005 90004 Project Management 90005 90004 Reviews 90005 90004 Salesforce 90005 90004 SEO 90005 90004 Software Engineering 90005 90004 VBA 90005 90028 90005 90028 90005 90004 90007 Big Data 90008 90307 90004 90003 90004 Back 90005 90004 AWS 90005 90004 BigData 90005 90004 Cassandra 90005 90004 Cognos 90005 90004 Data Warehousing 90005 90004 DevOps 90005 90004 HBase 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 Hive 90005 90004 Informatica 90005 90004 MicroStrategy 90005 90004 MongoDB 90005 90004 NiFi 90005 90004 OBIEE 90005 90004 Pentaho 90005 90028 90003 90004 Back 90005 90004 90005 90028 90005 90028 90005 90028 .90000 Basics of C and C ++ Programming 90001

Basics of C and C ++ Programming

90002 These pages attempt to give an overview of some basic concepts,
including the structure of the C ++ programming language. You can read
through them below, or you can refer back to them from pages in the main
tutorial when you feel you do not understand a particular topic or piece of
terminology. 90003

90004 Concepts and Terminology 90005

90002 Unless you are just starting to program you probably already know everything
in this section.90003

90004 C ++ Language Structures 90005
90002 Most people find learning by example easier than working from simple
descriptions, so most people will find these pages most useful for reference
when looking at examples elsewhere. 90003

90004 Design 90005
90002 These are pages on software design and good programming practices (at least
in my opinion). 90003

90004 Other Online Tutorials 90005

90004 Book Recommendations 90005

90002 For C programming go out and get «The C Programming
Language «2nd Ed.(Or later editions) by Brian W. Kernighan and Dennis M.
Ritchie. It is perhaps not the easiest tutorial for C
programming, but it is the ultimate bible of C, and you will keep referring back
to it even when you are an experienced programmer. 90003

90002 K & R is particularly appropriate if you already know how to program in
another language (even BASIC, for example). However, for programming beginners I
have had 90023 Teach Yourself C in 21 Days 90024 and 90023 Teach Yourself C ++ in 21
Days 90024, both by Sam’s Net publishers, recommended to me.I can not actually say
anything myself, since I have not read them. 90003

90002 For a bible of C ++ see 90029 The C ++ Programming Language 90030 3rd Ed. by Bjarne
Stroustrup. That book is probably not good for beginners, but more experienced
programmers should benefit from the detailed, if somewhat theoretical approach
to C ++ programming. 90003

.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *