Деньги и еврей: Деньги и денежные отношения в Иудаизме

Содержание

Деньги и денежные отношения в Иудаизме

Оглавление
Еврейский взгляд на деньги [↑]

Любовь к Всевышнему должна быть выше любви к материальным благам. Тора повелевает: «И люби Всевышнего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всем достоянием твоим» (Дварим 6:5) — то есть, ради Всевышнего мы должны быть готовы пожертвовать своим имуществом.

Благотворительность [↑]

Чтобы избежать греха и не нарушить запрета Торы, еврей должен пожертвовать всем своим имуществом. Однако Тора не требует, чтобы мы тратили все своё состояние на выполнение заповедей. Из закона об отделении двух десятин следует, что на выполнение мицвот мы не обязаны отделять больше 20% дохода. Сюда входят затраты на благотворительность, покупку талита, тфилина, мацы для Песаха, этрога для Суккота и т.д.

На благотворительность не рекомендуется отдавать больше пятой части дохода. Тора неодобрительно относится к тем, кто разоряет себя, упиваясь собственным благочестием. Не возбраняется, однако, завещать на благотворительность треть своего состояния.

В любом случае десятая часть дохода принадлежит Всевышнему и мы обязаны отделять десятину на помощь бедным и распространение света Торы. Эту заповедь мы получили от наших праотцов. Как сказал Яков: «…и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе» (Берешит 28:22). Тому же учит нас Талмуд, это выводится из книги Мишлей (Притчи царя Соломона): «Чти Господа от достояния твоего и от первых плодов всех твоих земных произведений» (Мишлей 3:9).

Если кто-либо остро нуждается в помощи, следует дать десятую, а по возможности — пятую часть дохода; очень же богатые люди должны дать столько, сколько потребуется. Тора повелевает: «Открывай руку твою ему (нуждающемуся) и давай ему в долг по мере нужды его, чего не достаёт ему» (Дварим 15:8). Минимальная сумма, при которой заповедь считается выполненной, — треть шекеля в год. Сказано: «И взяли мы на себя заповедь: давать третью часть шекеля ежегодно для службы в Храме Б-га нашего» (Нехемия 10:33). Эту сумму должны отделять самые бедные, чтобы не нарушать заповедь о цдаке. Человек среднего благосостояния, отделяющий такую сумму, считается скупцом.

Если еврей обычно отделяет десятину исключительно на благотворительность, ему не следует использовать эти деньги на другие религиозные цели, однако он может купить на них книги или предметы религиозного назначения, если обязуется давать их в пользование бедным.

Выполнять мицвот красиво [↑]

Мы должны стараться выполнять заповеди наилучшим образом. В Торе сказано: «Он — Б-г мой, и прославлю Его» (Шемот 15:2). Исполняя заповедь, не следует пользоваться самой дешевой утварью. Если средства позволяют, важно приобрести то, что на треть дороже. Например, выбирая талит, следует купить тот, что на треть дороже самого дешёвого в магазине. Тому, кто, стараясь лучше исполнить заповеди, тратит больше, чем «самое дешевое плюс треть», Всевышний щедро отплатит в земном мире. Поэтому любой незапланированный доход следует использовать для этой цели.

Всевышнему всегда надо давать самое лучшее. Например, если община строит синагогу, нужно приложить все усилия, чтобы она получилась настолько красивой, насколько это возможно. Здесь нет места экономии, скупости или показной бедности. Тем не менее, нельзя отказывать небогатым людям, желающим внести свой, пусть и скромный, вклад. Разумеется, богатство и роскошь при таком строительстве должны сочетаться с хорошим вкусом, ни в коем случае не быть вульгарными и показными. И, конечно, это не должно осуществляться за счёт других благотворительных проектов.

Не быть расточительным [↑]

Тора также учит нас не бросать деньги на ветер: «И прикажет священник, и опорожнят дом прежде, чем придёт священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; и затем придёт священник осматривать дом» (Ваикра 14:36). В пустыне Всевышний сотворил воду для людей и для скота. Т.е. Он совершает чудеса чтобы спасти не только нашу жизнь, но и имущество. Это дает нам представление о значимости имущества.

Запрещено ломать или уничтожать любой полезный предмет. Мы узнаем это из заповеди: «Если осаждать будешь город … чтобы завоевать его… то не порти дерев его, поднимая на них топор» (Дварим 20:19). Тот, кто безрассудно ломает мебель или посуду, рвёт одежду или выбрасывает еду, нарушает эту заповедь. Более того, если человек делает это в гневе, считается, его поступок приравнивается к идолопоклонству. Нельзя без причины уничтожать или портить то, на что можно произнести благословение: «Так сказал Господь: когда есть сок в виноградной грозди, то говорят: “Не погуби её, ибо благословение в ней”…» (Йешайа 65:8). Надо отметить, что запрещено только бессмысленное уничтожение. Если же для разрушения есть серьезная причина, оно не считается нарушением заповеди. Когда речь идёт о здоровье, то, безусловно, лучше уничтожить имущество, чем подвергать себя риску.

Также запрещено портить чужое имущество и уничтожать его. Если кто-то нанёс другому ущерб, он обязан его возместить: «А кто убьёт скотину, должен заплатить за неё: животное за животное» (Ваикра 24:18).

Обман и воровство [↑]

Запрещено грабить, воровать или незаконно удерживать любое чужое имущество или деньги. «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не обирай ближнего твоего… и не задерживай у себя на ночь заработка наемника до утра» (Ваикра 19:11,13). Надо быть предельно осторожным, чтобы ненароком не присвоить денег или имущества другого человека, будь то ребёнок или взрослый, как бы ни была мала стоимость этого имущества. Нельзя красть в шутку или чтобы подразнить человека, даже если мы собираемся немедленно вернуть «украденное». «Залог возвратит нечестивый, за награбленное заплатит…» (Йехезкель 33:15) — то есть, человек считается вором, даже если он изначально намеревался вернуть украденную вещь или заплатить за нее. Тора требует вернуть любое имущество, которое находится в нашем владении незаконно. «Он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или вклад, который ему был доверен, или потерянное, что нашёл» (Ваикра 5:23). Если украденную вещь уже невозможно вернуть владельцу, необходимо возместить её стоимость, какой она была на момент кражи. Если владелец переехал в дальний город, мы не должны везти ему украденное имущество, достаточно сообщить, что оно у нас, чтобы он приехал и забрал его. Если владельца уже нет в живых, возместить ущерб нужно его наследникам.

Если человек украл нечто, находящееся в общественной собственности, он не может исправить содеянное, ибо возмещать ущерб некому. Однако он должен сделать все возможное для улучшения общественного благосостояния, чтобы хотя бы косвенно возместить ущерб тем, у кого украл. Ему также следует публично признаться в содеянном и попросить прощения.

Запрещено покупать краденое, так как таким образом мы поощряем преступления и становимся их соучастниками. Об этом сказано: «Разделяющий (добычу) с вором ненавидит душу свою» (Мишлей 29:24). Запрещено также пользоваться украденной вещью или извлекать из неё какую-либо выгоду. Это приравнивается к краже общественной собственности, и исправить такое преступление крайне трудно.

Отношение к собственности [↑]

Заимствование без разрешения считается воровством. Запрещено использовать чужое имущество без разрешения хозяина, даже если мы уверены, что он бы нам не отказал. Если мы, уходя из гостей, вместо своего по ошибке взяли чужой зонтик, то его непременно нужно вернуть, даже если наш собственный зонтик безвозвратно утерян. Если в химчистке нам по недоразумению выдали вещи другого человека, ими нельзя пользоваться, а надо приложить все усилия, чтобы вернуть их законному владельцу.

Не следует принимать подарки, которые делают не от чистого сердца, а под влиянием стыда или по принуждению. Тот, кто так поступает, уподобляется вору. «Губит дом свой корыстолюбивый, а ненавидящий подарки жив будет» (Мишлей 15:27). Не следует также есть в доме, где еды не хватает для самих хозяев, или там, где приглашают не искренне. «Не вкушай хлеба недоброжелателя» (Мишлей 23:6).

Запрещено желать то, что принадлежит другому: «Не желай дома ближнего своего, ни поля его, ни раба его… ни быка его… ничего, что у ближнего твоего» (Дварим 5:18). Человек, который вынуждает другого продать вещь, которую тот продавать не желает, нарушает заповедь «Не домогайся дома ближнего твоего… ни жены ближнего твоего, ни раба его, ни быка его… ничего, что у ближнего твоего» (Шемот 20:14). Оба эти закона входят в Десять Заповедей и «работают» даже в ситуациях, где нет злого умысла.

Бизнес-сделки [↑]

Запрещено вести дела нечестно. «И если будете продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обманывайте друг друга» (Ваикра 25:14). Честность в делах приравнивается к соблюдению всей Торы. Первое, что человека спрашивают на Небесном Суде: «Честно ли ты вёл свои дела?» Нельзя обманывать как евреев, так и неевреев. Более того, обмануть нееврея хуже, потому что это создаёт нам плохую репутацию и оскверняет Имя Всевышнего. В бизнесе недостаточно формального соблюдения закона. Дела нужно вести абсолютно чисто, честно и справедливо.

Запрещено давать на благотворительность деньги, полученные нечестным путём. «Я, Господь, люблю правосудие и ненавижу грабеж и несправедливость» (Йешайя 61:8). А если человек погряз в долгах, он должен вернуть их прежде, чем заниматься благотворительностью.

Во всех сферах жизни нужно всегда помнить, что Всевышний видит каждый наш шаг, и вести себя соответственно. «И делай справедливое и доброе в очах Господа» (Дварим 6:18).

Возможность хорошо зарабатывать и получать удовольствие от плодов своего труда — это большое благословение. Но нельзя ставить бизнес и карьеру выше обязанностей по отношению к Всевышнему. Тот, кто так поступает, нарушает заповедь любить Всевышнего превыше всего.

национальные особенности отношения к деньгам и полезные привычки

Опубликовано: 01 апреля 2019

Шрифт A A

Нет времени читать?

Во все времена представители еврейской нации отличались способностью наживать и приумножать свое имущество, и об их подходе к зарабатыванию денег уже давно ходят легенды и анекдоты. Даже сейчас список Forbes возглавляют именно они: в первую десятку миллиардеров 2019 года входят Майкл Блумберг, Ларри Эллисон и Марк Цукерберг. Так как экономят и зарабатывают евреи по-особенному, мы решили выяснить, в чем секрет их финансового успела.

Что говорят о бережливости евреев

Исторически сформировался стереотип, что все евреи − хитрые и скупые люди с ярко выраженным стремлением к наживе. Во-первых, всплывает в памяти Иуда, продавший Иисуса Христа за 30 сребреников. Во-вторых, издавна евреи занимались банковскими делами, ростовщичеством, торговлей, в то время как среди христиан подобная деятельность не была так широко распространена. Рав Ашер Кушнир рассказывает об особенностях отношения евреев к деньгам на примере притчи:

На самом деле эти стереотипы сильно преувеличены, а Иуда Искариот к иудеям не имеет никакого отношения. А вот любви к деньгам у евреев действительно не отнять.

Особенности отношения к деньгам у евреев

Русские известны широтой своей души. Потратить огромную сумму, скажем, на спонтанные покупки на распродаже или накрыть роскошный стол на праздник – обычное дело. В отличие от русских, экономят евреи всегда, особенно в вопросах бизнеса, но накопленные финансы не хранят под матрасом, а инвестируют в стабильные проекты, предварительно просчитав будущую прибыль.

Рискованных проектов евреи также не боятся. Во-первых, у них всегда продуманы резервные варианты на случай провала. А во-вторых, они полностью уверены в том, что Бог не оставит их и поможет снова заработать деньги. Иудеи не живут под постоянным прессом переживаний о собственном богатстве, вера в Бога дает им уверенность в завтрашнем дне.

[raw]

Действительно ли экономия может быть свойственна целой нации?

ДаНет

[/raw]

Результаты исследования «Левада-центра»: 73% россиян считают, что большинство миллионеров заработали свои состояния нечестным путем. «Я бедный, но зато честный», – так зачастую люди оправдывают своё бездействие. Евреи, в свою очередь, уверены, что быть богатым не только не стыдно, но и приятно, при этом необходимо вести честный бизнес согласно Торе.

Стремление к зарабатыванию денег прививается им с самого детства и сопровождает их в течение всей жизни. Кроме этого, их отношение к деньгами напрямую связано с их менталитетом и мировоззрением. Видео о 10 самых интересных фактах о жизни и культуре евреев:

Деньги – это инструмент

Евреи умеют превращать деньги в источник заработка − это позволяет не просто экономить, копить и приумножать, а зарабатывать. Они не боятся что-то менять в своей жизни, выходить из зоны комфорта и искать новые варианты получить доход.

Наиболее известный способ заработать деньги с помощью денег − грамотное инвестирование, что в любом случае предполагает риск. Однако, как гласит известное еврейское высказывание: «Ты доволен тем, что ты имеешь? Нет? Жалко ли это потерять? Да? Значит, тебе жалко потерять свое недовольство».

Ларри Эллисон, один из богатейших людей мира, следует принципу «Не рисковать – значит не жить». Майкл Блумберг также считает, что если человек боится рисковать, он не поднимется выше среднего.

Поэтому именно евреи стали крупнейшими инвесторами в мире. Деньги должны приносить деньги – вот их главное убеждение. Особенность еврейского инвестирования – сосредоточенность на долгосрочных и важных проектах. Ларри Пейдж, миллиардер, выросший в еврейской семье, следует этому принципу.

Ларри Пейдж

Ларри Пейдж − высокооплачиваемый SEO-специалист компании Google

Правильно инвестировать – значит вкладывать на 10-15 лет вперед и не ждать сиюминутной выгоды. Но инвестируя в рискованный проект, грамотный бизнесмен продумает пути к отступлению. Евреи не бросаются в омут с головой, как обычно происходит у русских даже в фольклорных преданиях. Просадить все деньги в казино – ни в коем случае. Жители Земли Обетованной тщательно просчитывают каждый шаг: если проект убыточен, надо вложить деньги в другое дело, и как можно скорее.

Еврейский философ и богослов Моисей Маймонид рекомендует иудеям разделить все свои деньги на три равные части: одну – вложить в покупку недвижимости, еще треть потратить на развитие бизнеса, остальное оставить наличными.

Постоянный поиск пассивного дохода

Сэкономленные деньги евреи не хранят дома в чулке или копилке, а пускают в дело. Например, инвестируют в собственный бизнес. Они готовы выкладываться по максимуму для развития своего предприятия на любом этапе − как в самом начале, так и на пике успеха, о чем свидетельствует еврейская пословица «Кто деньги гребет, тот не устает». Если по каким-то причинам реализовать бизнес-идею не удалось, еврей не опустит руки, а будет искать способы исправить ситуацию или планировать работу над новым проектом.

Стойкость к маркетинговым уловкам

Современные стратегии маркетинга рассчитаны на необдуманные сиюминутные порывы потребителей. Многие уловки направлены на людей, желающих подчеркнуть свой статус в глазах окружающих: брендовые вещи и дорогостоящие гаджеты подаются как необходимые атрибуты каждого успешного человека.

Это никак не соответствует мировоззрению представителей еврейской нации. Стоять сутками в очереди за новой моделью смартфона они точно не станут. Евреи четко планируют расходы на месяц и даже на год, поэтому импульсивные покупки им не свойственны.

Доходы не афишируются

Успешные евреи не рассказывают знакомым и тем более посторонним людям о своем заработке и не демонстрируют даже намеки на него в социальных сетях. Кроме этого, независимо от размера собственного состояния, они не будут расходовать его на то, чтобы просто произвести впечатление: не покупают золотые часы, флагманские смартфоны, автомобили последних моделей или брендовую одежду без особой необходимости.

Марк Цукерберг

Владелец Facebook миллиардер Марк Цукерберг в повседневной жизни носит недорогие футболки и джинсы

Бедным быть глупо

Евреи верят, что деньги можно заработать всегда. Даже потеряв состояние, удастся нажить его снова, если не опускать руки. Президент компании Max Factor Линда Джой Вачнер начала свой путь с самых низов. В детстве, оказавшись на 2 года в гипсе, она не потеряла важнейшее качество – самоуважение. Линда не боялась никакой работы: была продавщицей в универмаге во время каникул в колледже, после окончания учебы стала закупщиком для торговой компании с зарплатой 90 долларов в неделю, занимала должность исследователя рынка. Всё это дало ей бесценный опыт в области маркетинга и помогло исполнить мечту – открыть собственную компанию.

Линда Джой Вачнер

Благодаря профессионализму Линды компания MaxFactor стала одной из наиболее популярных в бьюти-индустрии

Еврейские домохозяйки не ограничиваются семейными заботами и уходом за детьми. Лилиан Менаше Вернон основала бизнес по продаже подарков и сувениров по каталогам в 23 года, будучи беременной вторым ребенком.

За все нужно платить

Евреи уверены, что ничего в мире не достается бесплатно. В частности, любая работа должна быть оплачена. Святая обязанность каждого еврейского работодателя – вовремя выплатить зарплату своим сотрудникам, что позволяет сохранить доверие между начальником и подчиненным. Задержка зарплаты подрывает его, соответственно, работник начинает хуже исполнять свои обязанности, а это прямой путь к дополнительным расходам или возможным убыткам в бизнесе.

Кроме этого, евреи знают, что потеря времени равна потере денег. Промедление при запуске в продажу нового товара может также повлечь убытки. Лилиан Вернон убеждена, что выгоднее выпустить новое изделие, даже если это окажется ошибкой, чем предварительно проводить затянувшееся маркетинговое исследование: нельзя предугадать, как отреагируют потребители на то, чего еще не было на рынке.

Лилиан Менаше Вернон

Лилиан Менаше Вернон основала собственный бизнес, находясь в декретном отпуске

Полезные для экономии еврейские привычки

Знания о грамотном распоряжении финансами передается евреями из поколения в поколение. Многие ценные рекомендации содержатся непосредственно в Торе. Поэтому, независимо от места жительства, будь то Израиль, США, Россия или иное государство, образ мыслей и ключевые привычки представителя народа семитского происхождения будут схожими.

Самостоятельность

Умение принимать решения самостоятельно воспитывается в детях с малых лет. В частности, евреев с детства приучают к работе. Отличным примером служит история Эсте Лаудер, которая еще ребенком помогала отцу в его магазине. Когда девочке было 6 лет, к ним домой приехал ее дядя-химик, создававший кремы для ухода за кожей в своей маленькой лаборатории в старом сарае за домом. Эсте очень увлеклась этим занятием, и это стало началом ее будущей косметической империи.

Секрет успеха бренда заключается в грамотном маркетинге и стремлении к постоянному росту. Юная Эсте не боялась предлагать прохожим бесплатно попробовать свою продукцию и раздавать образцы, проводила демонстрации везде, где только можно: в салонах красоты, метро, гостиницах, торговых центрах.

Эсте Лаудер в молодости

Своеобразной рекламой стала ухоженная кожа Эсте Лаудер: клиенты верили, что достигнут такого же эффекта с помощью ее косметики

Миллиардер Майкл Блумберг в детстве сам оплачивал свое пребывание в летнем лагере бойскаутов, заработав денег на продаже рождественских украшений. Родители-евреи прививали сыну самостоятельность и навестили его всего два раза за всё лето.

Майкл Блумберг

Майкл Блумберг добился успеха не только в бизнесе, но и в политике: в 2001 году стал мэром Нью-Йорка, а в 2005 году его переизбрали на второй срок

Понимание важности образования

Образование – основное богатство, которое не обесценится ни при каких, даже самых кризисных условиях, поэтому на нем евреи не экономят. Родители могут существенно урезать расходы и отказывать себе во всем, оплачивая учебу своих детей в престижном университете. Детей начинают обучать грамоте в довольно раннем возрасте. При этом под словом «читать» подразумевается заучивание наизусть. Подробнее об этом и некоторых других традициях − в краткой лекции Ирины Шиховой, музеографа еврейского культурного центра «Кедем»:

Даже имея диплом, евреи продолжают учиться всю жизнь, считая накопленные знания наивысшей ценностью, которую никто не украдет. Востребованный грамотный специалист никогда не будет беден.

И даже в вопросах обучения евреи находят способы сэкономить: они предпочтут качественные бесплатные курсы платным. Это еще один еврейский принцип: зачем платить, если можно не платить, который успешно применим и в бизнесе.

Уверенность в себе

Каждому еврейскому ребенку прививают важную мысль «Я могу всё сам», что помогает идти по жизни с гордо поднятой головой и не бояться нестандартных решений, рисков, резких изменений в жизни. Еврейские каноны воспитания предписывают поощрять хорошее поведение детей и хвалить их не наедине, а перед всеми. Это мотивирует ребенка и дает ему возможность почувствовать, что его любят и ценят. Родители направляют действия ребенка в нужное русло, воспитывают терпеливо и с любовью.

Еврейская семья

Даже если в еврейской семье много детей, родители уделяют максимум времени и внимания каждому

Впоследствии уверенные в себе люди будут иметь больше шансов добиться успеха в жизни. Как пример, будучи уже известной в Америке бизнесвумен, Эсте Лаудер не постеснялась прийти в самый фешенебельный магазин Парижа и разбить об пол парфюмерного отдела баночку своих духов.

Чопорная местная публика была шокирована подобным поведением, и об этом даже писали газеты. Однако такой хитрый рекламный ход позволил продемонстрировать дивный аромат большому количеству людей и привлечь внимание к бреду. Вскоре после этого бизнес Эсте охватил и Европу.

 

Взаимопомощь

Помощь ближнему и благотворительность широко распространены в еврейском сообществе как на территории Израиля, так и в любой другой стране. Так, 10% дохода религиозные евреи отдают на «цдаку», что в переводе означает «справедливость». Материальная помощь нуждающемуся является способом восстановления справедливости. Отличие русского взгляда на благосостояние заключается в уверенности, что достаток человека – его заслуга и ответственность, в то время как согласно концепции иудаизма, материальное благополучие – это проявление воли Всевышнего.

Посылая человеку богатство, Бог проверяет, как он будет им пользоваться. Зная это, праведные евреи не экономят на помощи нуждающимся, потому что свыше им пошлют награду и в этом мире, и после смерти. В священных еврейских писаниях отмечено, что цдака отодвигает тяжелые приговоры, спасает от голода и даже помогает разбогатеть.

Правило о милостыне

Отрывок из книги известного миллиардера Р. Абрамовича «Бизнес по-еврейски. 67 золотых правил»

Особенно важно то, что цдака – не только денежное подаяние. Тора предписывает еврею дать нуждающемуся человеку не деньги, а работу. Иными словами, нужно дать инструмент для заработка − предложить не рыбу, а удочки. Цдака – своего рода страхование на случай потери денежного состояния. Поэтому, оказавшись в чужой стране, иудей не останется без помощи местной еврейской общины. Бизнес также выгоднее вести со своими собратьями по религии.

Умеренный аскетизм

Заварить чайный пакетик 7 раз, а потом вытряхнуть заварку и сшить из пакетиков занавески – известная шутка о еврейской скупости. Экономят евреи любые ресурсы, будь то время, деньги, продукты питания, физические усилия или что-то другое, но делают это с умом. Иудейские хозяйки выстраивают быт оптимально, не допуская пустых трат на излишние продукты, которые потом придется выбросить по истечении срока годности.

Сергей Брин, миллиардер еврейского происхождения и сооснователь Google, говорит: «У моих родителей я научился быть скромным и довольствоваться малым. Я до сих пор не люблю оставлять еду на тарелке во время обеда и обращаю внимание на цены в магазинах…». И даже одеваться он предпочитает в магазинах низких цен Costco.

Загрузка ... Загрузка …

Евреи экономят в повседневной жизни, даже если нажили огромное состояние. Марк Цукерберг, не менее состоятельный еврей, предпочитает демократичные закусочные и часто бывает в McDonald’s. Подробнее об особенностях отношения к деньгам в еврейских семьях можно узнать из видео:

Шаббат

Как ни странно, еврейская суббота напрямую помогает евреям экономить деньги, так как в этот день их невозможно потратить. Помимо того что праведные иудеи в шаббат не должны работать, им просто запрещено прикасаться к деньгам. Да и большинство магазинов в субботу закрыто.

Можно существенно сэкономить, если один день в неделю не пользоваться деньгами вообще. Особенно если этот день – выходной.

Как правило, евреи проводят шаббат с близкими им людьми в семейном кругу, а не в магазинах и на рынках. А вот почему евреи не работают в субботу и чем занимаются в этот день:

Забота о семье

Семья – великая ценность, поскольку отношения между Богом и человеком считаются схожими с отношениями между мужем и женой. В Талмуде говорится: «Мужчина, не имеющий жены – не человек». Несколько поколений могут мирно уживаться под одной крышей, а к старшим относятся очень уважительно и проявляют заботу, поскольку так предписывается Торой.

Не только евреи умеют экономить. Прочитайте о 10 способах экономии от богатых людей.

Для евреев чужих детей не бывает. Родственники обязательно приютят и вырастят ребенка как своего собственного, если он остался без родителей, и его интересы ни в чем не будут ущемляться. Экономят евреи на многом, но не на детях.

Тесные семейные связи прослеживаются даже при построении семейного бюджета. При планировании расходов семьи следуют рекомендациям иудейских мудрецов: каждый еврей должен тратить на себя самого меньше своих финансовых возможностей, на нужды своих детей – сколько сможет себе позволить, причем в равных долях на каждого ребенка, а на жену – больше своих возможностей. Так советуют знатоки религии.

Получив дополнительные деньги, например, в случае удачной торговли, на часть этой суммы еврей купит своей супруге хороший подарок, лучше всего ювелирное изделие. Важно то, что эта дорогостоящая покупка остается в семье, а не уходит из бюджета. О семейных ценностях и еврейских принципах построения семьи:

Все описанные жизненные принципы были проверены веками. Грамотно выстраивают бюджет, соблюдают умеренность в расходах, вкладывают накопленные средства в дело, не жалеют денег на образование, воспитывают в детях самостоятельность, помогают нуждающимся – вот как экономят евреи. Многочисленные примеры успешных представителей этого народа подтверждают эффективность их подхода к экономии и заработку.

Напишите в комментариях, есть ли у вас знакомые евреи и можете ли вы их назвать экономными людьми.

на чем сэкономить и как разбогатеть

Выдающееся умение евреев наживать и приумножать состояние давно стало поводом как для анекдотов, так и для серьезных размышлений и исследований. И действительно, то, что список богатейших людей в мире возглавляют иудеи (Цукерберг, Эллисон, Блумберг) явно заставляет задуматься. Как же им удается так грамотно распоряжаться деньгами?

Стереотип

В мире сформировалось устойчивое представление о евреях как о людях хитрых, скупых и жадных. Отчасти именно это не добавляет им популярности среди гоев (так они называют неевреев). У людей закрепилось мнение, что только стяжательством, жадностью и нечестными методами можно сколотить такое состояние.

Однако этот стереотип не имеет ничего общего с действительностью. Евреи действительно любят деньги (ну, а кто не любит?), но их можно назвать скорее бережливыми, экономичными и расчетливыми, нежели скупыми. Благодаря своей проницательности и дальновидности они всегда четко знают, как распорядиться капиталом, чтобы приумножить доход и получить выгоду. Для этого им достаточно следовать несколько базовым принципам по управлению средствами. С ними мы сейчас и познакомимся.

Умелое инвестирование

Главное, что позволяет евреям всегда оставаться на плаву, это грамотное вложение средств. Для большинства людей характерна такая особенность: получив некоторую сумму денег, они немедленно спускают ее на какие-то личные нужды — возможно, важные, но все же зачастую с этими расходами можно и подождать.

Иудеи поступают совсем иначе. Если у них есть деньги, то они стараются сохранить их. Самый удобный способ — это инвестирование. Евреи всегда тщательно изучают проект, в который собираются вложиться, чтобы избежать ошибки и не лишиться денег. Внимательно ознакомившись со всеми нюансами, они принимают решение. Столь тщательное планирование приводит к тому, что они очень редко теряют потраченные средства. Наоборот, их деньги возвращаются к ним в приумноженном виде.

Знание — сила

Евреев можно по праву охарактеризовать как одну из самых умных и образованных наций на земле. Обучение ребенка начинается с самого раннего возраста и продолжается всю жизнь. Даже получив высшее образование, евреи на этом не останавливаются, а получают еще одно или же занимаются самообучением.

Постоянная тренировка умственных способностей делает их грамотными аналитиками, стратегами и мыслителями. Они понимают, что деньги не упадут с неба, а значит, придется напрячь извилины, чтобы их получить. И они с готовностью и упорством занимаются самосовершенствованием, чтобы всегда уметь просчитать все варианты.

Умеренная воздержанность

Евреи являются до некоторой степени аскетами. Нет, они не те анекдотичные персонажи, чья скупость не знает границ, просто они действительно не склонны предаваться излишествам и показной роскоши. Иудеи умеют экономить на всем: питании, одежде, мебели и посуде, образовании. К примеру, они скорее выберут хорошие бесплатные курсы, чем пойдут на дорогостоящее обучение.

Показательным примером является один из богатейших людей в мире Марк Цукерберг. Будучи в числе основателей Facebook, Цукерберг заработал не только популярность, но и огромное состояние. При этом сам он ведет очень скромный образ жизни, носит простые джинсы и футболки, а обедает иногда в дешевых закусочных.

Евреи понимают, что показное богатство и кичливость — это не путь к преуспеянию. Поэтому дешевые понты им не свойственны.

Взаимовыручка

В иудаизме присутствует такая заповедь, как цдака, что в переводе означает «благотворительность, справедливость». У евреев принято всегда подавать ближнему и жертвовать средства на благотворительность. Нуждающемуся человеку они готовы предложить не столько деньги, сколько работу, то есть способ эти деньги добывать самому.

Дело в том, что богатство у иудеев — это не только результат их кропотливого труда, но, по их мнению, еще и дар свыше. В этом они сильно отличаются от русских и американцев. То есть господь в своей милости позволил им разбогатеть, значит, гордиться тут особенно нечем, нужно смиренно принять свое преуспеяние и поделиться им с теми, кто в этом нуждается.

Поэтому еврей, переехавший, к примеру, в другую страну, может всегда рассчитывать на помощь своих собратьев по вере. Деловые отношения они тоже предпочитают вести между собой.

Также для иудеев очень важна семья. На детях евреи не экономят, всегда стараются дать им лучшее. Высоко почитаются и жены. Например, еврей с удовольствием на заработанные деньги купит супруге в подарок украшение. И жена рада, и деньги остаются в семье, чтобы перейти к следующим поколениям.

Вера в себя

Большинству евреев свойственно чувство самостоятельности, независимости и веры в свои силы. Позитивное мышление помогает им не предаваться жалости к себе в случае неудачи, а двигаться дальше. Уверенность в том, что все получится, приводит их к успеху.

Приведем такой пример. Американская предпринимательница еврейского происхождения Эсте Лаудер уже с детства начала развивать свой бизнес. Когда ей было шесть лет, в их доме поселился ее дядя-химик. У него была маленькая лаборатория в сарае за домом, где он создавал средства по уходу за кожей. Юная Эсте сразу же заинтересовалась его производствам и быстро стала вникать в суть дела.

Затем девочка занялась дистрибуцией продукта. Она не боялась предлагать прохожим на улицах, в метро, у входов в магазины бесплатные образцы косметики. А ее собственная безупречная кожа была лучшей рекламой качества продукции.

Предприимчивость

Продолжим рассказ об Эсте. Уже став успешной предпринимательницей в США, она продолжала искать способы расширить рынок сбыта, в том числе в европейских странах. Однажды она пришла в фешенебельный магазин Парижа и разбила об пол стеклянную бутылочку своих духов. Аромат распространился по магазину, и очарованные им женщины сразу заинтересовались продукцией.

Кроме того, Эсте любила лично консультировать своих покупательниц, стоя за прилавком своего магазина. Наконец, она ввела схему «подарок с покупкой», что, естественно, еще больше привлекло к ней покупателей.

Получается, что для успеха дела евреи всегда готовы проявлять смелость и предприимчивость, искать новые способы «раскрутить» свой бренд, а главное — неизменно верить в себя и свои силы.

Шаббат

Одна из еврейских традиций, которая помогает экономии, это шаббат. Седьмой день недели (в иудаизме это суббота) должен быть свободен от работы и любого взаимодействия с финансами. Проще говоря, в этот день евреи по возможности вообще не притрагиваются к деньгам, а значит, способов расстаться с ними практически нет.

Вы можете опробовать этот способ: пусть на неделе у вас будет хотя бы один день, когда вы воздержитесь от абсолютно любых трат.

Ни шагу назад

И, пожалуй, еще одно качество евреев, которое помогает им экономить и приумножать нажитое, это их высочайшая мотивация и целеустремленность. Иудеи искренне считают, что бедным быть глупо. Еврейка Линда Вачнер, президент компании Max Factor, не побоялась выбиваться в люди из самых низов. Она работала продавщицей, затем, благодаря уму и упорству, поднялась до закупщика, исследователя рынка и, наконец, до президента.

Берясь за какое-то дело, нельзя отступать, если сталкиваешься с трудностями. Настойчивость на пути к победе, вера в себя, упорство и решительность — вот качества, которые помогают евреям успешно добиваться всех целей и зарабатывать деньги.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Почему деньги так любят евреев?

Секреты бизнеса по-еврейски, которые привлекают такое огромное количество денег.

Почему деньги так любят евреев? Какими секретами они обладают, чтобы привлекать такое огромное количество денег? И вообще, есть ли какие-то особенные секреты богатства, присущие именно этому народу?

22 золотых правила

1. Пусть имущество собратьев ваших будет вам так же дорого, как собственное. Несмотря ни на что бизнес партнер еврей один из самых порядочных. По своему опыту и опыту своих близких могу сказать, что те евреи с которыми сталкивала нас жизнь с большим уважением относились к имуществу и относительным успехам моей семьи.

2. Не теряй понапрасну времени. Подумать только сколько времени мы тратим зря в ожидании, транспорте, бездумном просиживании онлайн — каждая минута это дар и эту минуту надо тратить с пользой. Я вчера весь день думал над этой фразой и прочел несколько хасидских притч на эту тему. Поэтому на следующей неделе начну один эксперимент со своим временем.

3. Держись подальше от плохого соседа. Почему такое дорого жилье в центре?! Да потому, что жилье стоит на 50% из-за того кто твой сосед. Как лучше начать день — встретить Виталия Кличка в лифте или же депрессивную старушку с 10-ю котами?!

4. Не говори ничего, если тебе нечего сказать

5. Работай пока горит свеча. Если наша свеча (жизнь, желание работать, желание создавать) еще горит нельзя останавливаться — нужно идти дальше.

6. Давайте деньги в трудные времена. Это инвестиция в будущее человека, причем инвестиция с самым большим возвратом на вложенный капитал.

7. Всегда приветствуйте другого человека

8. Каждый человек заслуживает слова благодарности

9. Они знают, что такое богатство. Этой теме я посвящу целый пост так как сам хочу определить для себя что такое богатство. В данный момент я считаю, что быть богатым это иметь 5 миллионов долларов, но мне понравилась другая вариация на эту тему — еврейская мудрость — «богат тот кто счастлив тому, что имеет»

10. Крадущий время – вор, так же как и крадущий деньги. Я ограничил своё общение с такими людьми до минимума. Может быть это жестоко, может быть плохо, но управление временем сродни управлению миллиардами

11. Платите работникам вовремя

12. Не следует говорить все, что думаешь

13. Иногда нужно дать больше, чем достаточно, если ты действительно хочешь дать достаточно

14. Наниматель должен знать как живет его работник

15. Если кто хочет убить тебя, убей его первым

16. Умейте говорить – мне нужно, переступив через гордыню

17. Пусть ваше слово, не клятва, обязывает вас

18. Никогда не оскорбляйте другого человека

19. Планируйте свою жизнь

20. Поощряйте себя за хорошую работу

21. Поручайте дела другим

22. Ищите равновесие в жизни

Как относиться к деньгам? Учимся у евреев

Каждый, кто в Израиле хотя бы месяц ходил на работу, знает, что зарплата могла бы быть и побольше. Но приходится мириться. Репатриировавшийся в 2009 году кандидат экономических наук из России Илья Смагаринский в предпенсионном возрасте перестроил свою духовную жизнь, обратился к иудаизму; и уже с таких позиций он попытался рассмотреть техники обращения евреев с деньгами.

Горские евреи: диалектика религии и этноса

Секреты еврейского обогащения

В авторском предисловии Смагаринский пишет об этой книге так: «Работа — по сути компилятивный обзор записанных Торой знаний о правилах и поведенческих нормах «еврея экономического» и как с помощью денег в том числе сделать мир гармоничным».

Издательство «Гешарим», разделяющее стремление к этой благой цели, в 2015 году выпустило в свет новую 220-страничную книгу под названием «Секреты еврейского обогащения». По сути, это слегка дополненный вариант вышедшей в 2013 году в «Гешариме» 150-страничной книжки того же автора «Бизнес в рамках еврейского Закона (карманный справочник предпринимателя)».

Увы, ни слова о том, как составить себе богатство, в этой книге нет. Текст предназначен в первую очередь для евреев, причем соблюдающих традиции иудаизма, желательно автору — ортодоксального, не реформистского толка. Текст утверждает, что еврею следует относиться к еврею иначе, чем к нееврею (гою), но ни слова не говорит о том, где еврею или гою добывать деньги.

Ни в каком случае не желает автор обогащаться за счет вынужденного труда другого еврея или за счет получения выгоды от продажи денег как товара, да и другим не советует.

Если допустить, что у книги «Секреты еврейского обогащения» существует идеальный читатель, то есть такой читатель, который будет истово и неукоснительно выполнять изложенные в тексте книги советы, то его главными заботами будут: не взять с собратьев ни агоры лишней, свято соблюдать субботнее безделье, ежемесячно отдавать десять процентов своего дохода общине и как можно чаще подавать милостыню (цдаку) для бедных.

Возможно, таким способом читатель разбогатеет духовно, но уж материально — это вряд ли.

Автор цитирует положение, которое сформулировал живший в XIX веке раввин Мальбим (1809 — 1879): «Ведь давший свои деньги в долг без процентов полагается на то, что Бог со своей стороны даст ему богатство чудесным образом, поскольку это обещание объединяется здесь с указанием на исход из Египта, когда выделил Всевышний евреев из этого мира, чтобы управлять ими чудесным образом.

А дающий в долг под проценты отрицает все это и хочет обогатиться за счет процентов, и в конечном счете его имущество, вопреки его надеждам, у него не удержится». Хорошо бы расположить эту цитату как руководство к действию на рабочих столах израильских банковских служащих…

Духовная составляющая богатства

Боюсь, что ни один из современных состоятельных евреев не принял советы Ильи Смагаринского; более того — для накопления богатства наши нувориши действовали прямо противоположным образом.

Тем не менее книга получилась основательной, компактной, последовательной и даже местами увлекательной. В этом заслуга в первую очередь издателя Михаила Гринберга, сумевшего обеспечить высокий уровень редактирования, предпечатной подготовки и полиграфического исполнения.

«Гешарим» — наиболее солидное в Израиле действующее русскоязычное издательство, коммерчески успешно работающее вот уже 26 лет и выпустившее более пятисот наименований книг общим тиражом около двух миллионов экземпляров.

Могу представить, сколь нелегко было даже самым опытным его редакторам трудиться над сложными, ветвистыми размышлениями и переведенными с иврита примерами различных ущербов и компенсаций, в изобилии содержащихся в «Секретах еврейского обогащения».

Так и не удалось полностью очистить текст «Секретов…» от забавных, но странноватых авторских домыслов, вроде: «…ненаивному человеку, (каковым еврей является по определению) должны сразу «высветиться» доходные перспективы владельцев бизнеса…» (страница 121), или «…иди знай, с какой закуской или выпивкой проглотишь гвоздь или еще хуже — бриллиант…» (страница 205).

По какому определению всякий еврей не наивен, или почему проглотить бриллиант хуже, чем проглотить гвоздь — об этом знают только автор и Бог. Кстати, и написание этого русского слова и его синонимов свидетельствует об умеренной степени ортодоксальности редакторов: они пишут «Б-г», но «Всевышний», тогда как более радикальные не жалеют Всевышнего и заменяют в этом слове первое «е» черточкой.

Путь к духовному совершенствованию долог и сложен, но не легче и путь к земному материальному богатству. Об этом можно судить по тому, что гораздо большему количеству людей удается «вернуться к ответу», то есть разбогатеть духовно, нежели составить себе значительное материальное состояние.

Говоря по этому случаю «на все воля Божья», я немедленно вспоминаю русскую пословицу «Бог-то Бог, да сам не будь плох». И, пожалуй, об этом есть высказывание в замечательной книге «Секреты еврейского обогащения»: «Б-г хозяин всего, человек — ремесленник, а весь ощущаемый мир — материал.

Человеку предписано преобразовывать мир материи, чему награда — плата за его труд и усердие, но не абсолютно властвовать над созданным». Повезло тому, кто удачно выбрал Хозяина, но полезно было бы человеку из первых уст узнать — выбрал ли Хозяин его.

Евреи и деньги — Денга

Идея о том, что евреи хорошо разбираются в деньгах и заработке криптовалюты— один из древнейших  стереотипов о евреях. Но нельзя отрицать, что евреи хорошо представлены в финансах и бизнесе.

 В Китае книги, рекламирующие предполагаемые секреты еврейского финансового успеха, стали бестселлерами, в то время как во всем мире антисемиты долгое время выступали против предполагаемого контроля евреев над международными банковскими операциями.

Как и многие стереотипы, этот имеет свои истоки в исторической реальности. Евреи уже давно широко представлены в сфере финансов и бизнеса. Это обычно связывают с тем, что на протяжении веков евреи были исключены из профессиональных гильдий и лишены права владеть землей, что заставляло их работать купцами и финансистами. Однако некоторые ученые утверждают, что исторические данные не подтверждают этот тезис и что еврейский финансовый успех объясняется высоким уровнем грамотности населения.

Какими бы ни были его причины, еврейский бизнес и финансовый успех чаще всего были главной движущей силой антисемитизма. Шейлок — персонаж Шекспира, кредитор, который извлекает фунт плоти из обанкротившегося должника, является одной из самых известных карикатур в истории еврейского бизнесмена. Эта карикатура придавала зловещий оттенок жадности и эксплуатации еврейским финансовым сделкам,которые будут использоваться для оправдания антиеврейских мер на протяжении многих столетий. Предполагаемый еврейский контроль над мировой финансовой системой — особенность того, что некоторые называют экономическим антисемитизмом — был главной темой в войне Гитлера против европейских евреев, антисемитских разглагольствований отца Кофлина в Соединенных Штатах и царской подделки протоколов сионских мудрецов. Связанные с этим оскорбления включают утверждения о том, что евреи богаты, жадны и скупы, одержимы материальными благами и прибылью и что они используют свои экономические преимущества, чтобы помочь своему собственному народу, в ущерб общественному благу. То есть утрируют отношение евреев к деньгам.

Происхождение евреев и денежный стереотип

Карикатура на еврейских биржевых спекулянтов, опубликованная в немецком сатирическом журнале Fliegende Blätter в 1851 году. (Викимедиа)

Евреи деньги анекдот: «Шел еврей по улице. Нашел деньги. Посчитал. Не хватает!!!»

Евреи были связаны с ростовщичеством, по крайней мере, на протяжении тысячелетий. Наиболее распространенным объяснением этого было исключение европейских евреев в Средние века из различных гильдий, их заключение в гетто и ограничения, мешающие им владеть землей. Кроме того, средневековое христианское богословие утверждало, что взимание процентов (известное как ростовщичество) было греховным, что удерживало многих христиан от того, чтобы становиться финансистами. Таким образом, на поле стали преобладать евреи. Историк Говард Сачар подсчитал, что в XVIII веке “возможно, что три четверти евреев в Центральной и Западной Европе были ограничены ненадежными занятиями розничной торговлей» и «уличным банковским делом», то есть ростовщичеством.» Тот факт, что христиане считали такие занятия несовместимыми с их религиозными принципами, питал представление о том, что евреи морально неполноценны, готовы заниматься неэтичной деловой практикой, которую отвергали достойные люди.

Альтернативное объяснение заключается в том, что склонность евреев к финансам является результатом не профессиональной изоляции, а еврейского акцента на обучении и грамотности. Ряд ученых выдвинули версии этого тезиса. В своей книге «Избранные немногие: как образование сформировало еврейскую историю», опубликованной в 2012 году, экономисты Маристелла Боттичини и Цви Экштейн утверждали, что с разрушением древних храмов в Иерусалиме и началом еврейской диаспоры, еврейская преемственность внезапно стала зависеть от широко распространенной религиозной грамотности. Те, кто получал образование, оставались евреями, в отличие от тех, кто ассимилировался и обращался в другую веру. Со временем еврейская община превратилась в уникально образованное население, что, в свою очередь, побудило евреев отказаться от сельского хозяйства в пользу более высокооплачиваемых профессий и предприятий.

Эволюция стереотипа

Из факта чрезмерной представленности евреев в профессиях, которые христиане в значительной степени считали дегенеративными, возник стереотип еврея как воплощения коммерческой жадности, эксплуататора бедных и источника экономической боли и страданий для масс. Возможно, ничто так не укрепило этот образ в Европейском воображении, как Венецианский купец — где представлен еврей считает деньги. В этой пьесе, написанной в конце 16-го века, Шейлок — еврейский ростовщик, который предоставляет кредит, гарантированный фунтом плоти от христианского купца Антонио. Когда корабли Антонио теряются в море, и он не может погасить кредит, Шейлок вызывает его в суд, где, несмотря на то, что ему предлагают вдвое больше первоначального кредита в качестве погашения, он настаивает на том, чтобы потребовать свой фунт плоти, который он планирует получить, отрубив его от тела Антонио ножом.

Хотя ученые не согласны с тем, отражал ли Шекспир укоренившийся антисемитизм своего времени или предлагал тонкую критику, Шейлок стал синонимом не только еврейской жадности, но и антисемитизма в целом, восприятие углубляется ранними сценическими изображениями персонажа как мстительного злодея. Шейлок оказал длительное влияние на изображение евреев в английской литературе и использовался нацистами в качестве пропагандистского образа. Десятки постановок Венецианского купца были смонтированы в нацистской Германии в 1930-х годах.

Евреи занимали видное финансовое положение в Европе, что делало их готовыми козлами отпущения во времена экономического кризиса. Веками так называемые придворные евреи выступали главными финансистами проектов европейской аристократии. В 1760-х годах один из этих придворных евреев, Майер Амшель Ротшильд, основал в Германии банковский бизнес, который со временем вырос в огромный международный конгломерат и принес одно из крупнейших семейных состояний в мировой истории. Имя Ротшильдов стало синонимом еврейской финансовой власти, использовавшейся как стенография для скрытной и чрезмерной власти евреев, которые, как утверждалось, владели экономической судьбой мира. Несмотря на свое еврейское происхождение (его родители в детстве обратили семью в протестантизм), Карл Маркс, философ, который первым популяризировал идею о том, что капитализм по своей сути является эксплуататорским, выделял евреев, в частности, за их роль в его продвижении.

Поскольку ростовщичество превратилось в институционализированное банковское дело, евреи продолжали занимать ведущие позиции в финансовом мире. По всей Европе в 18-м и 19-м веках евреи построили ряд влиятельных банков, чем еще больше подпитали антисемитские теории заговора. Во время массовой иммиграции евреев в Соединенные Штаты, начиная с конца 19-го и начала 20-го веков, евреи заняли видные позиции в растущем финансовом центре Нью-Йорка, основав Salomon Brothers, Lehman Brothers, Goldman Sachs и другие. Они также занимали видное место в государственной финансовой системе.

С 1987 года председатель Федеральной Резервной Системы США был евреем, как и четыре из последних восьми секретарей Казначейства США. Три из 12 президентов Всемирного банка были евреями. Евреи также значительно представлены среди самых богатых американцев. По данным Forbes, половина из 10 самых богатых американцев в 2016 году были евреями, несмотря на то, что евреи составляли менее 2 процентов населения США.

В результате разговоры о «международных банкирах» по-прежнему широко рассматриваются как завуалированная форма антисемитизма. Когда Дональд Дж. Трамп, агитируя за президентство в 2016 году, обвинил своего соперника, бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон,  в том, что она

“тайно встречается с международными банками, чтобы спланировать разрушение суверенитета США, чтобы обогатить эти глобальные финансовые державы”

, некоторые увидели в этом возрождение антисемитских стереотипов. Джонатан Гринблатт, генеральный директор Антидиффамационной лиги, призвал Трампа в Twitter

«избегать риторики и троп, которые исторически использовались против евреев и все еще подстегивают #антисемитизм.”

Современное отношение

Не все отсылки к еврейской финансовой доблести злонамеренны, и некоторые даже вызывают глубокое восхищение. В Китае стремление подражать успеху еврейского бизнеса привело к появлению в последнее время издательской тенденции, направленной на раскрытие секретов богатства, содержащихся в древних еврейских текстах. «Взломайте Талмуд: 101 еврейских бизнес-правил», «16 причин для евреев становятся богатыми», «секрет Талмуда: еврейский кодекс богатства» и «Секрет еврейского успеха: Десять Заповедей еврейского успеха»  — все эти книги про то, как евреи любят деньги были опубликованы в Китае в последние годы.

На Западе, однако, разговоры о еврейской известности в финансах чаще являются обычным проявлением антисемитской риторики. Дэвид Дюк, бывший великий магистр ККК, неоднократно выступал против еврейского” господства“ в СМИ и банковской сфере (наряду с порнографической индустрией и усилиями по ”дехристианизации» Америки). Юстас Маллинс, отрицатель Холокоста, который умер в 2010 году, утверждал в нескольких опубликованных работах, что Федеральная резервная система была создана тремя еврейскими “вражескими иностранцами”, чтобы захватить американскую валютную систему. Антисемитский сайт Jew Watch включает в себя страницу со списком «международных банков и евреев, которые их основали.»Луи Фаррахан из Нации ислама уже давно утверждает, что евреи контролируют международную финансовую систему.

Такие идеи были усвоены широкой публикой. Согласно исследованиям, проведенным ADL, значительный процент респондентов практически во всех странах считают, что евреи имеют слишком много власти в бизнесе и на международных финансовых рынках. Примерно половина респондентов во Франции согласились с этой идеей, а также треть немцев и почти три четверти египтян. Даже в Соединенных Штатах, где антисемитизм довольно низок по мировым стандартам, около 18% респондентов заявили, что евреи имеют слишком много власти в деловом мире.

Источник: myjewishlearning